Из цикла «Древо жизни».
Название бесстыдно ворую у Александра Солженицына. Речь в его почти одноименном очерке, как известно, идет о противостоянии писателя и власти. Нет, точнее так: власти и русской словесности.
К последней я отношу и журналистику. Разумеется, более-менее честную. Ибо еще со времен Радищева и по сию пору – по словам того же Александра Исаевича – тяготит и сковывает нас та «…жестокая и трусливая потаенность, от которой все беды нашей страны». И — к великому сожалению- большинство из пишущих этой самой «потаенности» – то бишь неправде – как бы присягнули навеки…
Со страху, конечно. Или из личных выгод (и себя тут не исключаю).
Но все же жило во мне постоянное неприятие всякой несправедливости и подлости, идущей как от людей, так и от власти. И случалось, пробивалась оно на газетные страницы хотя бы тех же «Известий», которым было отдано мной целых шестнадцать лет жизни…
Годы, прожитые в Ульяновске, вместили, конечно, многое. Работа в «правительственной газете» гарантировала тогда и проживание в приличной квартире; и персональный служебный автомобиль с водителем; и быструю связь – и еще много чего. Как говорится; «живи да радуйся».
Однако не получалось у меня только воспевать и нахваливать. Всякого рода «недоработки» и «упущения» той эпохи подчас выливались в критические статьи, после публикования которых (бывало!) зарвавшихся советских чиновников и с работы снимали; и из КПСС выгоняли. Тогда пресса еще жила под ленинским лозунгом: «Газета не только коллективный пропагандист и агитатор – но и коллективный «организатор». И потому кое-какие безобразия исправлять через газетное ремесло удавалось.
Припоминается, скажем, такой сюжет. В ульяновском «Автодоре» (организация, строившая дороги) наловчились преувеличивать затраты на сооружение трасс, приписывать лишние километры – и так далее. То есть занималась существовавшим и в советские времена привычным очковтирательством. После рассказа об этом в «Известиях» пошло расследование этого дела (на предмет и приписок и достоверности излагаемого корреспондентом). В результате: начальника сняли с работы – а собкор Миндубаев обрел еще одну порцию недоброжелателей.
Такого рода эпизодов в моей шестнадцатилетней работе на «известинской ниве» было выше крыши.
Поведаю лишь об одном из них.
Что бы ни говорили знатоки паропсихологических и прочих мудреных наук, мистика в окружающем нас мире, несомненно, существует. Я убеждался в этом не раз.
Ну, кто мне объяснит, что именно в августе 1986 года редактору отдела школ и вузов «Известий» Инге Преловской позарез понадобился пример ненадлежащей подготовки школ к новому учебному году?
Посмотри там у себя, Жан! – проворковал в трубке бархатный голосок Инги. – Может, некий отрицательный факт отыщется?
Этот «факт» искать было не надо. Он был у меня под рукой.
Суть его заключалась вот в чем. В Заволжском районе Ульяновска построена была к началу учебного года новая школа. И предполагалось, что именно туда переведут школьников из старой, изъеденной крысами школы номер тридцать шесть
Но товарищ Колбин распорядился иначе: он оставил детишек в старом здании – а в новой школе учредил ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков)
О том и было рассказано в стострочной заметке в «Известиях».
И это для борца за трезвость Колбина было… как в той поговорке насчет серпа и яиц….
Тогда-то он и распорядился начать собирать «компрометирующие материалы» на собкора Миндубаева (о чем я узнаю гораздо позже).
О, если б я знал, какие глубочайшие колбинские чувства задену я своими несчастными строками! Если б ведал, какие кары посыпятся на мою, уже седеющую, голову! Какую охоту организует на меня господин Колбин!
История этого «подлова», в которой использовалось все – от проверки уплаты членских взносов в КПСС до установления элементарной «наружки» – заслуживает, конечно, отдельного рассказа. Не по причине своей исключительности, а по изощренности технологии «отлова», в которой были использованы все подлые и давно проверенные КПСС приемы…
И поскольку ни с женщинами, ни с охотами, ни с выпивкой , ни с милицией никаких проблем о меня не возникало – то брошена в бой была первичная партийная организация редакции газеты «Ульяновская правда», где стояли на партучете все собкоры центральных изданий.
