В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области (далее – Управление) осуществляет государственную регистрацию уставов муниципальных образований Ульяновской области и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений.

Практика реализации Управлением данной деятельности во втором полугодии 2013 года показала, что не во всех случаях органами местного самоуправления на территории области соблюдаются нормы действующего законодательства, в частности Налогового, Градостроительного, Жилищного кодексов Российской Федерации, Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Кроме того, в отдельных случаях в тексты муниципальных правовых актов допускалось включение положений, способствующих проявлению коррупции, – так называемых коррупциогенных факторов.

Так, например, одним муниципальным правовым актом о внесении изменений в устав муниципального образования к полномочиям администрации поселения было отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки. Данная норма противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации, согласно которому генеральный план поселения и правила землепользования и застройки должны утверждаться Советом депутатов поселения.

Выявлялся также случай, когда к полномочиям Совета депутатов поселения было отнесено утверждение нормативов потребления коммунальных услуг для определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета, что противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, в соответствии с которым утверждение указанных нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, т.е. в данном случае – это полномочие Ульяновской области как субъекта Российской Федерации, а не органов местного самоуправления.

В данной связи вышеуказанные муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований области содержали также такой коррупциогенный фактор, как принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

Двумя муниципальными правовыми актами о внесении изменений в уставы муниципальных образований к вопросам местного значения поселения были отнесены установление, изменение и отмена местных сборов поселения. Данная норма не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации, которым местные сборы отменены с 1 января 2005 года.

Причиной отказа в государственной регистрации еще одного муниципального правового акта явилось несвоевременное реагирование органов местного самоуправления данного муниципального образования на изменения в федеральном законодательстве. В частности, в названном акте была воспроизведена недействующая редакция ряда норм Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в результате чего к полномочиям администрации поселения неправомерно планировалось отнести вопросы, которые в настоящее время не являются полномочиями органов местного самоуправления. Так, например, к компетенции администрации данного поселения было отнесено установление надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в то время как органы местного самоуправления могут сейчас устанавливать надбавки лишь к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса. Этим же муниципальным правовым актом о внесении изменений в устав муниципального образования к полномочиям администрации поселения было отнесено утверждение технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, тогда как органы местного самоуправления должны в настоящее время утверждать технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Отдельным муниципальным правовым актом о внесении изменений в устав поселения в перечень оснований досрочного прекращения полномочий для главы поселения было включено досрочное прекращение полномочий главы поселения в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случае несоблюдения главой поселения, его супругой(ом) и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Данное положение не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», которым установлено, что в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации досрочно прекращаются полномочия главы муниципального района и главы городского округа. Таким образом, указанное основание досрочного прекращения полномочий для главы поселения федеральным законодательством не предусмотрено.

В ходе проведения проверки муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования выявлялся также случай неверного отражения в переходных положениях о вступлении акта в силу соответствующей нормы федерального законодательства. Так, данным муниципальным правовым актом вносились изменения в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 № 185-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». При этом указанные изменения, внесенные данным Федеральным законом, вступали в силу только с 01.01.2014, что не было отражено в муниципальном правовом акте и, следовательно, могло повлечь неправомерное применение данных норм ранее установленного федеральным законодательством срока.

В ходе осуществления деятельности по государственной регистрации уставов муниципальных образований Ульяновской области и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений Управлением выявлялся также такой коррупциогенный фактор, как широта дискреционных полномочий – наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления. В частности, муниципальным правовым актом о внесении изменений в устав муниципального образования к полномочиям Совета депутатов поселения было отнесено утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Вместе с тем данным муниципальным правовым актом указанное полномочие было отнесено также к компетенции администрации поселения.

В целом во втором полугодии 2013 года Управлением отказано в государственной регистрации восьми муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Ульяновской области.
Следует отметить, что во втором полугодии 2012 года отказано в государственной регистрации 17 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Соответственно, данный показатель во втором полугодии 2013 года составил 47% по отношению к аналогичному показателю 2012 года. Снижения количества отказов в государственной регистрации удалось достичь благодаря усилению разъяснительной работы по данному направлению деятельности.

С учетом вышеизложенного Управление полагает, что своевременный анализ изменений действующего федерального и областного законодательства, а также строгое соблюдение установленного федеральным законодательством порядка принятия уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области позволит избежать принятия Управлением решений об отказе в их регистрации.