15 января Высший арбитражный суд отказал министерству с/х и экологии области в рассмотрении жалобы на решение суда нижестоящей инстанции, который оставил в силе предписания антимонопольной службы, согласно которому с февраля 2012 Общество охотников и рыболовов пользуется охотугодьями незаконно. Охотники, рискующие остаться без своих угодий, обратились за защитой в прокуратуру. В своем письме они указывают, что на Общество оказывается серьезное давление со стороны министерства, которое пытается принудительно сменить руководство Общества. Охотники надеются отстоять соглашения, согласно которым Общество распоряжается 55% всех областных охотничьих угодий.

История событий

Охотничьи угодья были предоставлены областному Обществу охотников и рыболовов в апреле 2002 года постановлением главы администрации области. Тогда было заключено соглашение, согласно которому охотники получили право пользования на угодья для охоты в области сроком на 10 лет.

Срок действия лицензий на право пользования охотничьими ресурсами заканчивался в июле 2012 года, но соглашение с администрацией — в октябре того же года. За год до этого Общество обратилось в региональное министерство экологии с просьбой о перезаключении соглашений о пользовании угодьями, но охотохозяйственные соглашения с охотниками были заключены лишь весной и летом 2012 года. Согласно этим соглашениям, Обществу передавались в пользование те же лесные участки, которыми оно пользовалось до этого.

Этот факт вызвал непонимание со стороны антимонопольной службы, которая утверждала, что в соответствии с законом о защите конкуренции и принятым в 2009 году новым федеральным законом «Об охоте», при заключении охотохозяйственных соглашений необходимо обязательное проведение публичных аукционов на право заключения договоров пользования. Аукционы министерством не проводились, в чем антимонопольщики увидели прямое нарушение закона.

При этом, согласно все тому же закону «Об охоте», в случае, если у юридического лица на момент вступления закона в действие имелась долгосрочная лицензия на право пользования животным миром, оно получало право заключить новые соглашения без проведения аукциона.

В своем предписании антимонопольная служба указала на необходимость привести охотохозяйственные соглашения в соответствие с законодательством путем внесения в них изменений либо путем проведения предусмотренных законом аукционов. Аналогичные предписания были получены также и областным военным охотничьим обществом.

Исполнять предписания Общество и министерство не спешили. В мае 2013 года министерство экологии обжаловало решение УФАС в областном арбитраже и выиграло дело. Судьей процесса был В.Корастелев, который, по мнению одного из членов Общества, сам является заядлым охотником. Связаться с господином Корастелевым для уточнения этой информации нам не удалось.

На этом точка в история поставлена не была. Антимонопольная служба обжаловала решение областного Арбитражного суда, и 17 июля 2013 года апелляционная инстанция вынесла решение в пользу антимонопольщиков и отменила решение областного суда.

При этом суд исходил из того, что лицензия на право пользования ресурсами у Общества закончилась до момента перезаключения соглашений с министерством, и, следовательно, норма закона «Об охоте», позволяющая перезаключать соглашение без проведения аукциона, в этом случае не может быть применена. Доводы министерства и Общества о том, что сам срок соглашения заканчивался лишь в октябре 2012 года, судом были отклонены. Аналогичные решения были приняты и в отношении соглашений области с военным охотобществом. Кассационная инстанция подтвердила позицию суда в октябре прошлого года.

После этого министерство обратилось в Высший Арбитражный суд с просьбой рассмотреть дело в порядке надзора, но 15 января этого года ВАС ответил отказом, не найдя в материалах дела оснований для пересмотра. В результате после длительной судебной борьбы ситуация вернулась к начальной — все решения антимонопольной службы стали обязательны к исполнению.

Битва за ресурс

9 января Общество охотников направило письмо на имя генерального прокурора РФ с требованием принятия мер прокурорского реагирования. Помимо изложения вышеизложенных фактов, охотники в своем письме обвинили министерство с/х и экологии области в оказании давления с целью смещения действующего руководства Общества охотников и рыболовов.

Охотники сообщают, что 2 января члены Общества, входящие в его Совет и Правление, были вызваны начальником отдела охраны и надзора за животным миром министерства для проведения совета организации, во время которого Александром Чепухиным (министр с/х и экологии области) был поставлен вопрос о смене руководства Общества. На совете присутствовал также целый ряд сотрудников министерства.

«Таким образом, должностные лица Министерства не только нарушили принцип ограничения вмешательства третьих лиц в текущую деятельность организации, но и допустили распространение информации о деятельности организации в присутствии посторонних лиц, не входящих в состав Совета УООООиР и не являющихся членами Общества» – отмечают в своем письме охотники и просят прокуратуру принять меры прокурорского реагирования в отношении должностных лиц министерства, которые незаконно вмешались в деятельность общественной организации.

Руководитель Общества Александр Федоров от комментариев для этой статьи отказался, отметив, что точку в истории должно поставить решение прокуратуры. В настоящий момент прокуратура не комментирует ситуацию. Насколько нам известно, пока никаких конкретных мер реагирования принято также не было.

Как пояснил нам главный эколог области Константин Долинин, министерство выступает за сохранение охотохозяйственных соглашений и в ближайшее время собирается потребовать от арбитражного суда разъяснений о порядке исполнения предписаний.

Отметим, что согласно формулировке антимонопольной службы, министерство и Общество должны внести в соглашения изменения, которые приведут их в соответствие с действующим законодательством. Но какие именно должны быть эти изменения не указано. «В соглашении можно поменять местами запятые и, формально, предписание суда и УФАС будет выполнено» – отмечает по этому поводу правозащитник Игорь Корнилов.
«Мы полностью на стороне охотников. От возможной отмены соглашений пострадает почти 18 тысяч человек» – отмечает господин Долинин. Но если министерство на стороне Общества, то почему возник конфликт относительно проведения в министерстве собрания организации 2 января?

Путем перекрестного опроса заинтересованных лиц нам удалось выяснить, что основной причиной назревающего конфликта является (по мнению министерства) руководство Общества, которое не готово идти на необходимые компромиссы для исполнения решений суда. В первую очередь речь идет о необходимости межевания и постановки на кадастровый учет охотничьих угодий. Без этого невозможно провести аукционы. Общество, по мнению министерства, брать эти немалые расходы на себя не готово, а денег в областном бюджете на эти цели не предусмотрено. Кроме того, возникает и еще одна проблема, о которой сообщил нам господин Корнилов. По мнению правозащитника, при организации аукционов и заключении новых соглашений может возникнуть проблема с собственниками угодий — далеко не все они находятся в собственности государства. Как решать эту проблему — непонятно.

По неофициальным данным, а настоящий момент министерство нацелено на оттягивание времени. «Будем бороться за угодья до конца» – отмечает Константин Долинин.

Отметим, что в случае, если в ближайшее время не получится найти вариант решения проблемы без проведения аукционов, то все угодья рано или поздно будут выставлены на открытые торги. Претендовать на них сможет любая организация, обладающая соответствующей лицензией. При этом целевое назначение угодий, согласно новому закону «Об охоте» будет специализированным — для любительской или профессиональной охоты, для научных целей и т. д, что в любом случае приведет к разделению угодий.