СВОЙ 70-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ПАТРИАРХ УЛЬЯНОВСКОЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ ОТМЕТИЛ… НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ – В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ ГЛАВНОЙ ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ РЕГИОНА, ЧТО НАХОДИТСЯ В СПОРТКОМПЛЕКСЕ “ТОРПЕДО”. В ПЕРЕРЫВАХ, КОГДА УЧЕНИКАМ МЭТРА НЕ ТРЕБОВАЛАСЬ СТРАХОВКА, С НИМ ПОБЕСЕДОВАЛ КОРРЕСПОНДЕНТ “ЧЕМПИОНА”.
Сергей Сергеевич, неужели даже в 70 лет не устали от гимнастики?
– Устать можно от лежания на диване! А мне до сих пор хочется чего-то добиться со своими учениками. Ну подготовил я в свое время 14 мастеров спорта страны. И что? Все равно кажется, что точку ставить еще рано. И моя супруга так считает. Она ведь всего на два года младше меня, а также со мной до сих пор работает – хореографом.
– Известно, что она у вас ульяновская. Это за ней вы в наш город приехали из Иванова?
– Можно и так сказать. После окончания вуза в 1969-м у меня выбор был – в Москве остаться или в Ульяновск поехать. Совет старейшин вуза принял решение отправить меня в город на Волге. Молодые специалисты нужны были тогда на периферии, объяснили мне. Вот так я и попал в Ульяновск.
– И как вам показалась тогда родина вождя мирового пролетариата?
– Гимнастика была в зачаточном состоянии. Условий никаких не было. Спасибо тогдашнему руководству “Динамо”, приютили.
– Говорят, что вас тогда чуть в Киров не переманили…
– В армии я там служил, руководил службой физподготовки в сержантской школе. Когда пришел срок демобилизации, руководство школы давай уговаривать меня: мол, оставайся, квартиру тебе дадим, звание, должность хорошую. А я тогда только тренером и хотел стать. Поэтому вернулся в Ульяновск. А тут гимнастику из “Динамо” подвинули. И тренировались мы тогда в кирхе, что на улице Ленина. Условия тяжелые, конечно, были. Мы ведь кирху с легкоатлетами делили: день – они, день – мы. Снаряды утром ставили, вечером убирали. Особенно с матами мучались. Они ведь тогда из конского волоса были – тяжеленные! Но ничего, выдержали! Если на первых поволжских соревнованиях в самом конце были, то через пару-тройку лет уже за призовые места боролись.
– Кто тогда за сборную области выступал?
– Александр Колоярский, Александр Александров… Фанаты гимнастики! Они меня во всем поддерживали. Ко-лоярский очень был одержим гимнастикой. У него не только данные были, но стремление огромное. Мы тренировки даже на камеру снимали. Потом смотрели, анализировали ошибки, исправляли их. Но травмы вмешались. На соревнованиях в Воронеже он судьей был на спартакиаде школьников. И в свободное время решил на снарядах потренироваться. Центр-то там современнейший по тем временам был. Попытался сделать лунное сальто – один из самых сложных элементов того времени. И сорвался. В результате получил серьезную травму. Потом, когда вылечился, мы пытались снова все начать. Не получилось.
– Говорят, среди ваших учеников были участники Олимпиады в Москве?
– Увы, разочарую вас. Хотя Владимир Устюжанин был среди тех, кто участвовал в церемонии открытия московской Олимпиады. Кстати, один из самых одаренных моих воспитанников. Я с ним связывал большие надежды. Но однажды он голеностоп подвернул, а когда выздоровел, не смог рисковать на гимнастических снарядах. А в гимнастике без риска никак нельзя!
– Вы-то сами как в гимнастику пришли?
– Банально, со старшим братом в секцию пришли. Мне очень понравился этот вид спорта. Чем? Необычными ощущениями, когда выполняешь гимнастические элементы. Состояние в теле от кувырков, переворотов было такое, что даже забывались двойки, полученные на уроках в школе. Впрочем, детство тяжелое было, послевоенное. Наша семья жила в текстильном городке под Иваново. Помню, как мальчишкой в очередях за хлебом стоял по час-полтора. К счастью, последующим поколениям это не знакомо.
– А что это за история, когда вам рукоплескал знаменитый питерский комплекс “Олимпийский”?
– Это в 1968-м было, перед Олимпиадой в Мехико. И вот в Ленинграде проводится командный чемпионат страны. И организаторы дают установку: когда на каком-нибудь снаряде выступает гимнаст сборной страны – участник Олимпиады, на других площадках все выступления прекратить! Я выступал тогда за команду “Буревестник”. Приходит моя очередь на брусьях комбинацию делать. Только сделал первый элемент, на другом снаряде начал выступление олимпиец. Естественно, все внимание ему, а мне-то невдомек! Слышу только овации. У меня аж дух захватывает! Это ж надо, как мне аплодируют! Закончил я комбинацию, поворачиваюсь к главному судье, а на меня никто. и не смотрит. Сначала мою попытку вообще не хотели засчитывать! Это означало, что в тройку призеров мы не попадаем! А нашей командой руководил тогда двукратный олимпийский чемпион Борис Шахлин. И всеми правдами-неправдами он добился для меня второй попытки. И делал я ее в гордом одиночестве во всем огромном дворце спорта “Олимпийский”. Переполненные трибуны только на меня и смотрели. Элементы мне удались, и я получил такую оценку, которая позволила сборной “Буревестника” занять высокое третье место.
– Вот вы когда говорите о своих учениках, только парней называете. Девушек не тренировали?
– Совсем немного. И не потому, что с ними труднее. Напротив, с девушками легче добиться результата. Они ведь взрослеют раньше. И чтобы подготовить мастера спорта девушку, надо пять-шесть лет. А чтобы из юноши сделать мастера – десять лет! Не меньше!
– Многие ваши ученики теперь работают бок о бок с вами.
– А у меня такое кредо всю жизнь было: работать так, чтобы ученик захотел стать тренером. Считаю, преуспел в этом. Александр Колоярский, Сергей Маринин, Валерий Меньшутин – все они сейчас рядом работают. Эдуард Долгов – председатель областной федерации гимнастики. И тот же Устюжанин хоть и стал простым учителем физ-культуры, добился больших успехов. Его однажды признали учителем года в регионе!
– А есть ученик, который не оправдал ваших надежд?
– Пожалуй, Игорь Солодилин. Его поколение так сильно выступало, что нам доверили провести в Ульяновске первенство страны. И Игорь в этих стартах занял четвертое место. Но без царя в голове, как говорится, парень. Закончилось все печально. Баловался со сверстниками, играя с патронами. Ему на соревнованиях выступать, а у него патрон в руке разорвался. Всю ладонь от взрыва разворотило. Какой после этого из него гимнаст?
– Вам есть с чем сравнивать: насколько тяжелее сейчас тренировать в гимнастике?
– Это не сравнимо! Гимнастика стала на несколько порядков сильнее. Считаю, что она себя загнала в угол. Если раньше в секцию приходили дети 11-12 лет, то теперь – с пяти-шести. Но, тем не менее, моя б воля, я бы гимнастикой обязал детей заниматься даже в детском саду. Ведь это гибкость, ловкость, координация – то, что в первую очередь необходимо человеку.
Михаил РОССОШАНСКИЙ