На фоне трагедии, развернувшейся в Москве, можно много говорить о том, кто именно виноват. Можно говорить, что сам ребенок, или его родители, или школа (как это у нас принято при любом ЧП в образовательном учреждении), или учителя… Или система…
Я хочу поговорить о системе. Точнее о том, что от нее осталось.
В реалиях моей жизни мы уважали учителей и даже троечники-раздолбаи и хулиганы не повышали голоса и не позволяли себе хамства. За глаза они могли говорить все что угодно, но никогда в лицо педагогу и уж тем более не перенося плоды свои гнева из воображения в реальность. Нас воспитывали в правильной системе координат. Координат уважения и почтения к учителю, который, если верить советским книжкам, всегда был проводником в нормальную успешную жизнь. Мы сбегали с уроков, таскали тройки и двойки в дневниках на подпись родителям и было стыдно. Мы радовались за своих педагогов и гордились ими, когда их отмечали наградами, дипломами и званиями. Сейчас я сочувствую своим учителям и жалею их, поскольку они настоящие заложники … системы, которая работает на самоуничтожение.
Оптимизация-ликвидация.
С 1 сентября по всей стране заработает система оптимизации школ. То есть будет крупная школа-мама и при ней пара-тройка дочек, то есть филиалов. Весь документооборот будет на основном учреждении, филиалы должны ему подчиняться. На деле это выглядит так – комплектование (то есть часовую нагрузку учителей) разрабатывает главный офис, а филиалы не имеют права голоса в отстаивании своих интересов. Должность директора школы-филиала сокращают, а человека который на этом месте работал переводят в завучи . Некоторым, например, комплектование уже пришло и педагоги в ужасе.
– У меня на следующий год 14 часов, при том что ставка 18 часов (это меньше 7 тысяч) . То есть у меня не набирается даже базовой нагрузки. Логично, что при общем бюджете администратор главной школы будет стараться для своего коллектива и по часам и по зарплате. Мы – довесок. – так говорит педагог с 25 летним стажем, моя классная руководительница на вечере встреч выпускников. И разговоры напоминают скорее поминки, нежели праздник.
Основная цель оптимизации вроде даже благая. Повышение качества образования. Действительно, звучит красиво, если бы не детали, потому что аргументация выглядит бедно и бледно. Пояснение из районного отдела образования, куда стучатся педагоги из сельских школ чтобы получить ответы на свои вопросы (коих очень много), выглядит так: “Ну вот предположим, в вашей конкретной школе нет квалифицированного педагога по ИЗО, а в соседней, крупной есть. А ещё у вас есть транспорт, значит можно возить детей в соседнюю школу, если у вас будет общий бюджет и вы будете частью сети”. И это тоже звучит почти логично, до того момента правда, пока не стараешься просчитать возможности. Урок длится 45 минут, перемена максимум 10, не считая 20 минутной на обед. По версии чиновников, детей на один из уроков можно просто взять , посадить в автобус и отправить в соседнюю школу на расстоянии ,скажем 10 километров, на урок рисования . Но их нужно собрать, погрузить, отправить с ними педагога, а ещё расписание таким образом составить, чтобы никому никого не пришлось ждать. Теперь бензин. С ним вообще интересная штука. На то, чтобы транспортировать детей из школы в школу (необходимость вызванная предыдущей оптимизацией) средства на топливо выделяют впритык, когда денег нет – разводят руками, и тогда директор школы идет и покупает бензин за свой счет, а потом ждет компенсации затрат от учредителей в исчислении лет.
О том, что на переделку всей документации нужно будет изыскивать средства ( уставы, лицензии, свидетельство об аккредитации, локальные акты, печати и вывески на фасаде) без комментариев. Потому что комментировать нечего. При нашем-то дефицитном бюджете.
