Недавно на встрече в областном Драматическом театре губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заявил о том, что собирается участвовать в грядущих выборах главы региона. Тут же активно начала муссироваться тема возможности проведения в регионе губернаторских выборов досрочно, уже в 2014 году. Имеют ли эти слухи реальную основу? Мы попытались разобраться в вопросе.
Теории заговора элит
Отметим, что слухи о досрочных выборах губернаторов ходят далеко не только в нашем регионе. Основных теорий, которыми можно объяснить их появление, две. Согласно первой, досрочные выборы нужны для того, чтобы как можно быстрее закрепить начавшуюся «разморозку» политической системы. Смысл в том, что избранные губернаторы с точки зрения групп региональных элит обладают гораздо большей легитимностью нежели назначенные. В качестве первого опыта в этом направлении можно рассматривать выборы главы Москвы.
Вторая теория проще — досрочные выборы позволят «разгрузить» выборы 2016 года в Государственную Думу. Если провести выборы губернаторов заранее, кампаний в сезоне 2016 придется вести значительно меньше, что позволит в регионах сосредоточиться на «думской» кампании.
Но помимо этих, косвенно подтвержденный Кремлем, теорий, существует и альтернативная версия, которую неоднократно озвучивали региональные и московские политологи разного пошиба. Согласно предположениям экспертов, досрочные губернаторские выборы — это новый способ проведения мягкой плановой ротации управленческих кадров в регионах. В этом случае смысл досрочных выборов может быть выражен во фразе «убрать слабых», то есть тех глав регионов, экономическое и политическое состояние которых не удовлетворяет Москву.
Мы же хотели добавить к этим теориям еще одну. Досрочные губернаторские выборы — это также и неплохой способ снизить градус негатива среди региональных элит, дав конкурирующим группам влияния возможность побороться за главное кресло. Но этот вариант возможен только в том случае, если Москва дает четкую отмашку на проведение относительно честных и прозрачных выборов. Прошедшие выборы мэра Москвы позволяют предположить, что подобный сценарий вполне может быть рассмотрен.
Впрочем, подобное разделение на причины и следствия является исключительно искусственным. Фактически, решения, скорее всего, принимаются в кремлевской администрации в отношении каждого региона отдельно с учетом всех факторов, а не по единому шаблону.
Зная об этих основных факторах, вполне можно порассуждать о теоретических перспективах принятия Кремлем положительного решения о досрочных выборах главы Ульяновской области.
Шансы действующего губернатора малы
Если говорить о «разморозке» политической системы и об установлении легитимности правления назначенного главы региона, то шансы на досрочные выборы невелики. В регионе попросту нет альтернативных крупных групп влияния, которые могли бы претендовать на кресло губернатора. И, следовательно, нет и необходимости их подавления.
Кроме того, регион умудряется из года в год демонстрировать Москве хорошие рейтинги доверия к действующей власти. Насколько эти рейтинги достоверны — вопрос отдельный, но, тем не менее, на фоне многих других регионов, где рейтинги доверия к главам стабильно падают, Ульяновская область в глазах Москвы смотрится неплохо.
Впрочем, эта виртуальная реальность рейтингов вполне может сыграть злую шутку с действующим губернатором Ульяновской области, который, как он заявил, будет избираться. Причина — в начавшемся масштабном кризисе, который дотационная и бедная Ульяновская область будет явно переживать тяжелее, чем более богатые и приближенные к Кремлю регионы. Это может неминуемо отразиться на рейтингах действующего губернатора таким образом, что их корректировка уже не сможет скрывать реального положения вещей. В этом случае досрочные выборы были бы отличным шансом для действующего главы региона. Но для этого надо просить Кремль, а лоббистских возможностей в окружении Володина у действующего губернатора, по мнению нашего источника в администрации области, весьма немного. Сам же Кремль вряд ли пойдет на дополнительные риски даже в преддверии выборов в Гос.думу.
Здесь все опять упирается в отсутствие в регионе значимых альтернативных центров силы, которые могут оказать влияние на запланированные результаты думских выборов. Итоги последних выборов, проводимых в регионе, вполне могли оказаться для Москвы индикатором того, что, собственно, бороться в 2016 году ни действующему губернатору, ни потенциальным провластным думцам будет попросту не с кем. А это значит, что в регионе нет необходимости концентрировать силы лишь на одной кампании. Следовательно, нет никаких реальных предпосылок и для досрочных выборов. Если это действительно так, то полностью удовлетворяющие Москву результаты последних выборов, достигнутые достаточно большой ценой, могут сыграть злую шутку с руководством области, которое к 2016 году рискует окончательно утратить кредит доверия. С учетом необходимости проведения сразу двух кампаний, результаты выборов могут оказаться непредсказуемыми. Если, конечно же, тренд «разморозки» политической системы является именно трендом, причем долгосрочным. В противном случае рассуждать и вовсе не о чем.