И было обнаружено, что Миндубаев шесть месяцев в году переплачивает энную сумму родной КПСС – а шесть месяцев недоплачивает. И такой недоплаты набралось аж целых 168 рублей!
Ужас! Но сколько радости для Колбина! Теперь-то уж можно терзать «злостного неплательщика» как хочешь…
Так что к моменту моего отбытия на утиную охоту в августе 1986 года партийному лидеру Г. Колбину, как говорится, все карты были в руки…И знать бы мне, что как только за мной закрылась дверь колбинского кабинета перед отбытием на охоту, как он наберет телефон «Известий»…
А тут совпадение опять-таки мистическое. В субботу главного редактора «Известий» на работе не было, вместо него «на хозяйстве» находился его заместитель Леонид Корнешов, с которым у меня по ряду причин не складывались отношения. И надо же – именно он отозвался на звонок Геннадия Колбина!
Сути диалога двух «шишкарей» я, естественно, не знаю. Но, видимо, они нашли общий язык и договорились о чем-то. Иначе зачем же мне было предложено написать заявление о желании покинуть «Известия» « ..по собственному желанию»?
Что я и сделал_оставшись без работы, без денег, без будущего.
журналист
Сейчас это не бодание, а справление нужды на кладбище. Жан, пора о душе задуматься, а ты всё счёты сводишь! Для руководства журналистами Ульяновска у Морозова полно своих выживших из ума пенсионеров, тебе не светит – можешь не трясти своими подвигами.
Владимир I
Выбор фона неудачен: по сравнению с Солженициным у тебя, Жан, вместо бодала язычная мышца.
Очень раздражает нудное стремление обратить на себя внимание, слепить страдальца из позера.
Молись или пиши про то, как птички сношаются. Нам, свидетелям твоей биографии, на так противно будет, а юннатам – польза.
старый дорожник
“В ульяновском “Автодоре” (…) наловчились преувеличивать затраты на сооружение трасс, приписывать лишние километры – и так далее”
А ведь врать , Жан Бареевич, не надо! Ну просто неприлично, если не сказать крепче! Вы хоть сами понимаете, что написали? Как можно приписать мифические километры дороги? У этих километров должно быть название и адрес! Любой специалист-дорожник это знает.Не думаю, что Вы забыли свою статью “Премия или анатомия одной приписки”. А в ней речь шла о существующей дороге с конкретной протяжённостью, которую сначала построили за счёт денег капитального ремонта, а затем за эти же километры и затраты в конце года отчитались как за новое строительство, ИСКЛЮЧИВ эти километры и затраты из капремонта. Вот за эти “манипуляции” и пострадали работники автодора и был снят с работы начальник автодора. А приписок в деньгах и километрах не было. Да, прокуратура нашла в этих действиях нарушение, заставили вернуть премию , но “уголовщины” не обнаружили. А “приписывать лишние километры”(ваше выражение) – это уже уголовное преступление. Так, что между конкретными действиями автодора в те годы и вашей нынешней оценкой этих действий – две большие разницы, как говорят в Одессе. Не буду рассказывать почему появилась Ваша статья в “Известиях”…
старый дорожник
И о вашей неуплате партийных взносов. Я подсчитал, что Вы не уплатили эти 168 руб. с зарплаты в 5600 рублей! Сумасшедшие по тем временам деньги! Это ОДИННАДЦАТЬ окладов первого секретаря обкома партии, автомобиль стоил дешевле! Так, что не такой уж “белый и пушистый” Миндубаев был в те годы…
Жан Миндубаев
Господин”СТАРЫЙ ДОРОЖНИК”! Я ведь не ведаю всех ухищрений “старых дорожников”,кои в этих делах (ПРИПИСКИ, УКЛАДКА, ТОЛЩИНФ ГРАВИЯ И ЩЕБЕНКИ, ПЕСКА , АСФАЛЬТА И ПРОЧИХ ПРИЕМЧИКОВ, КОИ ВЕДУТСЯ В ЛЮБОМ ДОРОЖДНОМ (И НЕ ДОРОЖНОМ) СТРОИТЕЛЬСТВЕ…я ПРОСТО ПОМНЮ, Как ПОСЛЕ СТАТЬИ В “иЗВЕСТИЯХ” УБРАЛИ С ДОЛЖНОСТИ НАЧАЛЬНИКА АВТОДОРА- И ПРИСЛАЛИ СЮДА ИЗ сАМАРЫ ГОСПОДИНА-ТОВАРИЩА тРИБУНСКГО( КОТОРЫЙ И СДЛЕЛА НЕПЛОХУЮ КАРЬЕРУ В уЛЬЯНОВСКЕ.( Да и не он ли автор последних комментариев?)
