Крупнейшие писательские союзы нашли много общего между литературной и законотворческой работой

18.02.2014 г.

Отечественным писателям необходимо назначить пенсию, равную 50% пенсии депутата Госдумы. Такое предложение представил в Роспечать Союз писателей России, это крупнейшая из подобных организаций. Об этом «Известиям» рассказал первый секретарь союзаГеннадий Иванов. Во второй по величине писательской ассоциации — Союзе российских писателей — поддерживают инициативу. Парламентарии говорят, что постараются найти для писателей комбинированное пенсионное решение с расширенной накопительной составляющей.

Писатели не хотят упускать шанс

Эта история началась 21 ноября 2013 года, когда в Москве по инициативе администрации президента прошло первое Российское литературное собрание. Выслушав писателей, Владимир Путин поддержал создание Фонда поддержки отечественной литературы, согласился, что у писателей нет адекватной пенсии, обещал «зафиксировать элементарные социальные права людей творческих профессий» — и, помимо прочего, анонсировал 2015-й в качестве Года литературы в России. В январе был опубликован перечень поручений по итогам ноябрьского съезда писателей, и сейчас на уровне Роспечати идут межведомственные и экспертные совещания.

Суть предложения от Союза писателей России (СПР), представленного в Роспечать в этом месяце, в том, чтобы отчасти вернуть советскую систему пенсионного обеспечения — а именно отсчитывать непрерывный стаж с момента первой публикации писателя. То же было предусмотрено постановлением Совета министров СССР от 7 августа 1957 года. Сейчас у писателей есть трудности с доказательством стажа. В Пенсионном фонде России «Известиям» пояснили, что сейчас на писателей распространяется простое общее правило — в стаж засчитываются месяцы, в которых работодатель делает за работника страховые взносы. Стаж до 2002 года, когда был введен персонифицированный учет, нужно доказывать: месяц, в котором была публикация, засчитывается в стаж. Особенно остро проблема стоит для авторов крупных жанров, а минимальный стаж для трудовой пенсии сейчас составляет 5 лет, а с 2015-го он будет ежегодно расти до 15 лет.

— Просто надо определиться — или государство помогает писателям, или поставить крест на этом всем деле: «Организуйтесь сами, как в XIX веке, ищите спонсоров, собирайте взносы». Но нам говорят: «Государство помнит о вас, государство думает о вас, держитесь, ребята», нужен некий государственно-общественный механизм в творческой сфере, — говорит Геннадий Иванов.

Однако и со стажем велик риск получить от ПФР пенсию, недалекую от прожиточного минимума и МРОТ — поэтому, по словам Иванова, нужно зафиксировать размер пенсии писателя, в частности на уровне 50% от пенсии депутата Госдумы.

— Пенсия писателя в России — 6–9 тыс. рублей, хотя писатели приносят государству пользы никак не меньше, чем депутаты. Иной депутат пришел в Думу, наговорил, и его забыли, а книги живут столетиями. В то же время депутаты тоже занимаются сочинительской деятельностью, — объяснил поэт. — Сейчас пенсионеры приносят в ПФР копии публикаций и справки от союза писателей. Вроде бы смешно — 60-летний человек приходит в ПФР и говорит, вот, мол, у меня были публикации в «Пионерской правде». С другой стороны, он всю жизнь писал, у него выходило много книг и текущее его материальное состояние улыбок не вызывает.

Законом о статусе депутатов и сенаторов установлено, что отставным парламентариям полагается специальная надбавка к трудовой пенсии — и что в итоге ежемесячная сумма их пенсии должна составлять 75% от базового оклада (55% — при парламентском стаже в 1–3 года). С 1 сентября 2013 года указом президента базовая ставка депутатского оклада повышена с 32,9 тыс. до 51,8 тыс. рублей (зарплата, с премией, выросла со 161 тыс. до 253 тыс. рублей). С 1 сентября 2014-го оклад вырастет до 81,5 тыс. (а месячный доход до 400 тыс. рублей). Таким образом, сейчас пенсия российского депутата — 38,9 тыс. рублей, если ему не полагается больше по другим основаниям.