А все для чего. Ларчик открывается просто. Для того, чтобы закрыть школу на селе (самостоятельное учреждение) нужно решение схода граждан этого населенного пункта. Для того чтобы закрыть филиал, нужна подпись директора главной школы на приказе. Этот маневр нужен только для того, чтобы через год, условно, тихо и без шума позакрывать большую часть малочисленных школ. И это лицемерие, прикрытое благой отмазкой в духе “во имя качества и ГОСТа” бесит.
У вас все слишком хорошо и это – плохо
Следующая часть нововведений – прекрасна не меньше, чем первая. Раз в несколько лет учителя подтверждают свою квалификацию и проходят процедуру аттестации. До недавнего времени этим занималось ИПК ПРО. Уже совсем скоро ответственная миссия решать – годен педагог или не годен на первую ли высшую квалификационную категорию ляжет на сильные плечи РОСОБРНАДЗОРА. Люди там работают прогрессивные и в ладу с новыми технологиями, поэтому процедуру переаттестации предложили перевести в электронный формат. То есть виртуально все этапы. С подачи заявления до решения комиссии. Новаторство методики в том, что для подачи заявки на подтверждение категории, учитель пишет письмо электронной почтой, в ответ получает 100 вопросов, выучив ответы на которые он может приступить к тесту – 20 вопросов за одну минуту. Только пройдя этот тест можно отправить заявку. Если не прошел, второй попытки нет, а значит аттестовываться можно будет только через 2 года и уже на категорию ниже. Система оценки эффективности складывается из нескольких пунктов, главный из которых – рейтинг. Правда никто не уточняет, как он будет выставляться. Вопросов много. (Мне кажется именно урок, а не рейтинг может определять учителя, но это мое мнение). Все же как можно оценить труд учителя по электронной почте в моей голове не укладывается. Ну и классические : “Почему?” и “Зачем?”.
Тут свои детали. В федеральном министерстве вдруг решили, что в нашем славном краю слишком много педагогов с высшей квалификационной категорией. А это по нынешним меркам идет в разрез с политикой тотальной экономии. Для справки: учитель с высшей категорией дороже обычного меньше чем на тысячу рублей. (Извините, уважаемые педагоги). Когда преподаватели ИПК ПРО подняли вопрос, что при столь странной процедуре в школах не останется профессиональных учителей (потому что система заточена изначально на их выведение), в минобре прозвучал ответ “Ну и что. СОЛЬЕМ все школы в одну и сэкономим”.
Глагол “сольем” как нельзя лучше подходит ко всей этой ситуации целиком. Это действительно слив. Тотальное уничтожение системы, кадров , идеологии.
Пару слов об экономии.
Экономят на всем. В первую очередь на здоровье. Сейчас, пока вся страна, а в ней и наша область, обсуждает что же случилось с московским школьником, в Майнском районе к примеру, замерзают ученики сразу 4 школ. Из-за экономии. Температурный режим в образовательном учреждении – 18 градусов минимум. В одной из тех 4 школ, на втором этаже +9, на первом чуть больше +11, там где теплее занимаются дошкольники (то есть дети 4-5-6 лет). Почему дети мерзнут?Не потому что не топят, потому что приехали люди из муниципалитета, опечатали один из 4 газовых котлов и сказали: “Не включать” – экономия.
В соседней малокомплектной начальной температура +1 градус. И так везде.
Радостные новости все же есть. Возрождают к примеру, детский сад в селе Загоскино, закрытый лет 10-15 назад, как неэффективный. И предлагают родителям возить туда детей из трех окрестных сел, в любую погоду и за свой счет. И это возрождение дошкольного образования – своеобразное зеркало будущего, в котором мы будем восстанавливать то, что ломают сейчас. Учителя не любят говорить о проблемах, не называют имен, если уж случилось пожаловаться. Не потому что им все равно. А потому что бояться, что школы закроют. Вернемся к уважению. Кризис уважения к учителям зародился не в учениках, он зародился в системе, в которой педагоги- помеха в экономии и оптимизации всего и вся. Будущий учебный год мои учителя, к примеру воспринимают как приговор системе образования, а если честнее, как смертельный диагноз.