Добавлю одно опровержение- и одно пояснение. Никаких зарплат в 5600 мифических рублей в те времена вообще не существовало.Зачем уж так завираться-то?Может, в “Автодоре” так накручивали тогда?
Пояснение. Статья появилась после того, как главбух “Автодора”( ныне покойная) обратилась к собкору “Известий” . А вот почему она это сдлела- знать лучше членам “родного коллектива”.
старый дорожник
Никаких ухищрений нет. Я говорю о том, что Вы ВРЁТЕ, говоря о приписках километров и “преувеличении” затрат! Вот и всё. Не нужно подменять предмет разговора.
Что касается 5600 рублей зарплаты, то это подсчитывается элементарно. Партвзносы составляли тогда 3%. Вот и считайте: 5600х0,3= 168 руб, цифра неуплаченных взносов по вашим данным. Так что я ничего не выдумал. Цифру 168 руб не я выдумал, так, что я не “завираюсь”. Элементарная арифметика. Или уберите цифру 168 руб неуплаченных взносов.
Насчёт вашего “пояснения”. Как -то не вяжется с тем, что главбух обратилась к Вам, а затем по результатам проверки её единственную исключили из партии (правда потом восстановили, но взыскание оставили). Странно получается…
По моим сведениям всю эту кашу заварили в плановом отделе из-за конфликтов сотрудников отдела с начальницей отдела. И вот такой результат, который ни обратившаяся к Вам, и наверное и Вы не ожидали.
старый дорожник
Извините, в подсчёте партвзносов описка: нужно читать 5600х0.03=168р.
Жан Миндубаев
Эх,”старый дорожник!! Учиться счиатать надо было еще в начальной школе. СТО ШЕСТЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ РУБЛЕЙ (168)- это недоплата ЗА ЦЕЛЫЙ ГОД!!!.Считайте, “старый злобник”!
старый дорожник
Ну и что, что за год? Всё равно с 5600 не уплатили взносы. А это с 467 рублей зарплаты в месяц! Не хило, как говорят сейчас! Почти оклад первого секретаря обкома партии.
На остальные мои вопросы по существу нет ответов тоже по существу. А такие ответы: ” Я не ведаю всех ухищрений… Приписки, укладка, толщина гравия …и прочих приёмчиков…” меня не устраивают. Если “не ведаете” о предмете “писания”, то и не пишите с умным видом.
А этими определениями “приписки, приёмчики, ухищрения” Вы оскорбляете всех “старых дорожников”, которые в годы Горячева асфальтировали в области по 200-300км ежегодно.
Аноним
…И было обнаружено, что Миндубаев шесть месяцев в году переплачивает энную сумму родной КПСС – а шесть месяцев недоплачивает. И такой недоплаты набралось аж целых 168 рублей!… Так все же за 6 месяцев, а не за год
Читатель
Жан Бореевич пытается вытащить голову из д…. В советское время вы служили как верный пёс.Сколько хороших людей оболгали.Как радовались когда десятки порядочных людей,не чня вам,ходили месяцами и доказывали лживость публикаций за подписью – Жан Миндубаев.Из того поколения ещё не все покинули этот мир и не все лишились памяти.Подленький вы человечек.
Иван Морозов
Полностью разделяю эту точку зрения… Вот правильное слово – поганенький!
Жан Миндубаев
Да вы не огрчайтесь насчет “Покинули этот мир”! Покинем еще. Каждый ,как писал Миндубаев, ” в свой отведенный Богом срок…”Или вы смерти боитесь? Великий поэт писал:
“Легкой жизни я просил у Бога…
Легкой смерти надо бы просить!”
А куда вы ходили “..месяцами доказывать”?И удавалось доказать?
