Валентина Каманина
Корреспондент «Русской планеты» — о том, как работает трамвайное депо в Ульяновске.
К 25 января по главным улицам правобережья пустят разукрашенный к 60-летнему юбилею трамвай, а по Заволжью уже курсирует троллейбус с историческими фотографиями и крупной надписью «40 лет». Корреспондент «Русской планеты» побывала в трамвайном депо и посмотрела, как там проходят будни и как готовятся к празднику.
Как «лечат» трамваи
Работники цеха планового ремонта наносят последние штрихи в кабине водителя юбилейного трамвая. В салоне все уже готово к приему пассажиров: постелен новый линолеум, установлено светодиодное освещение, дополнительное отопление, телевизор, музыка, на потолке — развитие ульяновского трамвая в фотографиях. Во время поездок тут будут показывать слайды о городе и истории МУП «Ульяновскэлектротранс». Сегодня в состав предприятия входят три депо — два трамвайных и одно троллейбусное.
– Почему именно этот вагон выбрали для юбилейного? Сколько ему лет?
– Он встал на плановый ремонт, поэтому решили сделать его к юбилею, — поясняет корреспондету «Русской планеты» начальник Засвияжского трамвайного депо-2 Сергей Рычков. — Ему 23 года. Трамвай в таком исполнении уже третий. Первый готовили к 365-летию города, второй — экскурсионный, его может заказать любой житель города. Как-то молодой человек устроил в нем своей девушке романтический вечер. У них была годовщина знакомства на остановке «Автозаводская».
На соседней «больничной» яме в этом же цехе рядом с наряженным юбиляром делают плановую операцию другому трамваю. Его полностью разобрали и смыли остатки краски. Начальник депо говорит, что уже через неделю вагон будет в том виде, в котором должен эксплуатироваться на линии.
Вообще здесь каждый месяц ставят на колеса, как людей на ноги, в среднем по четыре таких «пациента». В цехе планового ремонта трудятся шесть человек, возвращая трамваям молодость. А в вагонном отделении все трамваи бывают в обязательном порядке каждый день. Тут идет работа днем и ночью. Транспорт готовят к очередному выезду на линии. Круглые сутки вагоны осматривают слесари, ремонтируют их, а мойщицы наводят чистоту.
– У каждого вагона есть своего рода карточка больного, — рассказывает корреспондету «Русской планеты» ведущий специалист по связям с общественностью «Ульяновскэлектротранс» Иван Митченко. — Сюда водитель записывает замечания, неисправности, которые выявляет в ходе работы на линии. Когда трамвай заезжает с линии в депо, мастер вагонного отделения смотрит заявку и слесари-ремонтники исправляют их либо отправляют на более серьезный ремонт в цех внепланового ремонта. Если что-то не доделано, водитель не имеет права брать вагон.
Мойка в депо — как механическая, так и ручная. Первая напоминает обычные автомойки с механическими щетками, только в увеличенном размере. Зимой их обычно отключают, работают они при крайней необходимости — в случае перепадов температуры, когда вагоны снаружи становятся особенно грязными. Со вторым видом мойки все гораздо проще — ведро и тряпка. Полы и сиденья в салоне протирают каждый день, а раз в неделю — генеральная уборка, включая стекла, поручни и потолки.
Сидеть в пробке и смотреть на трамваи
Чистенькие вагончики каждое утро выходят из депо за приключениями. Дорога непредсказуема, и какой «билет» достанется водителю сегодня — неизвестно.
– Вы как-то мысленно настраиваетесь на поездку?
– Настрой один: идешь на работу — работай. И не важно, где твоя работа сегодня: в депо ли, на линии ли, — говорит водитель первого класса с четырнадцатилетним стажем Рустам. — Иначе не умею. Ты отвеваешь за то, что ты делаешь. Вчера вот на линии был случай: пожилой женщине стало плохо. Я тут же остановил трамвай, минут 20 стояли, ждали скорую. Все это время я поддерживал женщину на руках, чтобы ей хуже не стало. Случается всякое. Моя работа — это люди, не дрова же ты везешь.