 

Претенденты на аккредитацию

Сопредседатель Союза российских писателей (СРП) Александр Лейфер также выступает за закрепление за писателями пенсий в размере 50% от депутатских и начисление стажа с первой публикации.

— Мне 70 лет, у меня пенсия 10 тыс. рублей, занимаюсь общественной работой, хотя и от литературных заработков не отказываюсь, — говорит он. — А доля коммерчески успешных писателей, которые могут сами накопить себе на пенсию, ничтожна.

Ключевой момент — кого считать писателем и кому, следовательно, платить квазидепутатскую пенсию. Геннадий Иванов и Александр Лейфер считают, что критерием можно сделать принадлежность к их союзам — СПР (около 6 тыс. членов) и СРП (около 1,7 тыс.). В Роспечати дали понять, что в перечень официальных союзов для плюрализма нужно включить и третью организацию, говорит Иванов. По его словам, на эту роль подойдет довольно влиятельный Союз писателей Москвы, созданный на базе независимой ассоциации «Апрель» (организована в 1990 году).

Организации Иванова и Лейфера — основные наследники Союза писателей СССР, а всего в стране десятки литературных объединений. Относятся объединения друг к другу довольно прохладно, и хором говорят, что сейчас объединение отрасли донельзя проблематично. Дмитрий Кравчук, глава организации с претенциозным названием — Российский союз писателей (РСП, порядка 300 членов), говорит, что в первую очередь нужно поддержать тех пенсионеров, которые отдали часть своей трудовой жизни писательскому труду при СССР.

— У писателей больше общего с депутатами, чем с госслужащими, поскольку рейтинг и тех, и других в идеале должен определяться публикой. Долю в процентах назвать трудно, поскольку нет никаких объективных факторов, которые бы указывали на то, что писатель «в половину менее полезен», чем депутат. Может быть, стоит идти с другой стороны от прожиточного минимума в регионе, умноженного на некий коэффициент, зависящий количества публикаций, — рассуждает собеседник.

Писателям точечно помогают с лечением и похоронами

Опрошенные литераторы говорят, что финансовую помощь писателям сейчас оказывает Литературный фонд России (ЛФР) и Международный литературный фонд (МЛФ) — это уже наследники могущественного Литфонда СССР, который имел собственную сеть издательств и имел 7% с каждой их проданной книги. По оценкам члена президиума ЛФР Юрия Коноплянникова, в России около 10 тыс. писателей — из них около 60% пожилые и нуждаются в материальной помощи.

— Стараемся помочь писателям деньгами на операции, на книгоиздание. Лично я на пять лет стажа представил документы в Пенсионный фонд, и пенсии у меня вышло на семь тысяч рублей, — отметил Коноплянников. — Писатели находятся в незаслуженно жутком, асоциальном положении. Сегодня хоронить не на что писателей.

Председатель президиума МЛФ Станислав Куняев рассказал «Известиям», что ежегодно на 9 Мая его фонд рассылает писателям — ветеранам войны по 2–5 тыс. рублей. В течение года фонд помогает по заявлениям, около 100–200 случаев в год: в основном помощь с расходами на лечение, операции, на похороны, юбилеи, издание книг. Максимальный объем помощи, определенный уставом МЛФ, — 15 тыс. рублей, обычно речь идет о субсидии в несколько тысяч рублей.

Оба фонда зарабатывают на недвижимости, оставшейся от советского предка. МЛФ в числе прочего владеет писательскими дачами в подмосковных Переделкино, Внуково, Голицыно — часть дач сдается в аренду, а в другой живут писатели, которым фонд компенсирует 60–70% расходов на ЖКХ, говорит Куняев. У ЛФР, например, есть особняк на Гоголевском бульваре, также у обоих фондов есть по одному книжному магазину, в центре Москвы (ЛФР) и в центре Петербурга (МЛФ). По данным базы СПАРК, средняя годовая выручка ЛФР — несколько миллионов рублей, МЛФ — 30–40 млн рублей. За последние 20 лет эти литфонды регулярно попадают в скандалы и конфликты, связанные с их имуществом.

