В своё время Гете вопрошал: «Что свято?» И отвечал: «Свято то, что объединяет много душ». Вдумаемся в эти слова. То, что объединяет много душ, является святым. Не то же самое для России и Пушкин? Он объединяет не только души, но и поколения, потому что он первый заговорил «самостоятельным и сознательным русским языком» (Ф.Достоевский). И, пожалуй, гораздо больше, чем историкам, мы обязаны Пушкину обретением исторической памяти. Наш гений охватил весь путь России до ее последнего шага, простерся до той тьмы, которая неизбежно поглотит всех и вся. И в этом смысле Пушкин – Святой земли русской. Державное значение Пушкина хорошо сознают, нет, не наша интеллигенция, а неприятели России. Они очень хорошо понимают, что экономический, политический хаос в России еще не означает ее конца, им нужно подорвать нравственную основу самого народа, сделать немыслимым его существование как цельного организма. Иногда приходит в голову страшная мысль: а что если России как государства не станет, и народ ее рассеется по лику земли? Что тогда?.. Евреи и армяне сохранились как народы, потому что не утратили свои священные книги, откуда черпали духовные силы для выживания. И не только сохранились, но и забрали в руки такую силу, особенно первые, что почти все человечество у них в долгах, по части толерантности. В детские и юношеские годы он был свидетелем титанической борьбы, которую вела Россия с нашествием «двунадесяти языков». И в наши дни как нельзя более ко времени и месту звучат его «Клеветникам России», «Перед гробницею святой», «Бородинская годовщина», когда Запад уже несколько лет ведет войну против православия и славянства объединенными силами всей Европы и США. Жаль только, что живем мы сейчас «без царя в голове», большей частью по собственной вине, и толком не знаем, где наши выгоды. Но время отрезвления и принятия решений уже властно стучится в дверь. Пушкин дружил со многими декабристами, но не принимал идею насильственного свержения власти. По своим убеждениям он был традиционалистом и монархистом. «Только по смерти Пушкина обнаружились его истинные отношения к государю и тайны двух его лучших сочинений. Никому не говорил он при жизни о чувствах, его наполнявших, и поступил умно… Чрез то святыня высокого чувства была сохранена». (Н.Гоголь. «О лиризме, наших поэтов»). Назовем эти стихотворения: «С Гомером долго ты беседовал один…» и «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю…»). В.А.Жуковский в письме отцу поэта привел последние слова Пушкина о государе: «Скажи, что мне жаль умереть; был бы весь его». Послереволюционные литературоведы постарались скрыть или интерпретировать в нужном им духе эти факты, но они существуют, и от них не уйти. В стихотворении «Андрей Шенье» он определенно выражает свое отношение к революции: Где вольность и закон? Над нами Скажут, что Пушкин воспевал свободу. Но какую?.. Свобода для поэта не была буржуазным лозунгом, начертанным на знамени французской революции 1789 года, он стремился к воле, а это уже совсем другое понятие, которое могло сформироваться только в России. Воля – это покой, это – устойчивое согласие между душой и внешним миром. «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» Понимает ли Пушкина русская интеллигенция, задумывалась ли над его истинным содержанием и значением? Сомневаюсь. А вот покопаться в грязном белье поэта норовят многие. Странный вопрос мне задала одна студентка не так давно: «А вы знаете, сколько любовниц было у Пушкина?..» Я, естественно, не знал. «Двенадцать!» – сказала юная любительница русской поэзии. Оказывается, она обогатилась этими, достойными сожаления, знаниями на литературном вечере, посвященном памяти поэта. Пушкиноведам не дает покоя вопрос о камер-юнкерстве Пушкина. Действительно, ему было присвоено это придворное звание, которое поэт счел неприличным по «его летам», хотя ему было едва за тридцать, в наши дни капитанский возраст. Так что такое камер-юнкер? Обер-лакей?.. Ответственный за дымоходы в Аничковом дворце?.. Послушаем на этот счет Л.Толстого: «Князь Василий устроил для него (Пьера Безухова. – Н.