24 января по инициативе регионального отделения партии «Единая Россия» состоялся «круглый стол», посвященный введению социальных норм на электроэнергию и предварительным расчетам их величины. Провел обсуждение председатель комитета Законодательного Собрания по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий Антонцев.
С 1 июля 2014 года ульяновцев, так же, как и всех россиян, ожидают серьезные изменения в порядке оплаты за использованную электроэнергию, вводимые постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 N 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)».
– Осталось пять месяцев, а вопросов еще очень много. Постановление преследует две цели: научить людей экономить и ликвидировать перекрестное субсидирование тарифов для населения и для предприятий. Однако большинство людей не принимают социальную норму и не понимают смысла этой инициативы. Предлагаю сегодня проанализировать последствия введения социальной нормы, плюсы и минусы постановления и все риски, которые с этим связаны, а также найти подводные камни планирующегося процесса и возможности их обойти. У нас есть большие сомнения, что к 1 июля все они будут решены, – открыл обсуждение Геннадий Антонцев.
На федеральном уровне в качестве пилотного проекта социальные нормы электроэнергии были введены в шести регионах. По мнению Геннадия Антонцева, слабость этого эксперимента в том, что не пройден весь календарный год, а значит, не учтены все нюансы энергопотребления в зависимости от времени года в разных климатических зонах. Кроме того, результаты эксперимента до сих пор не обнародованы.
По информации Департамента по регулированию цен и тарифов Правительства Ульяновской области, предварительные показатели величины социальной нормы потребления электрической энергии уже известны. На основании представленной ОАО «Ульяновскэнерго» информации о годовом потреблении по 19525 домохозяйствам, где проживает один человек, среднемесячный расход электрической энергии для жилых помещений, не оборудованных электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками составил 122 кВтч в месяц. Согласно утвержденной методике объем потребления электроэнергии для второго зарегистрированного в жилье составит 50 кВт, на каждого последующего – 20 кВт.
Однако, по словам директора департамента Дмитрия Сычёва, постановление Правительства достаточно сырое, и введение соцнорм на территории Ульяновской области вызовет массу проблем, одной из которых станет социальная напряженность и неплатежи населения.
Среди недостатков постановления депутат Ульяновской городской Думы Григорий Каленов назвал сложную систему расчета, отсутствие социальных норм для жителей индивидуальных домов городских населенных пунктов и отсутствие регулирования оплаты в соответствии с социальными нормами по двухтарифным счетчикам.
Директор «Ульяновскэнерго» Михаил Круглов предложил продолжить обсуждение этого вопроса с участием представителей предприятий промышленности. По его мнению, тарифное регулирование в настоящее время создает неравномерную нагрузку на потребителей:
– Из-за того, что население платит ниже экономически обоснованного тарифа, страдает конкурентоспособность промышленности России. Эти затраты закладываются в себестоимость и отражаются на цене.
Так, в 2013 году в Ульяновской области величина перекрестного субсидирования составила 2 млрд. 784 млн. – столько «доплатила» промышленность за население. Тем не менее, Михаил Круглов поддержал перенос введения платы по социальным нормативам на более поздний срок.
– Существует ли анализ реальных последствий для населения? Все понимают, что по карману это ударит, но мы плохо представляем, о какой сумме идет речь, и кто возьмет на себя ту социальную нагрузку, которую сегодня частично несет промышленность? Мы уже проходили через резкое повышение тарифов, которое компенсировали точечными мерами социальной поддержки. Другой схемы в России не существует. Хотелось бы понимания, насколько готовы все уровни власти к этой ситуации, – отметил заместитель Председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по социальной политике Игорь Тихонов.
Директор департамента методологии и организации социальных выплат и жилищных субсидий министерства здравоохранения, социального развития и спорта Александр Адонин пояснил, что сейчас в соответствии с федеральным и областным законодательством меры соцподдержки по оплате жилищно-коммунальных услуг получают около 240 тысяч человек. В 2013 году общий объем бюджетных средств на исполнение этих льгот составил порядка 1 млрд. 700 млн. рублей. С учетом роста платежей за электроэнергию увеличится нагрузка на бюджет и собственные расходы граждан, а также вырастет число получателей субсидий.
Даже если рост платы за электричество будет незначительным, всем звеньям цепи по взиманию платы за ЖКУ придется столкнуться со шквалом негатива, выразил общее мнение представителей от управляющих организаций директор УК «Аметист» Ильдар Сеюков. Он привел в пример введение платы за общедомовые нужды и пояснил, что пока не будет четкого и прозрачного механизма расчетов, непонимание со стороны людей закономерно. Кроме того, в этом году будет введена строка платы за капитальный ремонт, что уже чревато социальной напряженностью.
– Ситуация действительно неоднозначная, и не только в Ульяновской области. Одиннадцать регионов уже обратились в Правительство РФ с предложением либо отсрочить введение социальных норм, либо дать возможность регионам самостоятельно выбрать время введения соцнормы и механизм расчета. Проблема любого реформирования в жилищно-коммунальном комплексе – это отсутствие спокойного анализа и детальных разъяснений. С учетом предыдущего опыта нам нужно начинать готовиться уже сейчас, чтобы вместо пугающей неопределенности у нас были четкие расчеты, – подвел итоги Геннадий Антоцев.
Все высказанные за «круглым столом» предложения будут обобщены комитетом областного парламента по жилищной политике, ЖКХ и энергетике и учтены при определении контрольных цифр социальных норм областными законодателями.