Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Наталья Антипина рассказала о насущных проблемах Росреестра и поделилась планами на будущее.
– Наталья Николаевна, год прошел с того момента, как Вы стали руководителем Росреестра. Как Вы оцениваете результаты работы Вашего ведомства за 2013 год?
– Год был непростым для всей команды Росреестра, но нам удалось с хорошими показателями выполнить поставленные задачи – это выполнение «майских» Указов Президента, подготовка к введению налога на недвижимость, в рамках которой мы проводили сопоставление данных базовых государственных информационных ресурсов Росреестра – реестра прав и кадастра недвижимости.
В числе наших приоритетов в 2013 году – реализация мероприятий «дорожной карты» по повышению качества услуг по регистрации прав и кадастровомуучету, разработка и принятие новой федеральной целевой программы «Развитие единой системы государственной регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)», направленной на финансовое обеспечение мероприятий «дорожной карты». В этом году было уделено большое внимание анализу состояния дел в сфере геодезии и картографии, определению целей, задач и конкретных мероприятий в этой сфере. Росреестр также принимал активное участие в законопроектной работе Минэкономразвития.
В рамках внутренней работы мы вели разработку трех стратегий – стратегии информационной политики, стратегии архивного хранения и кадровой стратегии Росреестра. Одним из моих ключевых направлений в течение года была внутренняя реорганизация, настройка работы центрального аппарата Росреестра для выполнения этих масштабных задач. Кадровый состав серьезно обновлен, работа еще не завершена.
– Наталья Николаевна, а когда в нашем календаре появится такой праздник, как День регистратора?
– Пока такого дня в календаре нет, но это очень хорошая идея. Пока я думаю о более насущных вещах, например, о том, как достойно оплачивать труд наших сотрудников.
– Вам удалось поднять зарплату для них?
– Мы подготовили предложения по повышению материального стимулирования для работников нашей системы.
Наши предложения были приняты Минтрудом, однако не поддержаны Минфином России исходя из того, что зарплата должна повышаться пропорционально с другими федеральными ведомствами. Полагаю, что с учетом «майского» Указа Президента оплата труда государственных служащих будет постепенно доведена до конкурентного уровня на рынке труда при максимальном сокращении штата неэффективных чиновников.
– Как формируете кадровый резерв? Как можно к Вам на работу в Росреестр устроиться?
– Мы приступили к формированию кадрового резерва только в этом году. Пока рано говорить о результатах. Я очень рассчитываю, что у нас появится новое п околение п рофессионалов, которые мыслят иными категориями, отличными от традиционных «болезней» многих чиновников. Для нынешней команды Росре-естра важна высокая мотивация на результат, на достижение ключевых показателей эффективности, на решение проблем граждан и бизнеса. Нам не нужно формальное исполнение обязанностей, которое не приводит к конкретному улучшению наших государственных услуг.
Мы очень внимательно смотрим на молодых специалистов, готовы принимать талантливых ребят на работу.
Все вакансии, которые имеются в Росреестре, а также информация о проведении конкурсов на замещение вакантных должностей размещаются на официальном сайте Росреестра. Поэтому никаких сложностей нет, если претендент на занятие должности соответствует квалификационным требованиям и прошел конкурсную процедуру отбора.
– Вы укрепили центральный аппарат, а как обстоит с работой на местах?
– В Росреестре с 2011 года работает система рейтингов эффективности территориальных органов – в них учитывается достижение целевых показателей по целому ряду параметров, в том числе по самому главному – качеству предоставления наших государственных услуг. В этом году мы стали пилотным ведомством, на котором тестировалась установленная Правительством методика оценки гражданами качества предоставления наших услуг через опрос заявителей, записавшихся по предварительной записи на прием и получивших услугу. В этом году мы получили высокие оценки от граждан
– в среднем 4,4 балла по пятибалльной шкале. Это хороший результат. В следующем году эта оценка будет осуществляться в отношении всех способов получения наших услуг – прием в МФЦ, электронные услуги.
Еще одно нововведение Рос-реестра – ежемесячные рейтинги информационной открытости наших территориальных органов. С их появлением данный показатель в регионах существенно вырос. В частности, это касается доведения информации о наших сервисах, изменениях законодательства, сокращении сроков предоставления услуг, упрощении процедур.
В следующем году будем вводить новые доп олнительные критерии для оценки эффективности руководителей – финансово-экономические показатели деятельности территориальных органов.
– А что в этом году изменилось для граждан?
– Сократились сроки регистрации прав и кадастрового учета – с 20 календарных дней до 18. Но фактически в среднем по регионам мы укладываемся в 13, а в ряде регионов даже в 5 календарных дней. Среди регионов-лидеров – Краснодарский край, Челябинская и Саратовская области. В отстающих – Санкт-Петербург, Ленинградская область и Кабардино-Балкария.
Еще одно новшество – в этом году Кадастровая палата начала выездные приемы – это новая услуга. Специалисты выезжают для приема документов к гражданам и организациям. Эта услуга платная, но она пользуется стабильным спросом. На сегодняшний день мы обслужили более 8 тысяч заявителей. При этом 5% от их числа – это граждане, получившие услугу бесплатно. В льготные категории попадают ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды первой и второй групп.