Парламентарии предложат писателям особую модель

По словам источников «Известий» в Роспечати, в ведомстве понимают, что писателям давно необходимо дать статус и пенсию — вопрос в том, как это сделать. Повлияет позиция других ведомств — Минтруда, Минкультуры, Минюста. Собеседники «Известий» в ведомстве говорят, что всего на текущий момент собрано около десятка разных, противоречащих друг другу инициатив. Среди прочих рассматриваемых вариантов — создание нового Российского литературного общества с переаттестацией писателей, не входивших Союз писателей СССР, дифференциация пенсии в зависимости от гонораров и др.

По словам источников в Роспечати, прием предложений будет продолжаться еще 1–2 недели — а в марте Роспечать должна представить доклад в Минкомсвязи (Роспечать подведомственна этому министерству).

В Министерстве труда скептично отнеслись к идеям СПР и СРП и считают, что приравнять членство писателя в союзе к трудовому стажу — слишком гротескное исключение из правил. В пресс-службе министерства сообщили, что пенсионные права формируются за счет уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд и не важно, состоит ли лицо в профсоюзе или нет. В ведомстве добавили, что Союз писателей России вполне может создать корпоративную пенсионную систему и сам выступать в качестве страхователя, собирая с членов пенсионные отчисления. В Министерстве культуры и Роспечати на запросы «Известий» ответить не смогли.

— Простого рецепта нет. Почему тогда не привязать пенсии писателей к пенсиям губернаторов, министров, премьер-министров, президенту РАН? В начислении пенсии депутату есть логика, основанная на размере оплаты труда. Да, писатели — особая категория, без гарантированных регулярных страховых отчислений от работодателей, — сказал «Известиям» глава комитета Совета Федерации по социальной политике и председатель «Союза пенсионеров России» Валерий Рязанский. — Ответ нужно искать в рамках существующей системы исходя из главного критерия — оплаты труда. Для таких категорий работников искусства можно разработать комбинированную модель, чтобы большая часть их пенсии складывалась за счет накопительного компонента, в который можно было бы вкладывать в годы активной работы.

http://clck.ru/95wT6

 

Эксперты сайта “Национальная служба новостей” предложение поддержали, однако отметили, что перед тем, как делать писателям подобные льготы, необходимо «отфильтровать» Союз писателей России.

«Писателей у нас много, но много и бедности, — говорит НСН известный российский поэт, лауреат Государственной премии СССР Андрей Дементьев . — Книги сейчас так не покупают, как в советское время, тиражи маленькие. И если подобное предложение будет реализовано, то это будет очень хорошо. Сейчас писатели, которые имеют государственные награды, премии, ордена за заслуги, получают большие надбавки. И тогда пенсия получается приличная, но таких у нас не так много. Поэтому этот вопрос с пенсиями надо очень серьезно обсудить. Надо вернуться к советским временам и посмотреть, что там было хорошего и извлечь оттуда что-то полезное. Союз писателей раньше очень помогал. Был фонд, были бесплатные путевки, в домах творчества можно было поработать, можно было вести всякие творческие семинары. Было очень большое внимание к молодым. Сейчас этого очень не хватает», — сказал НСН Андрей Дементьев.

«Тот факт, что профессии писателей нет даже в реестре профессий РФ и то, что озаботились этой проблемой — важно, — заявил НСН главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков . — Но есть одна деталь, не учитывая которую это все можно превратиться в свою противоположность. Дело в том, что депутат прошел процедуру избрания, т.е. он получил народную поддержку. А за минувшие 20 лет сама процедура приема в Союз писателей, как механизм, расстроилась. В результате — за последние полтора десятилетия писательские билеты получили люди, которые писателями фактически не являются. То, что они пишут, не является профессиональным продуктом – это плод их развлечения. То есть, с одной стороны, нужно возвращать писателям те социальные блага, которые они имели и которые должны иметь по высокому предназначению их ремесла. С другой стороны, конечно, нужно провести какой-то отсев, некую квалификационную комиссию. К этому надо отнестись очень серьезно, чтобы из хорошего, заботливого начинания власти не получилось фарса», — сказал НСН Юрий Поляков.

http://clck.ru/95wTJ