Сегодня по всей России и у нас в области температура наружного воздуха пока ниже, соответствующей нашему региону. Но морозы уже стали ослабевать. А с начала февраля синоптики обещают облачную погоду, за чем последуют осадки. Могут запеть и февральские метели. Но весна-то уже не за горами! Придёт март с голубыми глазами небосвода и … «затенькают капели, синиц заботливых дразня…», как писал ныне покойный поэт Саша Полежаев.
А беды с холодами на улице и в квартирах некоторых домов ульяновцев сменятся другими, не менее неприятными и очень опасными для. На шатровых крышах домов во многих местах появятся глыбы льда, повиснут огромных размеров сосули. Редко у нас обходится без пострадавших от их падения, бывают и погибшие.
Власти заговорят об очистке крыш домов от снега, наледей и сбивании сосулек. На крышах домов появятся с лопатами и ломами мужики, которые наряду с очисткой крыш будут и их уродовать. А на улицах Л.Толстого у домов 44 и 48, у многих по улице Ленина сброшенный с крыш снег образует на тротуарах огромные труднопроходимые сугробы, опоясанные запрещающими проход пешеходам лентами. Идти в тех местах придётся или продираясь через глубокий сугроб, ныряя под ленты ограждения, или обходить по очень скользкой проезжей части дороги, лавируя меж машин. Короче говоря, одну опасность для горожан пешеходов наши власти устраняют, но порождают другую.
На сбрасывание снега и наледей с крыш домов, вывоз сброшенного снега, его вывозят только от домов с улицы Гончарова, тратятся ежегодно немалые усилия и средства. Можно ли раз и навсегда избавиться от этой напасти? Ответ однозначен. Можно.
Обратите внимание, уважаемые на два обстоятельства. Во-первых, сосули и наледи на кромках карнизов образуются не на всех зданиях. Во – вторых, на одной и той же крыше с одинаковым по всей её поверхности количеством снега, сосули и наледи образуются не везде. О чём это говорит? Это говорит о том, что большие, опасные для пешеходов сосули и наледи образуются там, и только там, где не утеплено должным образом чердачное перекрытие. Образование льда на крышах происходит при небольших, но ещё минусовых показателях наружного воздуха. В тех местах, где через чердачное перекрытие верхних этажей уходит теплый воздух, он снизу нагревает кровлю, растапливает лежащий на ней снег. Образовавшаяся водица стекает на карниз здания, а там подогрева из помещений нет. Температура наружного воздуха минусовая, вот она и замерзает на кромке карниза или спускаясь вниз. Если снежок на кровле будет таять от плюсовой температуры наружного воздуха, то образовавшаяся от этого водица будет стекать вниз «тенькая капелью». Сосули от снижения температуры воздуха в конце дня образовываться будут, но какие? Очень небольших размеров и ни кому гибелью и увечиями угрожать не будут.
Гляньте, уважаемые на двух-трёх этажные дома по улице Жуковского, что в Заволжье. Помните, как ещё недавно с их крыш свисали гигантских размеров глыбы льда. Но вот несколько лет назад те дома капитально отремонтировали и теперь не только глыб льда, даже сосулек на крышах тех же зданий больше не бывает.
В заключение зададим себе простой вопрос – так что же легче, проще и дешевле сделать? Утеплить чердачные перекрытия зданий, где образуются опасные для людей сосули, или каждый год сбрасывать и вывозить снег, огораживать опасные места, длинными шестами днями сбивать сосули, а летом чинить кровли? Или выполнить не сложные копеечные работы по утеплению чердачных перекрытий зданий? На этот вопрос у нас ответит всяк по своему. Хороший хозяин, заботливый деловой и расторопный чиновник сделает одно, а другой начнёт с каких-то доводов причин невозможности выполнения этих работ, отсутствия средств, ожидания срока ремонта здания и т.д.
Полагая, что некоторые собственники зданий и должностные лица не ведают о том, как устранить проблему наледей и сосулек я и пишу эти строчки. К тому ж есть ещё и время утеплить чердачные перекрытия или хотя бы обеспечить на чердаках сквозняки, чтобы температура воздуха на них меньше отличалась от температуры наружного воздуха. Последнее если и не устранит проблему, то наверняка снизит её остроту.
А. Перепелятников