18 февраля состоялось первое в этом году пленарное заседание региональной Общественной палаты, на котором избрали ее нового председателя Тамару Девяткину. К чему такая поспешность? Кому стала неугодна Нина Дергунова? Наконец, почему главой Палаты стала именно Девяткина, которая и месяца не проработала членом Палаты, и для которой общественная работа в принципе в новинку? За разъяснениями мы обратились к самим членам Общественной палаты.
Зачем выбирать?
По словам советника губернатора по вопросам ЖКХ Вячеслава Яроша, необходимость переизбрания Дергуновой была определена новым порядком формирования Общественной палаты РФ следующего созыва. Дословно: в Палату РФ включат по одному представителю от Общественной палаты каждого региона России. Изначально на рассмотрение в региональную Общественную палату было вынесено пять кандидатов. Больше всего голосов набрала Дергунова (12) и сам Ярош (7). При повтором голосовании из двух оставшихся лидеров выбрали Нину Дергунову.
Однако по федеральному законодательству Дергунова, являясь председателем региональной Общественной палаты, не может представлять интересы Ульяновской области в Москве. Поэтому Нина Владимировна сложила с себя полномочия.
На должность нового председателя региональной палаты претендовали Тамара Девяткина, чью кандидатуру предложил член палаты Александр Молчанов, и самовыдвиженец Александр Брагин. По итогам тайного голосования, в котором приняли участие 24 присутствовавших на пленарном заседании члена Общественной палаты региона, Тамара Девяткина набрала 18 голосов в свою поддержку, Александр Брагин – пять, еще один бюллетень оказался недействительным. Так и.о. ректора УлГПУ стала руководителем Общественной палаты Ульяновской области.
К слову, Тамара Девяткина была введена в Общественную палату региона в составе «губернаторской десятки» распоряжением Сергея Морозова от 11 февраля 2014 года, заменив Анатолия Бакаева. Он снял свои полномочия из-за избрания в сентябре 2013 года депутатом, а затем председателем ЗСО.
Палата будет распущена
«Понятно, что смысла в голосовании нет, палата будет распущена, – заявил Александр Брагин. – На днях в ЗСО будет рассмотрен новый законопроект Ульяновской области об Общественной палате, который внесен правительством 17 февраля. Это, кстати, особо нигде не афишируется. С 1 марта Палата прекратит свою деятельность в том составе, в каком существует. По закону новый состав должен будет собраться на первое заседание уже в июне этого года. Так что выбрали председателя сейчас формально. В принципе весь этот год Палата могла бы работать в прежнем составе, ссылаются на то, что нужно привести все в порядок, начиная с образования муниципальных Палат. Но разве за 2 месяца приведешь? Считаю, это просто нереально».
Так к чему ж тогда весь этот сыр-бор?
«Насколько я знаю, Дергунова была на зарплате, на Девяткину средств выделять не будут, по логике эти деньги могут быть направлены на содержание Палаты Справедливости. Это мои предположения. В принципе, Дергунова была более независима от губернатора, чем Девяткина, которая работает с Морозовым еще с Димитровграда».
Как заметил Брагин, из 38 членов Палаты на заседании (читай: голосовании) было только 24 человека. На вопрос, зачем же сам выдвигался при таком раскладе, Александр ответил, что «хотел посмотреть, кто меня реально поддерживает». Как бы там не было, Брагин заявил, что обязательно будет выдвигаться в новую Палату, заметив, что «хочется, чтобы Палата работала активнее, пока же все больше для галочки».
Кандидатур больше не было?
Ситуацию прояснил Вячеслав Ярош, отметив, что вновь созданная региональная Общественная палата должна приступить к работе в унисон с федеральной, «сроки ее действия желательно также продублировать на региональном уровне, а также комиссии, входящие в состав федерального органа».
О назначении Ярош сказал так:
«Я считаю, что из всех участников наиболее подготовлена к должности Татьяна Сергеева, но она сказала, что ни за что не будет руководить. Кандидатур больше не было. Девяткина давно работает в этой системе, она прошла прекрасную школу, создав дискуссионное пространство, где люди могли бы высказываться».
Другое мнение у Дмитрия Ежова, который признался, что не понимает, почему возникла необходимость в выборе накануне роспуска Палаты, заметив лишь, что это связано с какими-то юридическими вещами.