Бодание с продолжением
Прочтя интересный рассказ ,вспомнил что где то читал его! Вот,правильно-это выдержка из Листопада! Снова,и не без интереса, ещё раз прочёл автобиографический рассказ Жана Бареевича Листопад. Упоминаются там все местные вожди по порядку, начиная от Ивана Максимовича Кузнецова,оканчивая Морозовым. Чушь какая то про служащего пса-какому начальнику интересно иметь под боком человека, который тебя тычет в недостатки в твой епархии через московскую печать на официальныых правах? Да ещё с последствиями? Пока читал ,вместо 2 комментов уже 11! Да каких!Оскорбительных!Но есть некоторые сомнения О ДЕСЯТКАХ ПОРЯДОЧНЫХ людей, которые не чня Миндубаеву, и ходили(куда,на лавочки,по комнатам отдыха?)МЕСЯЦАМИ доказывая ЛЖИВОСТЬ публикаций?!-А чего в суд обратились, если себя правыми считали, присудили бы Миндубаеву штраф или принудиловки! Да и сработы попросили бы(что и случилось!). Тем более, была команда на сбор компромата в отношении спецкора.Читал его публикации в Литературке, Известиях, меньше 2-3 в журнале Росс.Федерации. Темы, поднимаемые им в тех статьях, настолько злободневны для общества,и нелицеприятны для их “героев”, то удивляться, если бы “ГЕРОИ” и сейчас забыли то написанное о них в центральной печати, было бы конечно ошибкой.Что за набор выражений подленький,дерьмо? Миндубаев даже критикуя за реальные недостатки и промахи а то и проступки, никогда до такого не опускался что бы оскорблять.Разница между критиками и журналистом пишущим и публикующим свои взгляды на прожитое очевидна. Каждый так и остался при своём мнении.Непонятный упрёк в величине установленного (не им же!) оклада спецкора центральной печати и положенных ему по штату служебной машины. Это в своё время в ЦК сообщать нужно было устно или письменно. Мол жирно! Упрёк лично Миндубаеву, или штатному и финансовому расписанию?
– Вот что пишет покойный Е.Мельников в одном из своих рассказов на ульяновскую тему…” Я возвращался из командировки из района,где помог хорошему человеку, местному редактору газеты, который портил кровь местному начальству,из за этого лишился работы ЗАФЛАЖЕННЫЙ ПО ВСЕМ НЕСТАРЕЮЩИМ ПРАВИЛАМ ОХОТЫ на волков”.Метко сказано!
Разве меняются только лишь из-за давности времени, САМИ эти приёмы, методы и формы воздействия, а ГЛАВНОЕ ВЗГЛЯДЫ на происходящее?НЕТ!
старый дорожник
“Непонятный упрёк в величине установленного … оклада спецкора центральной печати…” Вопрос: где Вы видите упрёк? Речь идёт только том , что с такой большой зарплаты Ж.М. не заплатил партийные взносы, что по тем временам было серьёзным проступком. А Миндубаев эти неплатежи получается оправдывает. Подумаешь не заплатил 168 р.! Вот к чему была названа цифра 5600 руб. А не для того , чтобы выразить “непонятный упрёк”.
И ещё:Вы защищаете Ж.Б. от оскорблений со стороны комментаторов. Согласен, не нужно опускаться до этого. Но ни словом не осудили Миндубаева за его слова в адрес многих честных дорожников, как: “…ухищрения,…приписки, прочие приёмчики, кои ведутся в ЛЮБОМ ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ (выделено мною).” Т.е. обвинения, так походя, в финансовых преступлениях. Это достойно журналиста? Как Вы считаете?