П.) назначение в камер-юнкеры, что равнялось чину статского советника» («Война и мир», I том, часть III, второй абзац). Многие ли современные литераторы живут согласно этому пушкинскому завету? Увы, нет. Многие из нас гнут совесть, помыслы и шею, заискивают перед сильными мира сего и обывательским мнением толпы. Светлый родник русской литературы замутили и закопытили окололитературные бесы определенных цветов и оттенков. Появились ловкачи, которые на русскоязычном наречии стали утверждать идеи, противные мирообразующим ценностям русского народа, и преуспели в этом. Вклад писателей одесско-бердичевской литературной школы в дело разрушения России весьма весом. Наша интеллигенция в значительной мере их усилиями обыдлена и утратила гражданскую ответственность перед обществом. Всечеловечность была подменена космополитизмом, а вкусами стала править пошлость. И еще одно существенное замечание. Русская литература всегда была учительной и ответственной. Она всегда учила, воспитывала, наставляла человека в духе истинных ценностей: добра, любви к ближнему, бессребреничества, стремления к всечеловеческому идеалу – Христу, любви к Отечеству. С другой стороны, наши писатели всегда отвечали своими судьбами и жизнями за право быть пророками в своем Отечестве. И первым был Пушкин: СОЮЗ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ, УЛЬЯНОВСК Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Суряк
Несомненно,Пушкин был, есть и будет первой величиной литературной России.С 1742-го по 1809 год придворное звание камер-юнкера соответствовало 5 классу(генерал майор)тогдашней табели о рангах.С 1809 года камер-юнкер именуется кавалером двора, и приравнивается к 6 классу(полковник).Не следует примерять к Пушкину также созвучный юнкеру, чин младшего офицера или чиновника.У него был именно придворный чин,где даже фрейлины,(камер-девицы) приравнивались к 5-му генеральскому званию. У А.Пушкина, главного официального цензора России(!),сменившего на этом посту Н.Карамзина,(к тому же оба они являлись в своё время штатными служащими Третьего отделения) конечно не могло быть звания полпоручика,или прапорщика(первое офицерское звание в те времена).Интересно, что А.Пушкину при всех его придворных и государственных чинах, и специальной комиссии и поездке по изучению восстания, так и не дали доступа до засекреченных материалов о Пугачёвском бунте.А девушка уделившая такое внимание подсчёту дам,рискует не заметить и самого творчества Пушкина.Знаю одну такую диву,вычитавшую что Шукшин на жёну замахнулся сковородкой,теперь всё,она на коне и при случае всегда не упустит об этом напомнить! Сами его рассказы и повести ей неинтересны вообще,сейчас если и читает, что о нём, то выискивает в воспоминаниях когда, где с кем и сколько выпил Василий Макарович.Что то похожее на сбор компромата на давно уже покойного человека.Не скрывала удовлетворения и радовалась публикациям в Комсомолке, когда в ней после гибели М.Евдокимова, были обнародованы факты из его личной и семейной жизни.Есть и такие окололитературные дамы, с тем и идут по жизни, свято уверовав только в своей непогрешимости.Таких немного жаль,но их уже не переделаешь.Вот поэтому выто и не знали(не ужели это так уж важно!?) а студентка точно знала -тринадцать!И наверное поэтому удовлетворена собой и … литературой!
Имхо
Какая тринадцатая? Студентка просто ослышалась. Известно, что сам Пушкин говорил Наталье Гончаровой: “Ты у меня 113-я”. Исследователи-пушкиноведы на эту тему даже несколько книг издали.
Суряк
Мне,как видимо и автору,обе цифири как то побоку,а вот заинтересованная девушка,попадись ей книга пушкинистов, вполне вероятно может заняться изучением этой странички жизни Пушкина, как в сторону увеличения цифири,так и в сторону её уменьшения.Дотошные и скрупулёзные исследователи,как известно люди очень увлечённые,печаль-саму тему бы не пропустила, как главное,отдавая предпочтение тем или иным сменяемым ориентирам исследований!Статья Н.Полотнянко,как и статья Троицкого,другие заметки в Литературном Ульяновске,например академика делающего анализ о всех прошедших реформах с русским языком, все они, с болью и отчаянием говорят о том,что не только богатое Пушкинское литературное наследие,а и других классиков подвергается если не изъятию из программ, то забытию, не изучению,так ревизии. В целом исподволь идёт повсеместное наступление на Русскую литературу,русский язык,филологию как на серьезного противника, для победой над которым, нужно лишить его главной поддержки-опоры среди народа в собственном Отечестве.Показать его никчёмность,устарелость,и практическую бесполезность в современном мире.Как в верхах так и в обществе в целом. Знаменитое-читай и изучай русскую классику-пригодится в жизни! Игнорируется и замалчивается.Видимо с прицел на последующие поколения.Обслуге шибко развитой и умной быть не след. Литература как и нравственность -это правда.А с ней не всегда, и не всем комфортно.Вот о чём ведётся речь.
Суряк
Ещё раз провёл более тщательную экспертизу относительно камер-юнкера,Николай Алексеевич прав в своих рассуждениях,звание не 6-го, а 5-го класса,выше полковника(бригадир).