Чубарик
Так жить нельзя.
житель
Притянуто за уши.
То, что случилось в Москве не порождение какой-то системы: воспитания, образования и т.д.
В каждом из нас заложены те или иные склонности (чеще всего врожденные), которые могут проявиться под влиянием каких-то факторов, а могут и не проявиться.
И никто не в состоянии это предугадать, предусмотреть.
Как толлько случается что-то подобное и начинается – закрыть, запретить, усилить.
Только вот ищем не там, где потеряли, а там, где светлее.
Низкое качество образования и воспитания порождает смещение моральных и нравственных ценностей, уровень культуры и т.д. и т.п.
А как можно ратовать за повышение уровня образования и воспитания, позволяя показывать с утра и до вечера по тв то, что на Западе, на который мы так часто киваем, в лучшем случае в пятницу после 23-24 часов. И так во многом.
Аноним.
Согласен.Предугадать нельзя, но в некоторых классах есть не совсем нормальные, психические больные ученики, которые доставляют проблемы и другим детям, и учителям. Иногда весь класс восстает, чтобы убрать – но не получается.Почему? Изолировать надо сразу, если ребенок ненормален и агрессивен.Когда я учился – и был у нас один хулиган – учительница сразу говорила – “В 23-ю школу хочешь?” Интересно, сейчас существуют такие коррекционные школы в Ульяновске и переводят ли туда идиотов?
житель
В чем-то можно согласиться.
Но чаще всего маньяки и вот такие “внезапные” убийцы – тихие, смирные и “добропорядочные” люди. Сужу по криминальной хронике.
А те, кто кричит “всех перережу” и курицу-то зарубит не сможет.
Так что не все так однозначно.
Старожил
“В реалиях моей жизни мы уважали учителей и даже троечники-раздолбаи и хулиганы не повышали голоса и не позволяли себе хамства. За глаза они могли говорить все что угодно, но никогда в лицо педагогу…”
Вы в какой школе учились, товарищ? В нашей школе в каждом классе было по 2-3 раздолбая, которые и хамили учителям прямо на уроке, и угрожали им, и всякие пакости подстраивали. Не надо идеализировать прошлое, мы все тоже там жили.
Тот, кто тоже помнит прошлое
“Нас воспитывали в правильной системе координат.” Почему же тогда советская система так позорно, так бесславно обвалилась? Почему в перестройку простые советские люди принялись со сладострастием смотреть голливудский мусор, а партийные функционеры становились суперлиберальными суперкапиталистами-прихватизаторами? Мне интересно одно – вся эта идеализация советского прошлого имеет место только в дремучей Ульяновской области или же по всей стране?
Старожил
Доктор наук, профессор Александр Любищев, преподававший в Ульяновском пединституте и знавший систему образования изнутри, в 1956 году по просьбе Ульяновского обкома КПСС написал работу “О положении в средней школе”. Рекомендую прочитать её всем, кто восхваляет советскую систему образования. В книге Любищев сравнивает дореволюционную и советскую системы образования. Разделы его книги называются так: “Глава первая. О деградации средней школы” и “Глава вторая. О причинах невысокого уровня современной советской школы”.
Тот, кто тоже помнит прошлое
В советские времена, в 1976 г., лидером советского кинопроката стал фильм Евгения Ташкова «Преступление». Один из главных героев фильма, выпускник школы, совершает два преступления – совершает кражу и за это его судят, а спустя некоторое время наносит удар ножом учителю, за что его судят второй раз и он получает уже реальный срок заключения. Даже советские власти не слишком-то увлекались идеализацией советской школы…
Сельский киномеханик
Впервые слышу о таком лидере проката именно 1976 году. Может … проскочил? Как говаривал покойный актёр Алексей Смирнов стоя с бреднем в речке в фильме Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён.
