На этой неделе в Законодательном Собрании обсуждался проект закона Ульяновской области о социальном питании. О проекте закона мы побеседовали с участником рабочей группы, депутатом ЗСО Ростиславом Эдварсом.
– Зачем вообще нужен закон?
– В первую очередь для того, чтобы гарантировать оказание качественной социальной услуги в части питания в учреждениях области.
– Под социальным понимается питание, которое оказывается за счёт бюджетных средств?
– Не только. Вариантов здесь несколько. Например, в учреждениях здравоохранения питание пациентов обеспечивается за счёт бюджетных средств в полном объёме. В детских садах фактически продуктовый набор финансируется за счёт родителей, а приготовление пищи обеспечивается муниципалитетами, в школах часть детей питается за собственный счёт, льготная категория за счёт бюджетных средств.
Задача закона таким образом сформулировать правила оказания услуги, чтобы она была одинаково качественна, независимо от источника финансирования и формы её оказания.
– Какие механизмы формирования этих правил?
– В первую очередь, опираясь на федеральные нормы и необходимо определить тот стандарт, по которому будет оказываться услуга питания независимо от того, в каком районе области находится учреждение. Под этим стандартом понимается и то, какой продуктовый набор должен быть использован, какие требования предъявляются к учреждению по оказанию данной услуги. Министерство сельского хозяйства должно дать рекомендации по стоимости продуктов, которые используются и совместно с федеральными структурами проследить за их качеством. В таком случае заказчики в лице социальных организаций будут иметь ориентиры и по стоимости и по качеству при формировании конкурсного задания для проведения торгов.
– Кстати о торгах. Они, как правило, происходят со скандалами. Не так давно скандально известная компания “Галеас” организовывала даже митинги по этому поводу. Хотя потом оказалась, что они сами замешаны в ряде коррупционных скандалов и имеют большое количество нарушений.
Прокомментируешь, как-то?
– Ничего нового в этом процессе нет. Он, так или иначе, проходит перед каждыми торгами и свидетельствует о не сформировавшемся рынке данной услуги и об отсутствии системы внутренних регуляторов.
– Но разве рынок не сформировался? Утверждают, что всё давно поделено и распределено.
– Вот, как раз подходы “поделено и распределено” являются свидетельствами несформировавшегося рынка. Это означает, что нет чёткого понимания правил игры, требований к игрокам на данном рынке, прозрачных принципов формирования стоимости услуги и соответственно на первый план выходят теневые регуляторы и попытки манипулирования общественным мнением.
Хорошо, тогда что, на Ваш взгляд, является признаками сформировавшегося рынка?
– В первую очередь, это законченная нормативная база, почему нам и необходим соответствующий региональный закон. Понятные требования к участникам рынка и качеству оказания услуг. Наличие институтов, которые следят за качеством оказания услуги, причём это естественно должны быть не только надзорные органы, но и общественные объединения, плюс система саморегуляции участников процесса. Только в таком случае можно говорить о сформированном рынке.
– Но может быть рыночные механизмы вообще не стоит применять в сфере социального питания, некоторые считают, что до появления бизнеса со всем справлялась старая система?
– Если бы со всем справлялась старая система, то появление бизнеса в этой сфере было бы в принципе невозможно. Посмотрите, что было с отраслью до прихода туда малого бизнеса. Работа происходила на устаревшем изношенном оборудовании, с точки зрения организации производства применялись ещё дореволюционные технологии, отсутствовала отчётность перед потребителями не только за качество, но даже элементарная финансовая отчётность. Как учитель могу напомнить, что в школах деньги сдавались родителями классным руководителям или председателям родительского комитета, которые передавали их так называемым “диспетчерам” часто почему-то получавшим зарплату из бюджета школы, свидетельством всех этих операций была запись в непонятную тетрадочку. Думаю, многие родители подтвердят, что до последнего времени так и было. Именно частный бизнес сделал этот процесс максимально прозрачным, перейдя на систему договоров и безналичного расчёта с потребителями услуги. Также можно вспомнить систему питания в больницах или даже сравнить, потому что не везде от старой схемы отказались. Когда в каждой больнице меню составлялось, не исходя из требований, а исходя из финансовых возможностей. В обиход главврачей даже вошёл такой термин, как “недокорм”.
И нужно отдать должное Министерствам образования и здравоохранения, которые данный подход несколько лет назад начали менять.
– Просто не совсем привычно звучит бизнес и социальная сфера.
