“Музей СССР”, “Красный маршрут”, ближайшие и отдаленные перспективы развития туризма в Ульяновской области, а также судьба Ленинского Мемориала – вот те темы, которые мы затронули в разговоре с директором Ульяновского областного центра развития туризма и сервиса Сергеем Лаковским. Почему нельзя остеклять Мемцентр? Когда по улицам Ульяновска начнут ходить группы китайских туристов? Что мешает приступить к реализации проекта “Музей СССР” и почему Ульяновск может стать Поволжским центром шопинга? Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете из интервью, которое мы представляем вашему вниманию.

Сергей Геннадьевич, расскажите пожалуйста о задачах, которые стоят перед областным центром развития туризма и сервиса в 2014-м году?

– В этом году мы обязаны продолжить реализацию проекта “Музей СССР”. В течение прошлого года нам удалось закрепить этот бренд за Ульяновском. Буквально в январе мы получили ответ от руководителя департамента культуры Москвы Сергея Капкова, который ранее изъявлял желание расположить Музей СССР в Москве. Теперь он, изучив наши доводы, признал, что проект целесообразнее реализовать в Ульяновске. Более того, мы получили подтверждение, что федеральный минкульт сейчас готовит постановление правительства РФ о создании в Ульяновске культурно-туристического кластера “Музей СССР” за подписью премьер-министра. То есть проект будет реализован в нашем городе. Теперь нам предстоит разработать его более детальную концепцию. В 2013-м прошло масштабное общественное обсуждение проекта, его градостроительной составляющей. В результате обсуждения тот вариант перестройки центра Ульяновска, который мы демонстрировали в прошлом году, подвергся значительным изменениям, о которых мы вскоре расскажем подробнее. Кроме того, нам предстоит проработать научно-исторический раздел концепции музея. Мы хотим привлечь к этой работе ученых из Института российской истории РАН, соответствующие договоренности есть. Также нужно проработать собственно музейную составляющую проекта: что и как мы будем показывать? Наконец, очень важно уже в этом году хотя бы начать предпроектные изыскания и разработку ПСД на строительство тех объектов, которые нами запланированы. Таковы наши ближайшие планы относительно Музея СССР.

С какими трудностями при их реализации приходится сталкиваться?

– Самая главная трудность сегодня – недофинансирование. На данный момент денег нет, а вы понимаете, что бесплатно никто не работает. Чтобы заказать проектно-сметную документацию на строительство, или научную концепцию музея, нужно платить. Весь бюджет нашего центра на этот год – один миллион рублей. С учетом тех задач, что стоят перед нами, это все равно что ничего. Мы слышим от власти обещания, что проект не бросят, что средства будут выделяться. Пока же денег нет и мы не можем даже начать работу. Это меня очень беспокоит.

А какую роль в “Музее СССР” будет играть Ленинский Мемориал?

– Самую ключевую. Мы с самого начала рассчитывали, что Мемцентр должен стать, если хотите, сердцем этого проекта. Именно с него должна начинаться реальная работа, именно на здании Мемориала уже в этом году я хотел бы видеть табличку с надписью “Музей СССР”. К сожалению, со стороны нынешнего руководства Мемориала никаких шагов навстречу я не вижу. Вместо этого там до сих пор вынашивают идею остекления. Да, вначале мне понравилась эта задумка, но потом, пообщавшись с профессиональными архитекторами и инженерами, в том числе принимавшими участие в строительстве Мемцентра, я понял, что остекление убьет своеобразие этого здания, превратит его в куб. Кроме того, атриум увеличит нагрузку на фундамент, а этого ни в коем случае нельзя делать.

Но господин Шабалин пошел дальше – в одном из интервью он предложил выбрать грунт под зданием Мемориала…

– Я считаю, что это было безответственное, выходящее за все рамки, заявление. Это сложные, водонасыщенные грунты. Конечно там нельзя ничего копать.

– Не могу не спросить и про шубы в Мемориале. Как Вы к ним относитесь?

Конечно же им там не место. Но областной бюджет не тянет содержание Мемориала. поэтому оптимальное решение проблемы, на мой взгляд – передача его в федеральную собственность. Пусть Мемцентр содержится за счет федерального бюджета, это мое глубокое убеждение. Тогда там не придется продавать шубы.

