Прямо в центре культурной столицы стоит дом, в котором люди не живут, а выживают.
Расположенный по адресу Гончарова, 37 двухэтажный кирпичный дом купца Кутенина был построен в 1917 году (по другим данным, в 1884). Несмотря на вековой возраст, все 30 лет, что живут в нем нынешние хозяева квартир, дом ни разу не ремонтировали. У людей нет горячей воды и ванных комнат, моются и стирают в тазиках на кухне. Отопление провели в 1995 году (раньше топили печи), но и с ним без верхней одежды в доме находиться нельзя.
Каждое окно завешано несколькими одеялами, так же утепляют дверные проемы. Из-за строительства пососедству элитных многоэтажек и офисных центров трещины в стенах этого дома расползлись еще больше. Деревянные перекрытия прогнили, через дыры в потолке с чердака падают мыши.
– Весной всё протекало, – показывает Мария Козырева. – Боялись, проводку заденет.
У жильцов есть дети, которые растут в ужасающих условиях и постоянно болеют. Многие семьи были вынуждены переселиться на съемные квартиры, хоть это и дорого.
За годы хождений по инстанциям люди скопили целые стопки документов. Аварийным дом так и не признали, но в связи с ветхостью в 2004 году Ульяновская Гордума включила его в целевую программу переселения из ветхого и аварийного жилья на 2005-2010 годы. Результатов нет до сих пор. В ответах на обращения чиновники пишут, что причина – в недостаточном финансировании программы, и отселение произойдет только при поступлении средств. Также во всех бумагах напоминают, что дом, являющийся объектом культурного наследия, сносу не подлежит.
– Мы и не просим его сносить! – удивляется Людмила Горпенюк.
– Нас всего три квартиры осталось – выселите, и все. Устав ждать переселения, в 2012 году жильцы дома обратились в суд с иском об обязании городской администрации провести капитальный ремонт. Как бывший наймодатель администрация должна была это сделать еще до приватизации квартир. Суд постановил выполнить замену оконных блоков и полов, а также ремонт крыши и кровли, стен, проводки и канализации. Дом встал в новую очередь…
В августе 2013 года Людмила Горпенюк побывала на встрече граждан с губернатором. Сергей Морозов подтвердил: несмотря на то, что квартиры приватизированы, из ветхого жилья людей обязаны расселить. Жильцы дома надеются, что их право, подтвержденное первым лицом области, все-таки удастся отстоять. В конце концов состояние “культурного наследия” и условия жизни людей в нем – позор для культурной столицы.