– Ну вот тут позволю себе напомнить тезисы, озвученные в ежегодном послании президента. Он указал на необходимость внедрения в социальной сфере подушевого финансирования, когда преимущества получают учреждения (причём как государственные, так и негосударственные), которые предоставляют услуги наилучшего качества. Это развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса.
– То есть присутствие на рынке социального питания муниципальных комбинатов Вы не отрицаете?
– Нет конечно, например, тот же “Симбирский школьник” эффективно конкурирует с бизнесом, внедряет вслед за ним новые подходы, развивается и это правильно.
– Возвращаясь к стандарту, кто должен его разработать?
– В настоящее время он разрабатывается, специалистами МГТУ им. Разумовского. Это один из ведущих научных центров в стране работающих в данном направлении. Но и для них эта работа очень серьёзная. Кстати, на прошедшем обсуждении в ЗСО представители пищевой отрасли высказали большое количество замечаний, были назначены дополнительные совещания по проекту стандарта. После обсуждения со специалистами стандарт пройдет широкое публичное обсуждение среди родительской общественности, с пациентскими и врачебными организациями. Только после этого он будет внесён в качестве проекта решения в Правительство.
– Хорошо тогда, каковы должны быть механизмы саморегуляции со стороны бизнеса?
– В этом плане мы намерены развивать идею, которую уже обсуждали на вашем портале: создание Ассоциации социального питания. Идею уже поддержали все крупные организации, работающие крупнейшие поставщики продуктов питания. Состоялось учредительное собрание, в настоящее время оформляются соответствующие документы.
– В чём основная задача данной Ассоциации?
– Как раз в оказании содействия по формированию цивилизованного рынка услуг. Это будет подобие СРО. А соответственно к основным задачам этой организации будут относиться:
– разработка и установление требований к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в Ассоциации;
– принятие мер для разрешения споров, возникающих между членами Ассоциации, а также между ними и потребителями;
– осуществление анализа деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими, а также на основании мониторингов, проводимых органами государственной власти и общественными объединениями;
– представление интересов членов Ассоциации в их отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
– организация профессионального обучения, аттестации работников членов Ассоциации или сертификация произведённых членами Ассоциации товаров (работ, услуг).
Ну и конечно осуществлять мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни в общем и здорового питания в частности.
– Не будет ли эта Ассоциация закрытым клубом трёх операторов? Если скажем тот же “Галеас” решит вступить в Ассоциацию ему дорога будет закрыта?
– Я уже отметил, что решение о вступлении в ассоциацию принято многими организациями, работающими на данном рынке. Приглашение открытое и каждый оператор, в том числе и “Галеас”, может его принять, но при этом, каждый участник Ассоциации должен хорошо представлять, что качество оказываемых услуг будет основным критерием при взаимной оценке участниками Ассоциации друг друга.
Она как
Тогда что делать с желанием бюджета на еде экономить?
Правда
Кто размышляет о необходимости регулировать процесс деления бюджетного пирога? Депутат, чей бизнес связан с этим процессом. кто говорит о собственной честности и скандальности конкурентов? Депутат, чья мама, занимая пост уполномоченного по правам человека, открыто лоббировала интересы бизнеса сына. зачем нужна ассоциация? Для того, чтобы дополнительно ограничить участие неправильных и скандальных (по его мнению) конкурентов в процессе распила бюджетных средств. Как же мы жили без норм и правил, которые должен ввести закон? На самом деле все четко регламентируется соответствующими нормативными актами (гостами, санпинами, стандартами, ведомственными приказами)и никакого поля для нормативного регулирования региона не осталось. Весь закон это попытка поучаствовать там, где не нужно, но в интересах вполне конкретной группы лиц (как минимум трех депутатов ЗС, один из которых радеет за детей и больных в статье).
наталья
всегда должен быть выбор. из чего и кого выбрать …отсеить таких которые непосредственно хоть раз засветились с темной стороны- тобишь Гелеас.
Ольга Сергеевна
Какая экономия?! Нас заставили закупить и картошку и капусту по цене 25 рублей. Дороже чем на рынке, все у депутата гор Думы- Соловьева.
Куда только смотрит антимонапоный комитет, прокуратура и все остальные? Зачем принимать областной закон если те, что есть нарушают?
nick
Ну так написано же – это все отсутствие нормального рынка. Закон и ассоциация внесут порядок в эту сферу. Раньше никакаого законодательного регулирования не было (94фз конкретно к отрасли отношения не имеет).
