Министерство стратегического развития и инноваций Ульяновской области начало активную работу по просуживанию получателей грантов на открытие собственного дела, которые активно раздавались в регионе в 2010-2011 годах. В эти годы на гранты ежегодно выделялось порядка 130 миллионов рублей. Если опираться даже лишь только на решения судов с начала активной деятельности министерства по возврату средств, можно сделать вывод, что значительная часть этих денег была банально разворована.

Наиболее популярными среди предпринимателей оказались гранты по 300 тысяч и по 1 миллиону рублей на развитие собственного дела. Для того, чтобы получить эти деньги, необходимо было разработать бизнес-план и получить одобрение конкурсной комиссии.

Одобрение получить было сравнительно несложно. Так, в 2010 году из 880 заявок были одобрены 383, то есть больше трети. Для сравнения отметим, что при венчурном инвестировании нормальным считается ситуация, когда одобрение получает лишь 3-5% от числа представленных на оценку бизнес-проектов, а из одобренных до стадии получения прибыли доходят лишь 30-40%.

В результате только за два года различные гранты получили более 500 предпринимателей. При этом, подписывая договор на получение субсидий, они брали на себя определенные обязательства по созданию новых рабочих мест и по налоговым поступлениям в бюджет.

Но, судя по всему, исполнять эти обязательства мало у кого получилось. Да и изначально далеко не все собирались это делать.

В 2010 году нашу редакцию на условиях аутсорсинга обслуживала одна маленькая юридическая фирма, где процесс получения “халявных грантов” был поставлен на поток – массово регистрировались ИП и ООО на неких сомнительных личностей, которым выплачивалось по несколько тысяч рублей, специальный человек занимался “разработкой” бизнес-планов… Предложили ребята принять участие “в схеме” и нам. И тут же потеряли клиента. Впрочем, расторгнув договор с юристами, мы получили бесценные данные. В приватной беседе один из сотрудников фирмы поведал нам и про размеры откатов, и про объемы “бизнеса”, и про типовые бизнес-планы.

В приватной беседе один из сотрудников фирмы поведал нам и про размеры откатов, и про объемы “бизнеса”, и про типовые бизнес-планы.

Просматривая судебную практику, инициированную министерством стратегического развития, мы натолкнулись на знакомые строчки, которые активно использовались в тех самых бизнес-планах. Например, к выплате 1 миллиона рублей суд приговорил некое ООО “Колодезъ”, которое обещало с помощью бюджетных средств оплатить услуги лизинга автотранспорта. Согласно обещаниями “Колодезя”, этот автотранспорт компания должны была использовать для заработка – создать “предприятие по организации грузоперевозок”, которое в виде налогов до начала 2013 года должно было принести в бюджет более полумиллиона рублей. Также должны были быть созданы три новых рабочих места. Естественно, ничего из этого реализовано не было, а организация пропала в неизвестном направлении.

Также не удалось найти и представителей, например, ООО “Симбирск Агро”, которое в ответ на полученный миллион рублей обещало построить мини-фермы и выплатить несколько сотен тысяч рублей в виде налогов, ООО “Барс-БК” вместе с запланированным рестораном японской кухни, ООО “СимбирскАгроПродукт” и тягач с полуприцепом, ООО “Интернет Продакшен” и “услуги в сфере IT-технологий”, ООО “Альтернатива” вместе с обещанным производством черепицы, ООО “Титан” с автосервисом, ООО “Фуд сити”, “Симбирский мельник” вместе с макаронами и т.д. Только по итогам решений судов за последние 2 месяца таковых должников можно насчитать более 15.

И это явно только начало. Оценить объемы пропавших средств, ответственность за которые несет министерство, можно исходя из статистики. Зная из положения о конкурсе и соответствующего постановления областного правительства норму по времени возврата субсидий в виде налоговых платежей, несложно подсчитать, что к началу 2013 года благодаря мерам поддержки, оказанным в 2010-2011 годах, объем налоговых поступлений от малого бизнеса должен был вырасти как минимум на 120 миллионов рублей. И это без учета НДФЛ за счет увеличения числа рабочих мест на 1000 с лишним. Но этого роста, несмотря на резко увеличившийся в 2012 году декларируемый оборот малых предприятий, почему-то не произошло. А в 2013 году оборот малых предприятий и вовсе упал ниже уровня 2011 года. Исходя из этого можно сделать вывод (считайте его нашим оценочным суждением), что субсидии оказались неэффективными, а до стадии реального воплощения в жизнь своих бизнес-планов дошли единицы из тех “субъектов малого предпринимательства”, которые успешно получили грант. Остальные деньги куда-то исчезли. Куда?

Ответ несложно найти в той же судебной практике – получателями проблемных для министерства грантов оказались в основном ИП и ООО, зарегистрированные в районах области, многие по адресам, корреспонденция на которые возвращается с отметкой “отсутствие адресата”. Ради интереса мы запросили выписки из реестра для пары ИП и ООО из составленного на основе судебных решений списка. Как и ожидалось, единственной деятельностью этих особо малых предприятий за все время было лишь получение субсидии. Ни налогов, ни отчислений в пенсионный фонд предприниматели не делали. При этом три ООО из списка оказались перерегистрированными по известным нам адресам массовой регистрации в районах области и в Самаре.

Более эффективной предпринимательской деятельности придумать трудно – из ничего всего за несколько движений получается миллион.

Схема оказалась банальна и стара как мир – сразу после получения гранта деньги обналичивались, а ООО “сливалось” в соседний регион, перерегистрировалось со сменой учредителей или просто бросалось. Более эффективной предпринимательской деятельности придумать трудно – из ничего всего за несколько движений получается миллион. Норма прибыли зашкаливает.

Сложнее тем предпринимателям, которые действительно рассчитывали на то, что их бизнес пойдет. Но он не пошел, а взятые на себя обязательства приходится исполнять. Одного такого ИП мы знаем лично – эйфория от получения 300 тысяч у него давно сменилась отчаянием. Бизнес не пошел, а условия договора надо выполнять – содержать три “рабочих места”, платить налоги… Теперь, когда министерство начало активное просуживание должников, таким предпринимателям явно придется несладко. Помимо разочарования от неудачи, впереди у них маячит реальная перспектива близкого знакомства с судебными приставами в случае невозврата обратно в бюджет полученной субсидии. Естественно, с процентами “за пользование чужими денежными средствами”.

И здесь стоит вспомнить об исключительно большом проценте одобренных заявок на получение грантов. Если следовать духу самой идеи субсидирования, то получается, что начинающие предприниматели, всего лишь прослушав краткий курс по ведению бизнеса (это было обязательным условием получения денег), сразу же смогли придумать настолько хороший бизнес, что его тут же одобрили опытные профессионалы из конкурсной комиссии? Звучит настолько утопично, что поверить невозможно. Получается, что либо деньги надо было освоить и реально раздать “хоть кому-то”, либо… и тут сразу вспоминается высказывание нашего бывшего юриста на аутсорсинге про норму отката… Он говорил, что “за треть давали всем”.