Первый турбовинтовой самолет Bombardier Q-400 рассчитывают собрать в Ульяновске уже в 2015 году. Меморандум о намерениях по созданию в России совместного предприятия по производству самолетов Q-400 для региональных перевозок госкорпорация “Ростех” и канадская компания Bombardier подписали в рамках Международного авиакосмического салона “МАКС-2013“. Самолет Q-400 – это турбовинтовой среднемагистральный самолет с дальностью полета до 2,5 тыс. км и вместимостью 68-78 пассажиров. Q-400 считается одним из самых эффективных в своем классе. Каталожная цена усовершенствованной версии – около $30 млн. Самолет уже получил сертификат типа АР МАК. “Реализация проекта с нашими потенциальными партнерами – компанией Bombardier будет способствовать обновлению парка наших авиаперевозчиков, повышению безопасности российских воздушных судов, установлению более гибких тарифов для потребителей на региональные перевозки, а также снизит стоимость покупки российских самолетов. Мы находимся на этапе согласования возможности по созданию совместного предприятия, которое станет будущим российской турбовинтовой региональной авиации”, – отмечал управляющий директор по авиационным проектам “Ростеха” Алексей Федоров. Изначально “Ростех” выбирал между канадской Bombardier и европейской ATR в качестве партнера в проекте локализации производства региональных турбовинтовых самолетов в России. Решение в пользу Bombardier во многом объяснили требованиями потенциальных покупателей. Канадцев поддержали, в частности, “Аврора” (дальневосточный перевозчик, принадлежащий “Аэрофлоту”) и заказчики из госструктур. В пользу выбора Q-400 сыграл и тот факт, что самолет может садиться на грунт и выдерживает морозы до 50 градусов. Кроме того, у него меньше расход топлива на одного пассажира. “Ростех” и Bombardier войдут в совместное предприятие на паритетных началах. Госкорпорация планирует в 2014 году построить завод в Ульяновской портовой особой экономической зоне. Инвестиции в проект оцениваются приблизительно в $100 млн. Со своей стороны Bombardier передает все необходимые нематериальные активы: технологию производства, конструкторскую документацию, права интеллектуальной собственности и ноу-хау. Подписанный документ предусматривает поэтапную совместную работу. Планируется, что на первом этапе производить самолеты будут полностью на территории партнера. В Ульяновске будут проводить только адаптацию техники под конкретного заказчика. С 2015 года планируется локализация сборки самолетов на территории России, а с 2016 года – и компонентов планера. Максимальная мощность завода составит 24 самолета в год. “Завод по финальной сборке будет построен в следующем году. Первый самолет финальной сборки в Ульяновске будет в конце следующего года”, – сообщил “Интерфаксу” управляющий директор по авиационным проектам “Ростеха” Алексей Федоров. По его словам, в настоящее время начинаются работы по проектированию предприятия. “Это будет больше, чем сборка, по сути, – лицензионное производство. Но учитывая, что это совместное предприятие, мы не покупаем лицензию как таковую, ее Bombardier вносит в собственность СП: безвозмездно передает лицензию на право производства”, – пояснил он. Как сообщил Федоров в Якутске на конференции, посвященной самолетам Q-400, “Ростех” определил индустриальную модель их производства в Ульяновске на начальной стадии как работу под индивидуального заказчика. “Будем получать самолеты в летном состоянии из Канады, с заводов в Торонто, и проводить кастомизацию – покупку кресел, части интерьера, покраску. Затем – подготовка и передача самолета заказчику”, – уточнил он. Первый самолет поступил в Россию в августе. На второй стадии локализации производства будет освоена финальная сборка самолета, параллельно будет осваиваться техника производства крыла, отметил Федоров. Самолеты в Ульяновске будут производить для рынков России и СНГ. “Помимо коммерческих заказчиков предполагаем, что будут еще и государственные заказчики. Пока говорить об экспорте нет оснований, потому что завод строим под наш российский рынок. Если будет потребность (в экспорте – ИФ), то мы обсудим это”, – добавил представитель “Ростеха”. По его словам, корпорация рассчитывает в 2014 году поставить в РФ семь Q-400, однако твердых контрактов пока не заключила. “Были заявки, договорились с Bombardier, в производственной программе заложили эти самолеты, чтобы можно было поставить в Россию в этом году”, – сказал Федоров. По оценкам специалистов, потребности российских авиакомпаний в региональных турбовинтовых самолетах Bombardier Q-400 оцениваются в 250-270 единиц до 2030 года. По данным Минтранса, объем региональных авиаперевозок в России в ближайшие 5 лет должен вырасти примерно вдвое – с 4,54 млн пассажиров в 2012 году до 9,1 млн пассажиров в 2018 году. Такие показатели заложены в план деятельности Минтранса РФ на 2013-2018 годы. По мнению главы Росавиации Александра Нерадько, в России необходимо создать тренажерный центр для обеспечения безопасности полетов на Bombardier Q-400. “Если перспективы, о которых идет речь, – это 250-270 воздушных судов данного типа, в которых нуждаются авиакомпании Российской Федерации, то, конечно, в повестке дня стоит вопрос создания тренажерного центра и тренажеров. Он может быть создан как усилиями авиакомпании “Якутия”, так и с использованием преимуществ свободной экономической зоны в Ульяновской области”, – заявил он на пресс-конференции, посвященной вопросам эксплуатации этого самолета на Дальнем Востоке. Кроме того, Александр Нерадько отметил важность создания в РФ полноценного центра технического обслуживания самолетов этого типа. “Чем больше самолетов данного типа будет эксплуатироваться в авиакомпаниях России, тем острее этот вопрос будет ставиться. Это надо делать уже сегодня. Нужно обсудить этот вопрос на данном этапе с производителем”, – отметил глава Росавиации. Первым в России эксплуатантом Bombardier Q-400 стала авиакомпания “Якутия”. “Якутия” приобрела данные воздушные суда в рамках государственной программы “Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы” на замену устаревшим самолетам региональных маршрутов. Обозреватель Анастасия Николаева |
|
|
дмитрий
очередная ерунда. ни чего построено реально не будет…
Аноним
Должны производить отечественные самолёты и гордиться ими, а не нахваливать чужие.
патриот
Не надо так пессиместично. Авиационный кластер в Ульяновске это вам не хухры-мухры!
Аноним
По-видимому статус”кластера” обязывает перидически его руководителей открывать рот. Переделка аэрбасов во фрайтеры, эклипсы, л-610, возобновление производства Русланов, ещё какие-то самолеты, запомнить трудно, говорят, говорят… На выходе ноль.
Олег Викторович
Люди, а вы заметили, что на очередную болтовню властей, жители Ульяновска почти не реагируют? Насколько все же обесценился ресурс болтунишек-начальников. Похоже затишье перед грозой.
Аноним
кластер нуждается в клистире………