ФЕДЯ ШЫГЫРДАНСКИЙ
у нас шыгырдане в этом году картофель по 10 РУБЛЕЙ В ПЕРИОД ЗАГОТОВКИ, А МЯСО ГОВЯДИНА 140 РУБЛЕЙ ПОЧЕМУ У ВАС 25 РУБЛЕЙ,А КТО ВООБШЕ ДИКТУЕТ ЧТОБЫ КУПИТ У ДЕПУТАТА,ПИШИТЕ ПОДРОБНЕЕ ПОЖАЛУЙСТА.
Реалист
Цель любого бизнеса – это прибыль, а система социального питание по сути своей не может быть построена на получении прибыли. Питание должно обеспечивать единое госучереждение, всё остальное от “лукавого”. Для получения максимальной маржи это сборище нуворишей будет ваших детей кормить или откровенным дерьмом, или держать в проголодь. “Саморегулирование бизнеса” это не более чем передел: сильный нувориш отбирает у слабого нувориша корову, чтобы самому её доить! Бизнес изначально асоциален.
Есть одна притча: “Богатый граф прогуливался по рынку и вдруг почувствовал, как кто-то лезет ему в карман. Он резко обернулся и поймал за руку вора, потом посмотрел на него и сказал, чтоб тот уходил. “Почему?”-спросил вор. “Потому что, ты такой же как я, только мои предки оказались умнее твоих и начали воровать на несколько столетий раньше…”
Сергеич
Так то оно может и верно. Но если четко прописать стандарты и следить за их исполнением, а за малейшее отступление жестко наказывать (чего нет сейчас), то бизнес будет держать необходимый уровень. Все что выше – это их маржа. Пусть оптимизируют логистику, производительность работников, оптимизируют штаты. Когда один государственный неповоротливый монстр – это тоже плохо, нет конкуренции, нет необходимости зарабатывать, оптимизировать работу, улучшать качество. И кому будут жаловаться недовольные потребители? Государству на государство?
оптимист
Может быть хоть что-то путное и выйдет из этого проекта. И люди, а особенно дети в школах начнут питаться нормально, а родители будут знать за что они платят деньги.
Геннадий
Ничего, ничего закажем еще Брагину грязи. Он и это начинание опошлит.
Гость
Может после принятия данного закона порядок наступит?! Перестанут травить больных и детей всякой гадостью((( в принципе задумка не плохая, надеюсь это поможет изменить ситуацию к лучшему.
НА МАЙДАН!!!
http://www.youtube.com/watch?v=jrZcAsPKK74
Светлана
А где вообще с этим законом можно ознакомиться? Разговоров много, а сам закон нигде на популярных ресурсах не вывешивался
Сельхозник
На заседании Правительства Ульяновской области сегодня рассмотрят проект закона “О социальном питании” http://ulgov.ru/gov/%D0%B7%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D1%83%D0%BE/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-20012014/
Светлана
Спасибо
Анатолий Сергеевич
Контроль нужен везде, а особенно в сфере питания в школах. Чем больше различных проверяющих органов тем лучше. по мне нужна конкуренция, но определенно здоровая.
Астап
Сама идея создания ассоциации хорошая, чем больше договоренностей между поставщиками услуг, тем лучше качество.
Светлана
Сговор – это ограничение конкуренции. А вот совместная поддержка стандарта качества – это да, это правильно
Светлана
Ну, если честно, закон то слабоват. Как то все расплывчато.
Из каких то новшеств стоит отметить стандарты питания, которых, как я поняла, еще нет. А увидеть бы хотелось. И реестр добросовестных операторов питания, наподобие реестра недобросовестных поставщиков. Правда критерии включения тоже пока непонятны. Вобщем вопросов пока много. Но хорошо, что какие то шаки все-таки делаются
NePatriot
Такое ощущение, что все выше комменты -произведения одного человека. Неужели вы думаете, что их читают только те, кто ни в теме? Здесь всё предельно понятно зачем нужен этот закон и чьи интересы он должен лобировать.
Мила
Питание детей должно быть всегда на первом месте!Нашли на ком экономить…Я понимаю, если бы детей в школах и садах кормили бесплатно как “зэков”!!!А тут за родительские деньги еще вымудряются кормить гадостями!!!
Берия Л.П.
у него самого отлаженный бизнес по кормлению школьников. создавая ассоциацию снижаем возможность доступа на данный рынок посторонних лиц. качество от этого точно не улучшится
Игнат
В данном случае, хоть какой то закон, регулирующий эту область. Хоть какая то надежность, что кормить будут качественно, а если нет, то извольте в тюрьму..
Laky
может действительно этот закон наконец то порядок в этой сфере наведет, а то уже эта тема наболела, питание в садах и школах безусловно важнее всего, самое интересное ведь действительно родители за это деньги платят, нужно тогда что б и достойно наших деток кормили!