– А если дебошир? Не платит за проезд?
– И что с ним, драться? Из-за одного человека 30 будут страдать? Это тоже не практично. Надо выходить корректно по мере возможности из плохих ситуаций. Да, были случаи: и стекла разбивали, из вагонов вываливались, когда дрались. Ну что же, бывает, это транспорт.
– С автохамами как отношения?
– Улыбнулся — и едешь дальше. Пропущу, пускай едет, куда хочет. Мы все живые и все ошибаемся.
У руководства предприятия на этот счет другое мнение. Особенно в зимнее время, когда дорога сужается, и машины нередко оставляют прямо на путях. Тогда приходится решать вопрос через ГИБДД.
– Дело в том, что 75 % рельсов — это обособленный трамвайный путь. Остальные линии — смежные с автодорогами, — объясняет директор «Ульяновскэлектротранс» Алимжан Абубекяров. — Самые проблемные улицы — Железной Дивизии, подъем на Инзенскую, Ленина, Минаева. Есть примеры успешного решения проблемы в других городах. В Перми трамвайный путь обособили от машин небольшим бордюром, считается как сплошная линия.
Не уважают трамваи и троллейбусы застройщики новых микрорайонов. В планах их возведения — ни слова об общественном транспорте, и это несмотря на то, что Ульяновск все больше утопает в автомобильных пробках.
– Мероприятия по расширению ряда улиц, например, Кирова, регулированию работы светофорных объектов позволили немного снизить напряженность, но количество автомобилей увеличивается в год не менее чем на 10 %, — объясняет директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Игорь Бычков. — И здесь у электротранпорта есть конкурентное преимущество. Те же улица Кирова и Локомотивная — на них выделенная трамвайная линия. Если пассажир будет сидеть в машине в пробке и смотреть на свободно передвигающиеся трамваи, он, конечно, пересядет в перспективе на них.
Вперед к скоростному движению
Однако будущее трамваев не кажется уж таким безолачным. Местному бюджету сложно тянуть городской электрический транспорт, поэтому вся надежда на продолжение федеральной программы по пассажирскому транспорту. В 2012-м по ней приобретено 15 трамвайных вагонов, 5 троллейбусов, в 2013 году еще 15 троллейбусов, в том числе низкопольных для людей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодня обновлено всего лишь 10% трампарка и 30% троллейбусов. Самая великовозрастная техника — специальная, так называемые «снегочисты» для рельсов. Они были выпущены еще в 1957 году. Из пассажирских вагонов больше всего чехословацких моделей «Татра Т-3», которые завезли на родину Ильича в конце 60-х, как самые лучшие на то время. Самые старые троллейбусы, которые сейчас на ходу, изготовлены в 1989 году. Таких на линии функционирует 15 единиц. Принцип ухода за троллейбусами точно такой же, как за трамваями — 24 часа в сутки.
В позапрошлом году случилось историческое событие для Заволжья. В районе ввели новую контактную сеть и связали троллейбусами проспекты Авиастроителй и Сурова. В ушедшем году 13 км проводов появилось над проспектами Ленинского комсомола, Дружбы Народов и проходными завода «Авиастар». Собственно, благодаря этому на десятки процентов вырос пассажиропоток.
Что касается трамваев, начиная с 2005 года, когда бурно развивались частные маршрутки, электротранспорт потерял 30% клиентов. Последние четыре года пассажиропоток остается стабильным на одном уровне. В будни на линии выходит 141 трамвайный вагон и 50 троллейбусов. Всего за год на них ездят 40 млн ульяновцев.
– Одна из перспектив — введение электронного проездного билета, — считает Игорь Бычков. — Он позволит решить проблему того, что люди приобретают социальный проездной и совершают поездки кратно больше. Все будет прозрачно. Вторая перспектива на будущее — скоростное движение. Если соединить Новый город, Верхнюю террасу через Президентский мост с правым берегом и все это запустить в одну линию, у электротранспорта будет неоспоримое преимущество. Но пока это только идея.