Если же говорить о потенциальной плановой ротации глав регионов, то в случае с Ульяновской областью ситуация не настолько проста. Попросту говоря, регион без значимых серьезных активов особо никому не нужен, и нового «владыку» со стороны подыскать будет тяжеловато. А устраивающей Москву кандидатуры «на местах», судя по всему, нет.
Исходя из всего этого вывод напрашивается сам — реальная вероятность досрочных выборов невелика. Аргументы ряда экспертов, с которыми мы пообщались, о том, что индикаторами подготовки к «быстрым» выборам можно считать участившуюся частоту проведения политсоветов, выросшую активность губернатора в Москве и т.д., вряд ли можно признать сильными. Все это может указывать лишь на попытку добиться положительного решения в Москве о проведении досрочных выборов по инициативе действующего губернатора. Но шансы на это невелики, что подтверждается сообщением нашего источника, близкого к областному правительству, который сообщил, что «попытки организовать встречу с Володиным закончились неудачей».
В интервью ИА «Ульяновск-город новостей» с нашим мнением о низкой вероятности досрочных выборов согласился и глава местного отделения КПРФ Александр Кругликов. «Это все надумано. Не будет никаких преждевременных выборов ни в этом, ни в следующем году. Выборы будут в 2016 году. Я в разные сказки и слухи не верю» – отметил господин Кругликов.
С мнением о том, что слухи лишены оснований, согласен и правозащитник Игорь Корнилов, который заявил, что разговоры о преждевременных выборах — это лишь сплетни.
Более осторожное мнение имеет депутат Городской Думы Алсу Айзатуллина. По её мнению, шансы губернаторы будут высокими в любом случае: «я не вижу. чтобы кто-то еще был, кто может составить конкуренцию Сергею Ивановичу. На сегодня. пожалуй, нет такого человека в нашем регионе, кто мог бы быть ему в противовес».
С госпожой Айзатуллиной в плане оценки шансов действующего губернатора быть переизбранным согласен и Анатолий Лапин, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления УлГУ. По мнению господина Лапина, у губернатора в регионе нет конкурентов, и он имеет все шансы быть избранным.
«Что касается досрочных выборов, то решение принимает федеральный центр. Разрешит – не разрешит, мне кажется. тут пока разговаривать не о чем» – добавляет Анатолий Лапин.
Единственным из наших собеседников, которые посчитали вероятность досрочных выборов высокой, оказался главный эколог области Константин Долинин, знакомый с господином Морозовым еще по работе в Димитровграде.
«Сегодня гипотеза высказывается о вероятности досрочных выборов, это необходимо Ульяновской области, чтобы более решительно двигаться вперед и принимать какие-то решения. Это необходимо. чтобы подтвердить некое доверие со стороны народа и со стороны Москвы. Поэтому срочно или досрочно – не важно. Но есть вопрос, чтобы Ульяновская область была в “фаворе”, была комфортной, была в лидерах и это называется “спортивная необходимость”. Поэтому, считаю. с точки зрения рациональности, наверное, да. выборы полезны сегодня» – отметил господин Долинин и добавил, что «Не имеет большого значения, будут ли выборы в 2015 году или в 2016 году. На самом деле вопрос гораздо глубже и он называется доверие. Любой институт власти осознанно и неосознанно стремится к тому. что ему доверяли. Сергей Морозов – оптимальный губернатор Ульяновской области. Что касается шансов. то тут нужно спросить у так называемых “кремлиозов”. У него шансы и без досрочных, сверхсрочных и т.д. выборов очень высоки».
Интересно, что большинство опрошенных нами эксперты оценивают шансы нынешнего губернатора на выборах как очень высокие. И это весьма примечательный факт ввиду того, что при разговоре о губернаторских выборах практически все эксперты начинают с оценки шансов действующего губернатора. То есть, фактически, смотрят на грядущие выборы как на выборы Сергея Ивановича Морозова. Может тогда и не стоит называть их губернаторскими, а провести в 2014 или в 2016 году в регионе выборы Морозова? Подозреваем, что если до этого времени в регионе не появится альтернативной «команде Морозова» группы влияния, то именно к этому все и сведется. И вряд ли этого не понимают в Москве.