Тот, кто тоже помнит прошлое
Лидер, если верить Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Преступление_(фильм,_1976)
Оппонент старожила
по иным комментариям.Читали Любищева и именно эту статью.Задумались.Не любим реальность.Здесь же вас поддерживаю 2-мя руками! Живой пример-покойная моя бабуся, окончившая сельское 4-х годичное училище при царе,и приходившие к ней решать математические задачки советские девятиклассники. И она помогала им готовить уроки. Уж не знаю как там именно,поскольку сам в то время был неграмотный, в силу пятилетнего возраста.
старый
сознательный крах системы образования и окончательное её уничтожение. Так велели кукловоды.Зачем нам грамотное и умное будущее. Они ведь думать вдруг начнут, а у нас двоих хватить.Да, узок круг революционеров, страшно далеки они от народа.
Woronin-2 Симбирскъ
Почему портал под началом Дмитрия Ежова поощряет анонимность?! Статья интересная,злободневная,наверняка писала журналистка,которая в своё время закончила пединститут или работала в школе.И почему не назвать имя,фамилию?!Её что,сторонники жуликов и воров с работы выгонят за инакомыслие?!Ну тогда Ежов бы и заступился за неё,анонимную авторшу.Действительно,система образования выстраивается наперекосяк,полностью вычистили воспитательный компонент…Но ведь на уровне региона можно бы его восстановить,доплачивая педагогам их дополнительную нагрузку.Вот о чём должны думать в Минобразовании региона и просить помощи у губернатора!
Ежов
Законное желание автора скрыться за псевдонимом.
Факт, ничего личного
Ежов:
3 февраля 2014 в 17:07
“кого раскалывать то? Вас что ли? Вы как сидели в сети так и бедете сидеть, заговоры разоблачать. Если здесь не можете свое имя назвать- о какой общественности в вашем отстутствующем лице в принципе может идти речь?”
Псевдоним для комментатора с другим мнением – плохо!
Псевдоним автора наброса на вентилятор – законное желание!
Вот оно “евразийство” в действии! С такими гибкими людьми приятно иметь дело спонсорам! Двойные стандарты? Не, не слышали…
Ворон жандарм Воронину-2
К вам, в казанский жандармский округ уже направили дополнительно ещё 8 человек на люстрацию в почтамт, каждый со знанием 4-6 языков как минимум. Какого … вам ещё надо!?
Анатолий
А вот по мне, неважно под своим именем написал человек или нет. Важно то, что написана ПРАВДА о том, что система сделала со школой и не только с ней…
Николай
Кому интересна тема школы, посмотрите фильм (по-моему, эстонский) “Класс”. “Чучело” – это просто детская сказка на ночь…
Аноним
Имхо, нужно обязать учителей носить оружие и уметь с ним обращаться. Разрешить стрелять на поражение при малейших намеках на угрозу жизни своей и учеников.
Хамло трамвайное
Знакомая бабуля,до сих пор с удовольствием(!) с высоты прожитых лет (69)вспоминает воспитание в советской школе- у нас классная NN всегда награждала (только!) баловников на уроках линейкой! О той линейке хочется сказать особо,я ее ещё застал в той самой школе,это широкая, из хорошего крепкого дерева(наглядное пособие) метровая линейка,грозное орудие в умелых руках педагога,со светлой головой. При царе пишут и рассказывают школьных баловников ставили коленями на горох в классе,при советах в угол. Но угол этоконечно пародия на наказание. Как и арест в советское время на 15 суток за мелкое хулиганство.15-ти суточникам три раза в сутки, доставляли питание из местного райцентровского ресторана.Принудительных работ было мало.Больше травили анекдоты.Завязывали знакомства.
