23 января Соловьев овраг, что в Ленинском районе Ульяновска (между улицами Карла Маркса и Урицкого) обследовала рабочая группа Росатома с целью возможного проведения в дальнейшем рекультивации зараженной радиацией территории. При этом речь идет не только о поверхностном загрязнении, но и возможном заражении подземных вод, которое могло привести к широкому распространению радиации.

В 1962 году (по данным главного эколога области Константина Долинина в 1956 году) на ульяновском радиоламповом заводе, который активно использовал радиоактивные вещества при производстве авиационного оборудования, случился пожар. В результате выгорело несколько цехов. Шлам от пожара вывозился в находящийся вблизи Соловьев овраг. В результате в нескольких точках оврага образовались локальные очаги радиационного заражения, уровень радиации в которых в сотни раз превышал норму.

Никаких мер по рекультивации зараженной почвы тогда не проводилось. Более того, истинный масштаб экологической катастрофы был выявлен лишь после аварии на Чернобыльской АЭС в 80-е годы прошлого века. Тогда Ульяновской области удалось попасть в государственную программу по борьбе с радиационным заражением. В её рамках было проведено обследование Ульяновска, в результате которого и были четко локализованы очаги заражения в овраге. Проводились и инструментальные замеры.

По данным бывшего главного эколога области Андрея Салтыкова, в то время частично были проведены и работы по дезактивации Соловьева оврага, но закончены они так и не были, хотя среди прочего было произведено даже расселение нескольких жилых домов. Поводом для этого послужило использование при их строительстве радиоактивного шлама из оврага, который попросту замешивали в цементный раствор. В настоящий момент в зоне, которую предварительно можно считать зараженной, находится более десятка жилых домов, а также строения как минимум двух ГСК.

В январе у сенатора от Ульяновской области Сергея Рябухина была намечена встреча с генеральным директором “Росатома” Сергеем Кириенко. Перед этой встречей сенатор запросил у губернатора области справку о проблемах с радиацией на территории региона. Тут и всплыла в очередной раз история с Соловьевым оврагом. Проблема нашла понимание у господина Кириенко, и по итогам встречи главы “Росатома” с Сергеем Рябухиным в город была направлена рабочая группа “Росатома”.

Задачей атомщиков стало рассмотрение вопроса о включении Соловьева оврага в федеральную целевую программу по преодолению последствий радиационных аварий. В ближайшее время планируется полное изучение состояния Соловьева оврага и создание карты радиационного загрязнения. При этом исследовать планируется в том числе и подземные заражения, в том числе и заражение подземных вод. В случае принятия “Росатомом” по итогам этого исследования положительного решения о включении Ульяновска в целевую программу, в течение двух ближайших лет можно ожидать проведения в городе работ по рекультивации выявленных очагов заражения в Соловьевом овраге. Как сообщил нам господин Долинин, это позволит вернуть земли в хозяйственный оборот.

Впрочем, главный итог визита в Ульяновск рабочей группы “Росатома” заключается в другом – в публичном признании существования проблемы, о которой в последние годы успели забыть. Но от этого проблема не исчезла – по данным мониторинга, подготовленного к визиту специалистов “Росатома”, в ряде точек Соловьева оврага уровень радиации превышает ПДК в сотни раз. При этом некоторые точки находятся в непосредственной близости от жилых зданий. Отметим, что жители давно уже смирились с этим фактом и в последние годы не разу не высказывали публичного недовольства повышенным радиационным фоном. То же касается и членов ближайших ГСК, которые были построены в овраге уже после того, как о радиационном загрязнении стало широко известно из средств массовой информации.

В случае включения оврага в целевую программу, работами по рекультивации зараженных участков, по словам господина Долинина, будет заниматься специализированная нижегородская организация. В этой связи стоит упомянуть о том, что стоимость проектных, изыскательских и строительных работ в подобных случаях исчисляется весьма серьезными цифрами.