7 февраля в Ульяновском государственном педагогическом университете состоялся очередной вечер авторского кино, организованный клубом «Катарсис». На сей раз на суд зрителей была представлена картина режиссера Франсуа Трюффо «451 градус по Фаренгейту» по одноименному роману Рея Брэдбери.
«Жечь было наслаждением» – эта фраза главного героя, пожарного Гая Монтэга, в исполнении британского актера Оскара Вернера, звучала как лейтмотив всей первой части фильма. Общество будущего, выверенное, как часовой механизм, где все уравнены в мыслях и поступках, объявило корнем зла книги – источник знании и чувств, а следовательно, и переживаний. Само название фильма означает температуру, при которой воспламеняется бумага. Но в идеальной системе нет места страданиям и поискам себя – каждый от рождения до гроба должен быть счастлив и уверен в правильности своей жизни. И этот уклад люди будущего готовы отстаивать – над домом Гая Монтэга постоянно проносятся боевые самолеты, готовые немедленно уничтожить любой очаг сопротивления идеальному обществу. А сам Гай несет нелегкую службу пожарного, обязанность которого – находить и сжигать книги, которые некоторые несознательные граждане прячут в своих домах. Прямых же своих обязанностей пожарные давно не выполняют – все дома будущего сделаны огнеупорными и гореть не могут.
Ритуал уничтожения книг сочетает элементы инквизиции с факельными шествиями гитлеровцев, отправлявших в огонь произведения Гете и Шиллера. Подчеркивает сходство и черная униформа пожарных. Свою работу Монтэг выполняет исправно, за что его даже ожидает повышение. А дома его ждет жена, проводящая дни за бесконечным просмотром телепрограмм и реалити-шоу и ночью забывающаяся под действием снотворного…
Но все меняется, когда Монтэг встречает начитанную девушку Клариссу, дочь профессора, живущую по соседству. Ее появление вносит сумятицу в безупречную картину существования пожарного. Он начинает задумываться о жизни и идет на преступление – начинает прятать книги и тайком читать их. Вся привычная жизнь летит кувырком, и вот он уже забывает надеть шлем на выезд, и предпочитает пожарному шесту лестницу. А потом и вовсе подает прошение об отставке…
Конечно, то, что фильм снят в 1966 году, сказывается, и многие выразительные формы выглядят наивными. Но в этом и одна из сильнейших сторон картины – лишенная компьютерной графики, с неподдельными эмоциями героев, она приковывает внимание с первого до последнего кадра.
Финал, в котором Монтэг сжигает собственный дом, по доносу жены, а потом бежит в коммуну книголюбов, прячущихся за городом, невольно напоминает сцену из «Мастера и Маргариты». При этом герой спасает одну книгу, которую ему придется сжечь, предварительно выучив наизусть. Но он и его новые друзья верят, что настанет день и книги вновь станут печатать.
– В свое время фильм Трюффо много критиковали за расхождение с сюжетом книги, – поделился впечатлением от просмотра организатор клуба «Катарсис» Павел Солдатов. — Так, в картине отсутствует такой персонаж, как механический пес, остается неясной судьба Клариссы. Режиссер сделал упор на выразительные сцены сжигания книг, словно подчеркивая, как легко человечество может лишиться своих корней и веками накопленной мудрости. Неудивительно, что фильм вошел в золотую коллекцию мирового кинематографа.
Хочется добавить, что и роман, и фильм «451 градус по Фаренгейту» представляются предтечами художественного жанра психоделии, популярного в 1970-е, когда режиссер Алан Паркер и группа «Pink Floyd » довели его до совершенства. Снятая на заре эпохи хиппи, картина Франсуа Трюффо наиболее полно отразила идеи «детей цветов», с их философией познания, стремлением сбежать от серых будней и выразить себя в творчестве и созидании. И оттого «451 градус по Фаренгейту» ничуть не теряет актуальности и в наши дни.