Аноним
Ростислав, как там дел с торговым центром на Тюленева, под окнами жителей? Строится?
житель Глупова
Этот закон нужен тем трём котам которые поделили данный бизнес в ульяновске, только для того, что бы никого туда ГОСТы, СНиПЫ и т.д. Теже технологические карты на приготовление блюд. Все продолжают плевать в сторону ГЕЛЕАСа. Всё может быть и работают там все с рогами и копытами. Но задумайтесь вот над чем: первое, что предложила АЛЬТРНАТИВА, это заменить в рационе большую часть мчся с ГОВЯДИНЫ на курятину. Кому нибудь надо объяснять разницу в цене? И с заботой о пациентах или о своём кармане делалось данное предложение?
Мимо проходящий
Ух ты. Галеасовцы кинулись комментировать . Может лучше поделятся информацией как они с бывшим министром ЖКХ вертели авантюры с ветхим жильем?
Путин недавно велел провести проверку по всем фактам. Скорее всего будет несложно, для скр проверить, сколько некто макридина и ее подставные преобрели жилья
в авариином фонде, незадолго до расселения
житель Глупова
Шёл мимо и иди, а то уж больно запашок от тебя ядрёный.
Аноним
Давай, Ростислав, выкладывай документики
J;UL;M:LM:L
YHH’K’J’POJ\[O
ЕЛЕНА
скажи те мне мне мы когда ходили в садик и школу нас тоже кормили до ушей?вспомните как и чем мы там питались. это была перловка со всякими бяками там .единственное что это было натур продукт . И талоны мы бегали покупали в кулинарке и стоили они копейки ….ничего не меняется уже 2 десятка лет одно и то же ..В садиках воспитатели прямо во время обеда ходят и собирают с тарелок селедку и т.д и т.п .Менять систему дошкольного и школьного питания надо и в срочном порядке…отвечать за питание и следить должны порядочные и ответственные люди.а где их взять вопрос ? ответ один значит надо искать и сразу отсеивать тех кто не хочет добропорядочно работать.
Вася
Я ходил в детсад в начале 70-х и в школу до первой половины 80-х. Питание было нормальное, перловку почти не помню. Разнообразное меню. Из мясного: биточки, тефтели, кнели паровые, сардельки, гуляж, котлеты, курица. Из рыбы в основном хек, минтай и треска в сметанном соусе или овощном. Гарнир: картофельное пюре, тушёная капуста, макаронные изделия, гороховая каша, греча (рис давали редко). Молочные каши: манка и пшёнка. Напитки: компот, кисель или чай. На полдник сок с печеньем. Супы: гороховый, лапша, щи, рассольник, полевой, уха, молочный. Салаты: винегрет, капустный, огуречный, помидорный, свёкла со сметаной, морковь со сметаной. Периодически были оладьи со сгущёнкой.
Голодными не ходили, это точно. ВЕРНИТЕ СОВЕТСКОЕ ПИТАНИЕ В ШКОЛАХ И ДЕТСАДАХ, КАК ПО КАЧЕСТВУ, ТАК И ПО КОЛИЧЕСТВУ!
Пъяный конному не пеший
И водку по 3,62 рубля. И портвейн по 2,42 руб. И любимого Брежнева Л.И.!! И колбасу по ….. И квартплату по ….
Справедливый
Вы верите что Эдварс способен что-то сделать? Я нет приведу Вам пример на проспекте Тюленева в Новом городе не безизвестный бывший депутат Данилов решил у дома построить двухжтажный магазин снес детскую площадку, спилил деревья, народ а это 800 челове возмутились Эдварс был тутже занял активную позицию против строительства но католько ему дали каманду население он кинул в самую трудную минуту. Как тут не вспомнишь Куринного который в аналогичной ситуоции от народа не отказался.
ти бти бт и мбормюджлти.до
.лои .длодлтЖдджд
Ольга
Очень даже правильно, что принимают закон в этой сфере деятельности. Скандалов много возникает из-за отсутствия должного правового регулирования. Нужно разработать и принять закон, который давал бы одинаковые права и обязанности всем участникам. Чтобы все участники были в одинаковых условиях.
Алиса
Конечно, нужна нормативна база. Это позволит организовать избежать лишних скандалов и предоставить равные возможности для всех желающих участвовать в конкурсе, уменьшить количество скандалов. Условия конкурсов станут прозрачными и четко установленными, победить смогут организации, которые окажут действительно качественные услуги