Великий русский живописец Аркадий Пластов (1893-1972),
народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, в последние годы стал одним из главных Ф брендов Ульяновска и Ульяновской области. Но многое ли мы знаем о нем?
Чтобы изучить во всех подробностях созданные в Ульяновске музейные экспозиции о художнике, потребуется слишком много времени. К счастью, в конце декабря прошлого года в издательстве «Корпорация технологий продвижения» вышла в свет книга ульяновских краеведов Юрия Козлова и Александра Авдонина «Жизнь и судьба Аркадия Пластова», адресованная широкому читателю.
В ней нет искусствоведческих изысков, но она проливает свет на многие малоизвестные и даже совсем неизвестные страницы биографии Пластова. Ее легко читать и перечитывать благодаря легкому слогу, узнавая все новое и новое о личности художника и о среде, в которой он жил и творил.
Восхищает упорство и трудолюбие авторов, их подвижничество. Юрий Козлов и Александр Авдонин положили на создание документального очерка годы своей жизни.
Как вспоминает Юрий Козлов, работа над книгой началась за два года до 100-летия Аркадия Пластова, в 1991 году. Тогда он в качестве главного инженера Средневолжского филиала института «Спецпроектре-ставрация» занимался историко-архитектурными изысканиями в Прислонихе и нашел там немало интересного материала. Узнав об этом, к нему заглянул его будущий соавтор – краевед Авдонин и предложил вместе написать книгу о художнике. Так и решили. Авдонин собирал данные в архивах, Козлов встречался с семьей Пластовых. Тогда еще был жив сын художника – Николай Аркадьевич Пластов. Состоялось общение и с внуком, продолжателем художественной династии Пластовых – Николаем Николаевичем, его супругой Татьяной Юрьевной, кандидатом филологических наук, заведующей кафедрой гуманитарных наук Московского государственного академического университета им. В. И. Сурикова, и другими.
Скромная брошюра об Аркадии Александровиче была написана и вышла двадцать лет назад. А на прошлой неделе в областной научной библиотеке представляли обновленное и существенно дополненное новыми материалами издание – солидную книгу с фотографиями и репродукциями полотен Пластова.
Увы, увидеть этот том не смог Александр Авдонин. Он ушел из жизни более пяти лет назад. Трогает то, что в память о нем его вдова внесла свои денежные средства на новое издание.
– В брошюру 1992 года, – вспоминает Юрий Козлов, – по понятным причинам мы не могли поместить рассказ о раскулачивании.
Оказывается, весной 1929 года, когда в Прислонихе началась коллективизация, Аркадий Александрович вступать в колхоз не спешил. И многие прислонихинцы, глядя на него, как на самого грамотного и независимого в селе человека, в колхоз записываться отказывались. Ультиматум партийной власти художник отверг. Он же не посоветовал крестьянам, под давлением коллективизаторов, сдавать лошадей и покупать на вырученные деньги трактор.
За все это строптивца отправили под конвоем в тюрьму в Ульяновск, где он отсидел два месяца. Пока шло следствие, односельчане написали прошение об освобождении невинного человека. И случилось чудо: Пластова выпустили на свободу!
Еще одна новая подробность, нашедшая свое место в книге. Опубликованы сведения об одном из братьев жены художника – Натальи Алексеевны Пластовой, урожденной фон Вик. Петр, младший из сыновей в этой обрусевшей семье голландцев, был выпускником Симбирского кадетского корпуса. Николаевское кавалерийское училище он окончил накануне Первой мировой войны. За боевые подвиги был награжден орденом Святого Георгия Победоносца. Революцию не принял, воевал на стороне белых. После их разгрома бежал за границу, жил во Франции, где и был похоронен.
Впервые рассказывается о том, как сносили построенную еще дедом Аркадия Пластова церковь в Прислонихе. Сын псаломщика этого храма, воспитанник Симбирской духовной семинарии, писавший в том числе картины на библейские темы, Аркадий Александрович не мог не вступиться за памятник деревянного зодчества. В середине 50-х годов, когда стало известно, что церковь обречена, художник вместе с сыном поехал в райцентр – в Майну. Вместе им удалось убедить секретаря райкома, что делать этого не нужно, но пока добирались до дома, дело было сделано. Многие годы храм можно было видеть только на картинах и этюдах живописца. И только в 2010 году он был восстановлен.
Страницы книги расскажут и о его учебе в Москве, и о романтичной истории любви и женитьбы, о создании самых выдающихся картин, о его моделях – односельчанах и многом другом.
Описывая перипетии жизни Пластова, авторы не упустили главного – личности художника, который до конца дней своих, как он сам писал, – «чувствовал и глубоко волновался благоуханным дыханием искусства».
Удивительна его настойчивость в выборе своего пути: только с третьего раза поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Многие годы у него не было своей мастерской. Свои картины, свернув их в рулон, художник нередко перевозил в Москву на выставки на поезде. И однажды чуть не погиб, вскочив на подножку уходящего вагона, одной рукой держа бесценный рулон, а другой – схватившись в поручень. Рулон зацепился, и Пластов оказался перед выбором: либо картина погибнет, либо он сам. Бросить ее под колеса казалось невозможным. Счастье, что солдат пришел на выручку…
А сколько пришлось пережить Аркадию Александровичу неприятных моментов из-за критиков! Эти городские эстеты не понимали крестьянской жизни. Например, «Ужин трактористов» некоторые оценили как «клевету на действительность». Почему тракторист берет хлеб грязными руками? Почему девочка босиком, разве в деревне нет обуви? Почему такой скудный ужин? Ну, и так далее…
«Лакировщикам», как их называл Пластов, он отвечал: «Основа творчества художника – правда и только правда. Наша жизнь прекрасна, зачем же ее еще приукрашивать?»
«Удивительно цельный человек! Родился в деревне, жил в ней, пел о ней и умер в ней, навсегда оставшись с теми, о ком пел, среди бескрайних просторов России, которую любил бесконечно». Лучше, чем это выразили народные художники СССР Алексей и Сергей Ткачевы, не скажешь…