У разных людей свои увлечения. Кто-то со всей страстью отдается коллекционированию, кто-то жить не может без сада и огорода. А для жителя Заволжского района Сергея Белова любовью всей жизни стал мотоспорт. И сегодня, в свои 55 лет, он в отличной форме и регулярно выступает в чемпионате России.
Долгие годы мотокросс в Ульяновске пребывал в состоянии забвения. Оно и неудивительно: любой технический вид спорта – дорогое удовольствие, Tpe6yющее специальной трассы и большой организационной работы. Лишь прошлой весной, в живописном месте близ парка 40-летия ВЛКСМ на Верхней Террасе, была создана современная трасса. Теперь там регулярно проводятся соревнования и тренируются ульяновские кроссмены.
Вспоминая ДОСААФ
Сегодня, глядя на Сергея Белова, облаченного в яркий комбинезон, оседлавшего мощную «Ямаху», сложно поверить, что свою гоночную карьеру он начинал на стареньком «Восходе», который в буквальном смысле собрал сам. Впрочем, многие спортсмены в 70-е годы стартовали так же.
– В секции ДОСААФ мне дали раму с колесами, – рассказал ветеран. – Тогда ведь технику не продавали, поднимался гонщик выше – его старый мотоцикл доставался новичку. Приволок я это все домой, собрал и впервые выехал на трассу. Стоял 1974 год.
Год спустя в ульяновскую секцию впервые поставили легендарные чешские мотоциклы «43». Тогда они казались верхом совершенства, и доверяли их только самым лучшим спортсменам. На таком аппарате с мотором в 125 кубических сантиметров Белов гонял до самой армии.
– Служить мне довелось на флоте, – продолжил рассказ гонщик. – И вот как-то шел вдоль дороги, а мимо промчался грузовик с мотоциклами в кузове. Так я узнал, что в округе есть своя секция, записался туда и снова продолжил гоняться.
Отслужив, Сергей Белов вернулся в родную секцию. Но в 1981 году произошла авария, едва не перечеркнувшая всю жизнь. Спортсмена сбила машина, когда он возвращался на мотоцикле домой. Результат – переломанная нога и оставшийся на всю жизнь шрам на щеке. Но парень не сдался, и уже спустя несколько месяцев вновь выступал в состязаниях, боролся за призовые места и побеждал.
Соревновались тогда не ради призов – они были скромными. Зато были невероятный спортивный подъем и воля к победе.
На энтузиазме
Начало 90-х положило конец эпохе советского спорта. Закрылись секции, исчезли многочисленные региональные и республиканские соревнования. Белову пришлось надолго отойти от гонок, но желание вновь сесть в седло кроссового мотоцикла пересилило. И в 1997 году он вновь вышел на старт, уже на собственной технике – 250-кубовой «Хонде». С тех пор он старается не пропускать ни одного сезона, участвовать минимум в двух-трех гонках чемпионата страны среди ветеранов.
Удовольствие это дорогое – на запасные части, экипировку и переезды уходит до 300 тысяч рублей в год. Но завершать карьеру Сергей Николаевич не собирается.
– Бывает, съедутся на гонки ветераны, -говорит спортсмен. – Один уже еле ходит, жалуется, что болит все, а сядет в седло – и давай газовать! Просто на глазах молодеет, какая сила пробуждается. На голом энтузиазме выступают. У одного спортсмена из Воронежа на машине не работает стартер, чтобы уехать, он вынужден ставить ее на спуске. Все в мотоцикл уходит. И все же продолжает ездить.
– Кто ни разу не садился в седло, не поймет чувств мотоциклиста, – сказал Сергей Николаевич. – Это ощущение полета, когда окручиваешь ручку газа, вибрация мотора, бьющегося под тобой, как сердце разгоряченного жеребца. Ты сливаешься со стальным конем в единое целое, контролируешь каждое его движение. Все проблемы исчезают, впереди только трасса, головокружительные серпантины и спуски, повороты и вот он – волнующий финиш. Ради этого стоит жить.
Дмитрий Сильнов