«Что касается кандидатуры Девяткиной, она, конечно, человек, болеющий за дело. Помним ее работу в правительстве, она одна из самых образованных чиновников за последние 20 лет. Но при всем моем уважении к ней, это назначение, а я считаю, что это именно назначение, непонятно. Общественная деятельность – не чиновничья. Насколько я знаю, ни в какой общественной работе Девяткина не была замечена. И вдруг она становится лидером третьего сектора в Ульяновской области. Мы понимаем, что все эти организации играют определенную роль, но чтобы так явно назначить на общественную работу такого человека. Не логичный ход, если учесть, что из себя представляет наш третий сектор. И ожидаемый, если учесть, что ведется какая-то своя игра».
Чиновник – не общественник!
В том, что у Тамары Девяткиной не получится с головой уйти в общественную деятельность, забыв прежние чиновничьи связи, уверен и правозащитник Игорь Корнилов:
«Я рад, что интересы Ульяновской области в Общественной палате РФ будет представлять Нина Владимировна. А вот по поводу нового назначения могу высказать свои соболезнования. У меня был печальный опыт работы с Девяткиной, она не умеет работать общественником. Не выполняет поручений, сколько давала обещаний, ни одного не выполнила, приходилось напрямую идти к губернатору. Считаю, бессмысленное назначение. Возможно, поменять прежнее руководство Палаты пришлось из-за слишком активной поддержки ею общественности. К примеру, в скандале со строительством отеля «Мариотт» Палата заняла позицию общественности, а не власти и т.д. Девяткина, скорее всего, будет лоббировать интересы власти, которая ей ближе».
Из первых уст
А что о формировании новой Общественной палаты и новом председателе думает сама Нина Дергунова? Нет ли подвохов в ее столь скором переизбрании? Почему все так стремительно случилось? Может быть, можно было дождаться формирования новой Общественной палаты с прежним руководителем?
По словам Дергуновой, спешка определена федералами, так как выбрать своих представителей от регионов в общественную палату РФ необходимо до 2 марта. Кроме того никаких конкретных сроков по формированию новой Общественной палаты в регионе нет. Есть законопроект, который будет внесен в ЗСО. В нем сказано, что первый день работы нового состава является последним днем работы прежнего.
«Я всегда говорила, что приступить к формированию Общественной палаты невозможно без муниципальных образований. Поэтому нужна новая Палата. В ее состав должны войти кандидаты от всех муниципальных образований. В настоящий момент в регионе 5 палат, выбирать некого, поэтому правительству нужно разработать примерное положение по созданию Общественных палат в муниципальных образованиях. Когда оно поступит в муниципалитеты, не знает никто. Это же не просто, должна пройти процедура назначения, должны утвердить, объявить выборы в районах, в том числе процедура пройдет через интернет. Случится это, думаю, не раньше марта, на все уйдет апрель, май. Если все будет хорошо, то, думаю, к концу июня новая Палата будет сформирована. Но это мои догадки, никаких конкретных сроков нигде не указано. У нашего региона есть большое желание подстроиться под формирование новой Общественной палаты России, которая начнет работу с 1 июля. Но как будет, неизвестно, есть проблемы формирования муниципальных палат. Пока, например, нет понимания, как оно будет проходить, не определен количественный состав, не приняты нормативные документы и т.д.
В назначении Тамары Девяткиной Дергунова отметила как плюсы, так и минусы, заметив, что вопрос сложный.
«Плюсы: давно работает в Ульяновской области, ее знают еще с муниципальной работы. Она прекрасно знает ту сферу, наиболее активизированную в Общественной палате : это врачи, учителя, спорт, который курировала. Хорошо знает проблемы в социальной сфере. Кроме того она хорошо знает чиновников, возможно, лучше найдет с ними общий язык. Тамара Владимировна человек доступный. Перед Общественной палатой заместители председателя правительства отчитывали трижды, к этим отчетам она подходила очень серьезно. Девяткина и Дейкун оставляли самое благоприятное впечатление о проделанной работе. Минусы: длительная работа чиновником откладывает отпечаток на восприятие проблем. Будет смотреть на проблемы с точки зрения государственного человека. У меня такого не было изначально, так как я не работала во власти. Но, может, это и неплохо, будет рассматривать проблемы с учетом возможностей государства. У меня возникали противоречивые отношения с властью».
И все-таки, уйдя из «председателей» (кстати слово это, предложенное когда-то Сергеем Ермаковым, Дергуновой никак не нравится), Нина Владимировна «в тени» региональной Палаты не останется.
«Сложив свои полномочия, я все равно буду участвовать в принятии коллегиальных решений, в обсуждениях, просто буду более свободна от административной работы, меньше нужно будет сидеть на обязательных совещаниях».
Кто войдет в состав новой палаты и останется ли руководить ею Девяткина, надеемся, узнаем еще до лета.
Светлана Александрова