Каждый гражданин теперь может написать заявление о том, что без его личного участия никто не может распоряжаться его объектом недвижимости, даже предоставив доверенность, по которым обычно работают «черные риелторы». Это принципиальный момент для защиты от фактов мошенничества. Еще одна новация – если произошел переход права собственности, то предыдущий правообладатель объекта может возразить, и эта информация будет отображаться у нас в реестре прав. Потенциальный покупатель сможет узнать, что с квартирой или земельным участком что-то не так.
Все больше заявителей пред-п очи тают электронную форм у получения государственных услуг Росреестра. За три квартала 2013 года Росреестр предоставил в виде электронны х докум ентов уже более 18% выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) и более 26% выписок из государственного кадастра недвижимости (ГКН). Почти 19% заявлений о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков и объектов капитального строительства было принято в электронном виде. Для сравнения: в 2012 году доля электронны х услуг в общем объеме услуг Росреестра составляла только 5%.
– На рынке недвижимости какие изменения произошли?
– За первые 9 месяцев 2013-го (с января по сентябрь) нами зарегистрировано 18,5 миллиона прав на объекты недвижимости. В частности, показатель по жилым помещениям увеличился на 17%, на земельные участки – на 5% по сравнению с прошлым годом. По нашим оценкам, это произошло в том числе и за счет роста ипотеки. Несколько уменьшился показатель по дачной амнистии – за первые три квартала 2013-го зарегистрировано 599 тыс. прав. В прошлом году было 725 тысяч.
По сравнению с прошлым годом увеличилось количество поданных заявлений о государственном кадастровом учете – в январе-сентябре 2013 года подано более 2,5 млн. заявлений о постановке на кадастровый учет земельных участков и 2,5 млн. заявлений о постановке объектов капитального строительства – зданий, сооружений, помещений.
– Согласно Указу Президента России, к 2015 году 90% госуслуг Росреестра будут оказываться в МФЦ. Вы к этому готовы?
– Мы готовы, другой вопрос – готовы ли к этому отдельные регионы? В следующем году мы будем практически полностью уходить с фронт-офисов и передавать эти функции в МФЦ. В конечном итоге граждане должны получать государственные услуги в режиме «одного окна», в одном месте – это удобно, это повысит уровень доступности госуслуг. На сегодняшний день мы присутствуем в 563 МФЦ в 70 субъектах РФ. В остальных субъектах есть п роблем ы с созданием МФЦ, в основном это проблемы отсутствия финансирования на их создание. В следующем году эта проблема должна быть решена.
– Насколько, на Ваш взгляд, россияне осведомлены о деятельности Росреестра? Какое внимание Вы уделяете «разъяснительной работе» с населением?
– В этом году Росреестр разработал Стратегию информационной политики, мы начали ее реализацию в августе, и уже видим первые результаты. Наша цель – информировать о возможностях наших услуг, о законодательстве, новых стандартах и процедурах граждан и представителей бизнеса, органы власти и местного самоуправления, профессиональное сообщество.
В первую очередь я обращаю внимание на тот факт, что каждый месяц увеличивается количество обращений граждан, содержащих положительные оценки и отзывы в отношении наших инициатив. И это не абстрактные отзывы, это реальные примеры работы наших сотрудников, территориальных подразделений ведомства.
Разработана единая система визуальной идентификации Росреестра. Единый стандарт теперь будет применяться в оформлении офисов Росреестра и Кадастровой палаты, при создании информационных материалов, при оформлении системы сайтов Росреестра.
Еще одна инициатива Росре-естра уже в ближайшее время позволит сделать наши услуги п розрачнее. С ян варя 20 1 4 года мы представим информационные материалы – серию из 30 буклетов, в каждом из которых содержится исчерпывающая пошаговая инструкция по получению одной из наиболее востребованных услуг Росреестра в сфере регистрации прав и государственного кадастрового учета недвижимости, земельного надзора, электронных услуг и сервисов. Это означает, что у каждого заявителя появится простое и доступное описание процедуры получения услуги, информация о перечне необходимых документов, способов их подачи, стоимости услуги.
– Где можно будет с ними ознакомиться?
– Буклеты будут доступны во всех офисах Росреестра, Кадастровой палаты и МФЦ. Их также можно будет прочитать на нашем сайте еще перед визитом в офис, для того чтобы заранее подготовить пакет нужных документов, узнать о возможных причинах отказа в рассмотрении заявления. Теперь заявитель заранее четко будет понимать процедуру. Недобросовестный сотрудник уже не сможет требовать от него дополнительных действий.
При этом мы предусмотрели механизм обратной связи – граждане и представители бизнеса смогут направить в наш адрес свои предложения по улучшению качества обслуживания.
– Наталья Николаевна, понятно, что Вы очень занятой человек, а чем, если не секрет, занимаетесь в свободное от работы время – какие у Вас хобби и увлечения?
– Свободного времени у меня практически нет. Мне нравится путешествовать по стране, у нас в России много красивых мест. Люблю заниматься вышивкой, ходить в театр, опять же на все это нет сейчас времени. Жду с нетерпением Олимпиаду, буду «болеть» за наши сборные по хоккею и биатлону. Что касается художественной литературы, из последнего удалось перечитать «Мертвые души» Гоголя. Види м о, н еслучай н о, очень актуальное и в наше время произведение…
Беседу вели Николай Васильев и Андрей Ильин, газета «Трибуна», 19 декабря 2013 года
Natali Pavlenko
……