Формально не прав
А по сути верно!Спросили однажды у старого воина генерала молодые, как нам поступать чтобы дожить до Ваших чинов и лет? Подумав ответил им старый генерал-Поступайте по совести,потом по Закону,потом по Уставу…Согласен с вами, что данная фраза журналиста Ж.Миндубаева (приёмчики кои ведутся в ЛЮБОМ дорожном строительстве) немного далека от журналистской этики и звучит как, если так можно выразится,даже огульно.Но по сути его фразу дорожниках можно смело заменить торговлей,сх,жкх, др.отраслью.И представляется, что мало кто возмутится по поводу её звучания из обычных граждан,читателей и потребует взамен сатисфакции от Миндубаева. Можно конечно было бы, предусмотрительно выверив стиль, написать и так… Кои ведутся ПОЧТИ в любом, или в НЕКОТОРЫХ….И формально правила приличия были бы соблюдены. Но надо же знать Ж.Б! Он пишет так, как думает и предполагает!Без Ретуши!(а именно так в отношении Любой дорожной организации он и предполагает!)Поскольку это его неотъемлимое, личное и авторское право как именно думать и как написать.Заметно что Ваши взаимные с Ж. Б. комментарии враз заискрились по поводу диаметрально противоположных взглядов(до сих пор) на факты приведённые в былой заметке о конкретной дорожно-строительной организации.Сторонам конечно виднее.Я не читал пока той заметки. А если дело только в фразе, публично и несправедливо, как вы считаете задевшей честь всей отрасли,то здесь я с вами согласен.Фраза не звучит, и бросает тень в. т.ч. и на добросовестных производственников отрасли. Но по житейски я с Ж.Б. солидарен,ни мне (уверен что и не Жану) не приходилось подписывать акты о приёмке подобных сдающихся в эксплуатацию объектов,но в случающихся изредка приватных разговорах с людьми причастными далёкие былые годы, особых тайн из некоторых технологических операций они делать не собирались,это было для посвящённых как маленькое ноу-хау,рационализаторство в кавычках,все было учтено. Ведь отчёты и вся бухгалтерия составлялась как положено, без огрехов, и с расчётом на последующую ревизию.Так что Жана Бареевича можно и укорить,забыл он таки в литературном порыве вставить в свое предложение знаменитую фразу из былого и интересного киножурнала ФИТИЛЬ … имеют место отдельные, имеющиеся у нас ещё недостатки,в ОТДЕЛЬНЫХ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ!Вот и попал под огонь справедливой критики…
Председатель месткома
АНОНИМ.
Я вынул из кармана тетрадный листок и подал председателю месткома. Можете определить кто писал? Председатель сначала посмотрел на листок,потом на меня. А вы кто сами? Спросил он.Я подал ему свой писательский билет,Он не торопясь,надел очки,раскрыл билет,сверил фотографию-похож ли? Потом стал перелистывать,смотреть уплату членских взносов.Билет ваш недействителен,-сказал он наконец.Почему?А печати за нынешний год нету ЧЛЕНСКИЕ ВЗНОСЫ ещё не заплатил.Вот,вот…Ну и что? Билет выдается на всю жизнь Интересно! Его лицо оживилось,теперь он глядел на меня исподлобья,через очки,с весёлым удивлением.-А если я к примеру,в прошлом году в милиции работал? Что ж мне теперь положено милицейское удостоверение носить?Носите себе на здоровье.
Есть ли у вас ещё какие документы? Я вынул командировочное удостоверение от газеты,потом паспорт.Он рассматривал всё тщательно и долго,наконец вернул мне документы и пригласил к столу.Значит в редакцию написали? Аноним?…
…Вам теперь всё понятно, товарищ корреспондент?Понятно…Я вынул из кармана анонимное письмо,порвал его,бросил в урну и вышел.Перед конторой было ни души.Я спрыгнул с крыльца и услышал за спиной
-А ЧЛЕНСКИЕ ВЗНОСЫ вс ж таки вовремя платить надо. А то мало ли какие недоразумения могут случится. Это я вам по дружески. Не обижайтесь.
Начало и окончание рассказа рязанского писателя Б.Можаева АНОНИМ.автора киносценария “Хозяин тайги”.СПЕЦКОРА газеты ИЗВЕСТИЯ.
Иван Морозов
Сам себя не похвалишь – никто тебя не похвалит. Да знаем мы, что вы великий! Стоит ради этого статью писать?
Вы верно заблудились
Вам в ТВ АГРО,это дальше по коридору и налево.
Интел Пентиум
Всем желаю удачи!
Тв Агро ньюс
Рахматаи Колон дустони азиз!Рохи софед! (Большое спасибо дорогой друг! Счастливого пути!)
Олег Филимонов
Путина гнать из страны поганой метлой!