А что с “красным туризмом”? Когда в Ульяновск хлынет поток китйцев с фотоаппаратами?

– Не сомневайтесь, хлынет. И довольно скоро. Уже в этом году. Как вы знаете, в ноябре мы провели переговоры с руководителем Государственного управления по делам туризма КНР Шао Цивэй, который выразил заинтересованность в сотрудничестве Китая с Ульяновской областью. А две недели назад у нас в городе был Чжао Циньхуа – генеральный директор одной из крупнейших в Китае туристических компаний «Хуамин Солюкс Интернэшнл Трэвел». С ним мы обсудили все деталии проекта и подписали соглашение о сотрудничестве. По итогам всех переговоров Ульяновск наряду с Москвой, Санкт-Петербургом и Казанью стал частью девятидневного гранд-тура “Красный маршрут”. В Китае этот тур будет позиционироваться как “Красный маршрут . Путь Ленина. Три столицы и Ульяновск”. Путевка обойдется китайским туристам в 1000-1200 долларов плюс стоимость перелета. Мы рассчитываем, что этот тур станет популярным в Китае. Весной мы примем участие в туристической выставке в Китае, где презентуем его. Кроме того, нынешний год – год молодежных обменов между Россией и КНР. В его рамках мы хотим реализовать проект “Здравствуй, Ульяновск”. Мы покажем китайской молодежи, что в нашем городе можно интересно проводить время и тем самым повысим популярность Ульяновска в Поднебесной. Все это, надеюсь, позволит нам привлечь тысячи туристов.

И что же им покажут в Ульяновске?

– Во-первых, дом, где родился Ленин. Во-вторых, один из музеев, посвященных дореволюционной истории Симбирска. Кроме того, мы устроим для них посвящение в ленинцы в торжественном зале Мемцентра, повяжем галстуки. Все они были пионерами и такой интерактив придется им по душе. Наконец, среди китайских туристов популярен отдых на природе, поэтому мы обязательно устроим им ночевку на одной из наших загородных турбаз. Туристический сезон в Китае длится с июня по конец октября. Вот тогда и увидим на улицах города китайцев с фотоаппаратами.

Вообще, “Красный маршрут” открывает для Ульяновска хорошие перспективы. Если он наберет популярность, то станет экономически целесообразным прямое авиасообщение между Пекином и Ульяновском, поскольку лететь до Ульяновска дешевле, чем до Москвы. Думаю, что если все сложится хорошо, то мы придем к этому в течение пары лет. Это даст импульс не только туристическому, но и деловому взаимодействию между Китаем и Ульяновской областью. Кроме того, наличие авиасообщения с Китаем привлекло бы к нам транзитный поток жителей соседних регионов России, а это толчок к развитию внутреннего туризма.

В более отдаленной перспективе мы видим еще и инвестиционное взаимодействие с китайскими компаниями. Собираемся подготовить инвестпредложение по созданию в Ульяновске тематического этнографического парка “China World“. Он включил бы в себя китайскую гостиницу, деловой, культурный центр и, самое главное, торговый центр по продаже качественных китайских товаров. Условия особой экономической зоны позволяют ввозить к нам эти товары без таможенных сборов. Для китайских производителей мы могли бы стать своеобразным “окном в Россию”, а торговый центр с недорогими и качественными китайскими товарами стал бы центром притяжения жителей соседних регионов, бизнесменов. А чтобы удовлетворить покупательский запрос китайцев, мы могли бы привлечь в Ульяновск известные европейские бренды, создать здесь своего рода Outlet Village. Добавьте к этому наши возможности по развитию рекреационного туризма в Ульяновском, Чердаклинском, Старомайнском районах, планы по развитию парка Дружбы народов. Все вместе это сделало бы Ульяновск полноценной, хорошо наполненной туристской дестинацией. Это наше стратегическое видение развития туристической отрасли. И все это возможно, но будет реализовано только в том случае, если наберет популярность “Красный маршрут”, если мы сумеем его продать. Мы очень на это рассчитываем.

Беседовал Виталий Ахмеров