Руководитель НП “Ульяновское областное объединение операторов такси и диспетчерских служб” Михаил Фролов просит президента РФ Владимира Путина и Верховный суд разобраться с беспределом в отрасли автоперевозок.
Опасное такси действует в Ульяновске и за его пределами
Как рассказал Фролов корреспонденту ИА REGNUM, в Ульяновске действуют фирмы такси, пользоваться услугами которых опасно для жизни, однако по законодательству привлечь их к ответственности нельзя. Более того, “работники” таких организаций так же могут уйти от ответственности в случае, если не имеют разрешения на работу в сфере автоперевозок.
Схема работы организаций, предоставляющих услуги такси, примерно следующая. Фирма устанавливает специальную программу для такси (в сети интернет предлагается широкий ассортимент подобных продуктов), в том числе, позволяющую работать в удаленном доступе. “Есть у нас фирма “Гагарин”, сервер у них, вообще, в Турции, – говорит Фролов. – Современные технологии не требуют ничего – ни лишних проводов, ни особых финансовых вложений. Даже если придти с проверкой, чтобы выяснить – сколько было заявок, на какие суммы, какой процент выполнения, каковы доход и налоги – сделать этого нельзя, потому что в Ульяновске сидят только операторы, а информация хранится на турецком сервере.
При поисковом запросе “Служба такси “Гагарин” в Ульяновске” пользователь попадет на сайт, где сообщается, что компания предоставляет программные продукты для такси, а не услуги автомобильных перевозок. “Таким образом, никакой юридической ответственности за доставку пассажиров они не несут, – говорит Фролов. – Хотя диспетчерская служба по указанному на сайте телефону принимает заказ, говорит о стоимости поездки, сообщает о водителе, предоставляет скидки по карте клиента. В случае ЧП привлечь такую фирму нельзя – формально они предоставляют информационные услуги. Доказать их причастность к перевозкам сложно – сервер с информацией находится в Турции”. По словам Фролова, случай с “Гагариным” в Ульяновске – далеко не единичный. “Могу назвать еще “Максим”, “Везет”, – говорит он. – У одной сервер в Голландии, у второй – в Кургане”. Иногда это целая сеть, действующая во многих российских регионах. “Подобные компании действуют везде, подвергая наши жизни опасности, не платя налогов”, – подчеркивает собеседник агентства.
“Самое опасное, – считает Фролов, – что нанять на работу водителя они могут “с улицы”. Любой автовладелец, желающий подзаработать, платит фирме взнос, “бросая” некую сумму на номер телефона, который ему скажут в службе такси. Договор заключается подчас без паспортных данных, чисто формальный. После взноса водитель получает право принимать заказы, которые ему даст диспетчерская служба. А там пусть хоть на велосипеде работает, хоть пешком. Его никто не видит, и никто не знает, как он работает – пьяный или больной. Сидит такой работник с друзьями, выпивает, деньги закончились – надо подзаработать. Получает заявку, едет отрабатывать заказ”. При этом ни состояние водителя, ни состояние автомобиля не подвергаются проверкам. “И по закону на такую фирму управы нет”, – говорит Фролов.
Получить комментарий от службы такси “Гагарин” не удалось.
Социальные сети о службах такси
В блогосфере и СМИ тему некачественной работы такси пользователи затрагивают неоднократно. Встречаются также и подтверждения словам Фролова – о других службах частного извоза, работающих по обозначенному им принципу. В частности, в отзывах о такси “Сатурн” (действует в Московской, Нижегородской, Ярославской, Волгоградской, Ростовской, Брянской областях, Краснодарском и Ставропольском крае, Башкирии) отмечается (орфография сохранена): “Такси Сатурн это фикция! Его расчеты, воспользоватся неразберихой с законом о такси, набирает всех подряд за счет черной массы быстро подает, понижает стоимость проезда за счет этого набивать клиентуру. Водителей не оформляют на работу или не заключают дог. с Предпринимателями То-есть Работает по ЧЕРНОМУ!”, “Надоело жить, вызывайте такси “Сатурн” в Ярославле. Никогда не знаешь кто приедет пьяный водитель или наркоман под кайфом. Работает там один наркот, еще и на учете в наркологичке состоит. Начальству сатурна вообще плевать на то кто там работает, даже не удосуживаются проверять, а ведь достаточно только на вены посмотреть”.
Портал ProKazan.ru публикует материал о такси “Везет” (действует, в том числе, по Москве, Московской области, Санкт-Петербургу, Казани, Нижнему Новгороду): “В Казани водитель такси “Везет” напал на пассажирку из-за замечания”. Комментируя действия водителя, диспетчер такси объяснила журналистам: “Наши водители не являются нашими подчиненными! Мы с ними только сотрудничаем, за свои поступки отвечают сами водители”.
Письмо президенту
“Я написал письмо в администрацию президента РФ с просьбой внести изменения в административный кодекс и перечислил, какие изменения внести, – рассказал Фролов. – Но из администрации прислали отписку. Сейчас планирую спуститься на другой уровень – и направить письмо губернатору Ульяновской области, пишу еще в Торгово-Промышленную палату”.
Как следует из письма, направленного в администрацию президента и Верховный суд РФ (копия имеется в распоряжении ИА REGNUM), изначально в КоАП были включена статья, предусматривающая ответственность за незаконный извоз – ст. 12.3, ч.2.1: “Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, – влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей…)”. Однако “Верховный суд, – говорится в письме, – своим постановлением от 23.10.2013 № 18-АД 13-30, однозначно истолковал смысл статьи 12.3, ч.2.1: “…водителем, не имеющим при себе ранее полученного в установленном порядке разрешения…”. В итоге человек работающий законно и официально, отдающий, у нас на периферии, половину своего заработка в виде налогов и всевозможных сборов и платежей, оказывается в незавидном положении, по сравнению с “бомбилой”, который не платит никому ничего, подвергает опасности жизнь граждан (а ст.1.2 КоАП обещает наказывать именно за это, а не за забывчивость), перевозя их, не пройдя предрейсового медицинского и технического контроля”. “Против “бомбил” в КоАП РФ всего одна статья 14.1, по которой мировые судья требуют доказать системность занятия извозом, то есть поймать неоднократно, что на практике невозможно”, – пишет Фролов. “В ближайшее время мы ждем массового оттока из числа официальных перевозчиков и, естественно, прибавления на биржах труда. Где-то около 200000 человек. Они продолжат работать в такси, но пойдут на биржу, как безработные. Так делают почти все неофициальные перевозчики. Отрасль на грани краха”, – отмечается в письме.
Комментарий юриста
Как пояснил ИА REGNUM начальник отдела надзора за сохранности дорог и контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, юрист Александр Коштырев, ситуация в сфере перевозок “действительно, требует вмешательства руководства страны”.
“По нашим данным, – говорит Коштырев, – в период с 2012-2014 годов на территории только Ульяновской области официально зарегистрировано более 2500 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, которые осуществляют деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа на законных основаниях, остальные, так называемые “нелегалы”, а их примерно столько же”.
Факт, описанный Фроловым в письме президенту и в Верховный суд, имеет место, говорит юрист. “Субъективное мнение судов с части применения норм КоАП РФ, негативно в итоге влияет на исход судебных заседаний в данной сфере”, – подчеркнул он.
Для изменения ситуации в сфере такси, по мнению Коштырева, “целесообразно, если не менять трактовку статей, то, возможно, наделить региональные власти некоторыми полномочиями по составлению протоколов по ч. 1,2 ст. 14.1 КоАП РФ в части легковых такси”.