Старожил
Эх, какую важную деталь советской школы напомнили! Наш директор школы тоже ходил в 1960-х годах с огромной линейкой, и если замечал, что в коридоре кто-то балуется, подходил, оттягивал эту линейку пальцем и бил ученика по лбу. Пацаны плакали, потому что было действительно больно. Это тоже нюанс советской системы образования…
SunTechnic
Никто из руководителей в системе образования делающий или начинающий делать какое-либо действие – совершенно не задумывается о последствиях. Это и “мелкие” финансовые расходы (типа на перемещение сотрудников школы в центральную бухгалтерию или на многочисленные никчемные мероприятия причем во время учебного процесса). Это и неукладывающийся в голове шквал заданий и поручений. В школе получается должна быть команда “и жнецов, и чтецов и на дуде игрецов”. Школа сейчас – это развлекательный центр на бумаге – ни одному дому творчества и не снился перечень мероприятий необходимых для проведения в школе. После каждого мероприятия должен быть подробный отчет с доказательствами. Таким образом учебный процесс, который должен быть приоритетным для школы – сдвигается в непонятном направлении… Ну чего там нужно руководителю повыше? – Чтобы все на бумаге выглядело красиво! Отчет чтобы был избыточным.
Попроси любое другое учреждение или организацию провести мероприятия – вопрос встанет в финансы. Школы все сделают бесплатно! Да ещё и сами за свой счет привезут отчет на тарелочке с голубой каемочкой…
нетролль
Эти развлекаловки в школе конкретно достали и детей и педагогов. Детям учиться бы, а не песнипеть стасямихайлова и маршимаршировать. Школа должна давать детям ЗНАНИЯ, а не навыки строевой под дурацкие песни и не норма ГТО с сумашедшими физруками. Зато минобр в шоколаде, придурки.
Ларсен
как то так
Janny
Увы, государство не выполняет свои функции в главном — развитии ОБЩЕСТВА. Все зациклено на получении прибыли, кругом одни «игроки», корыстные и алчные. Воспитание человека и защита общечеловеческих ценностей уже даже не на вторых планах, а где-то далеко на расстоянии. Нашей страной правят Деньги. С экранов нас заманивают покупать всякие, по большому счету не так уж и нужные, вещи, банки настойчиво навязывают кредиты, государство придумывает новые налоги и социальные нормы — суть тоже налоги. Граждане чувствуют себя брошеными и беззащитными. Вся среда вокруг людей просто агрессивна и безумна. Как не свихнуться незрелому подростку в такой атмосфере? Родители, гоняясь за «вау-факторами», на духовность детей не обращают внимание, а вовлекают их в потребительскую гонку — брать больше, отдавать меньше и этим гордиться. Напряженность в обществе нарастает, хоть это и не признано официально. Похоже «дикий капитализм» в России становится смертельно опасным. Государство, по-моему, должно немедленно ввести меры защиты населения от агрессивного давления рекламы и навязывания американских стереотипов жизни. Увеличение количества театров не улучшит культуру и нравственность населения. Нужно лечить болезнь, а не симптомы. Государство больно коррупцией, противоречивыми законами и нормами, невнятностью мер по защите населения. Оно превратилось в огромный механизм с разобщенными частями, которые как бы сами по себе вращаются, подчиняясь сиюминутным толчкам извне. Нет общего направления. Куда мы идем? Разрушается мораль и нравственность, разрушаются основы семьи — основного и главного фактора в воспитании детей. Кто родители этого малолетнего убийцы? Они должны нести ответственность за преступление несовершеннолетнего сына. Отца нужно судить за несанкционированный доступ сына к оружию, кстати это прописано в законе. Не нужно уже «отдавать детям самое лучшее». Нужно их учить не брать, а отдавать, учить любить, а не ненавидеть. А КТО ИХ НАУЧИТ??
Читал Макарыча Шукшина
Хлебнём ещё всего по самые никуда.Хоть бы страну не потерять в этой продажности за всё и вся,ради роскоши для 0,05 десятых процента избранных в девяностых.А может ещё и 60-70-х при СССР, династии,это более чем реально.
житель Глупова
Сначала выламывая руки и разбивая головы в школы привнесли американскую систему образования. А теперь удивляемся тому, что следом пришла и ихняя мода по поводу и нет стрелять в этих школах.
Ларсен
http://youtu.be/1bVztNDaA6U
Аноним
Академик не во всем прав: не идиотов, а безбашенных идиотов…