«Путин подписал несколько поручений по предложениям, озвученным в ноябре 2013 года на Литературном собрании. В перечне — организация Года литературы и Фонда поддержки литературы, гранты и другие виды финансирования отрасли. И как друзья вы не садитесь…(вместо комментария). Долгожданная встреча литераторов с президентом России походила не на «мозговой штурм» застарелых проблем русской литературы интеллектуальной элитой нации совместно с высшим представителем государственной власти, а смахивала на просительное собрание обманутых дольщиков жилищного строительства. Литераторы недоумевали, горевали, плакались об упадке грамотности, отвращении народа от литературы, нищете и «беспривязности» писательских Союзов. Президент всех сочувственно выслушивал, произносил утешительные фразы, иронизировал, кое-кому кое-что пообещал, а кое-кому погрозил пальчиком. Увы, разговора о русской литературе не получилось, потому что сама русская литература на этом высоком собрании отсутствовала, её не позвали, не спросили, отчего она, бедная, так захворала, что еле-еле дышит?.. Вместо неё рядом с президентом расселись потомки великих писателей, что придало мероприятию характер очередного перформанса державного абсурда. Все ждали другого – правды. Во всяком случае, я ждал, что, если не сам президент, то потомок Льва Толстого возьмёт и скажет самую самонужнейшую для русской литературы правду-матку. Дескать, заврались вы, писатели, до крайних пределов, обкормили народ ложью, вот того и стошнило от ваших писаний, где всё то, что свято для него, подвергается осмеянию, издевательствам, и всё лживо до последней точки. Не сказал этих слов никто, и не потому, что они были где-то далеко, а просто правда была не нужна. И каждый участник встречи пришёл на это собрание не за правдой, а с вполне конкретной целью – потусоваться, обозначить себя как признанного литератора, буде случай, вякнуть что-нибудь, угодное президенту и его либеральной челяди. Ведь как бы ни хорохорились писательские сообщества России, как бы ни осыпали себя премиями и не возглашали свои творения произведениями, достойными встать в один ряд с шедеврами русской классики, правда такова, что нынешнее державное безвременье всего нагляднее представлено в современной русскоязычной литературе. Нет в ней ни содержательных книг, ни ярких авторов, ни сколько-нибудь внятного представления о будущем России. Конечно, со столь категоричным мнением многие не согласятся и укажут на достойных, по их мнению, авторов, которые, скорее всего, в чём-то и хороши. Однако речь не о них, а о потоке времени, который в начале девяностых годов круто изменил направление своего течения, оставив почти всё из того, что было в советском прошлом главным и державообразующим, трепыхаться на мели, в том числе и великую литературу социалистического реализма. И вот что поразительно: первыми дезертирами из благоустроенного лайнера советской словесности сбежали её толкователи и твердокаменные охранители – литературные критики, купно и врозь певшие то «осанну», то «изыди» каждому более или менее значимому творению совписов. Наиболее резвые рванули в Западную Европу и США, где в тамошних университетах обрели свободу говорить то, о чём шептались на кухнях московских и ленинградских многоэтажек. Вместе с ними в Штаты сбежали ведущие трубадуры перестройки, вроде Коротича, Евтушенко и прочие лжеклассики советской поэзии и прозы. Оставшиеся в столицах провозгласили себя российскими писателями, а тех, кто не поспешил впасть в «россиянство», объявили своими противниками. Среди советских писателей всегда существовали разногласия личного свойства, но все они дружно, хором и врозь пели хвалу гуманизму, нравственности, патриотизму в духе основных положений статьи В.И. Ленина «Партийная организация и партийная литература». Теперь, оказавшись в «беспривязном» состоянии, писательское сообщество испытало сильнейший стресс и продемонстрировало пёструю гамму художественного отражения действительности – от возбуждённо-радостного гогота победивших Россию либералов до сопливого плача о России впавших в уныние якобы патриотических стихотворцев. Утрата господдержки лишила литераторов возможности писать на заданные и хорошо оплаченные темы, они обнищали, изолгались и очень скоро упали во мнении народа, который причислил их к пустяшным людям, обманщикам и болтунам. Скажут, что и это мнение не бесспорно, но пусть каждый задумается над вопросом, почему никто из живых классиков русской литературы не стал знаменем сопротивления унижению народа?.. Не ведая, где правда, а где кривда, многие писатели натянули на себя личины людей верующих и решили, что обретут опору в православии и, возможно, обрели бы её, но каждый из них так до конца и не понял, что отрекшись от коммунистического идеала, он отрекся от справедливости самого высшего порядка, которая в 1917 году подняла народы России на претворение в жизнь самых высших нравственных идеалов человечества. А без правды русская литература немыслима. Надо будет спросить, какое покаяние налагается на предателей и отступников, только вот у кого спросить? Поддержка писателям будет оказана, только каким?.. Ответ, думаю, предельно ясен: русских писателей пушкинской школы она минует. СОЮЗ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Дворник
“…отрекшись от коммунистического идеала, он отрекся от справедливости самого высшего порядка, которая в 1917 году подняла народы России на претворение в жизнь самых высших нравственных идеалов человечества”.
Ни х… себе, справедливость высшего порядка! Не нашли поддержки у народа, проиграли выборы, совершили государственный переворот, развязали гражданскую войну в России, поубивали миллионы рабочих и крестьян… Это была первая в мире оранжевая революция под руководством Ленина. Украинские большевики сегодня тоже мечтают об этом: захватить власть любой ценой, хотя поддержку в народе имеют лишь несколько процентов, как большевики в 1917-ом. Видимо, скоро Кличко тоже скажет в раде “Караул устал…” Украинским фашистам есть с кого брать пример.