В этом году исполнится 30 лет самому успешному учреждению культуры Ульяновской области – Музею-заповеднику «Родина В.И. Ленина».
В течение всех месяцев до юбилейного дня рождения – 2 октября – в музеях заповедника будут открываться выставки, устраиваться акции, фестивали, вечеринки, конкурсы, и это уже происходит.
Об итогах трех десятков лет работы учреждения и многом другом корреспондент «УС» беседует с директором Музея-заповедника Ириной Котовой.
– Ирина Геннадьевна, 30 лет для Музея-заповедника – много это или мало? Для человека – расцвет, а для учреждения культуры?
– Вот и мы пытаемся это осмыслить. В принципе – срок приличный, и путь пройден большой. За 30 лет удалось главное: сохранить и отреставрировать уникальный историко-мемориальный квартал в центре Ульяновска, вдохнуть в него новую жизнь. Вспоминая нашего незабвенного директора Александра Николаевича Зубова, нужно сказать, что именно ему принадлежит заслуга в том, что этот квартал есть и он работает. Зубов считал, что музеефикация является наиболее эффективным способом сохранения зданий, и время показывает, что он был совершенно прав. Сейчас на территории квартала располагается 16 музеев, в которых посетитель может почувствовать себя, как дома. Здесь приобщение к истории происходит гораздо легче, чем в больших музеях. И в этом – одна из наших главных «изюминок».
– Это современная тенденция в музейном деле, когда у человека создается впечатление непосредственного погружения в историю?
– Это называется «культурой участия». Драгоценную возможность дают человеку именно музеи-заповедники, сохраняющие историческую среду и ландшафты, позволяющие почувствовать время, погрузиться в эпоху. Большую роль в современных музейных экспозициях играют технические средства.
В прошлом году мы впервые попробовали включить современные технологии в абсолютно мемориальную экспозицию музея городского быта. Я говорю о проекте «Несколько способов почувствовать время». В процессе знакомства с экспозицией включаются свет и звук. Свет мягко выделяет предметы, плохо различимые в интерьере дома, звук – оживляет его, создает эффект присутствия хозяев – шаги, звук проезжающего экипажа, скрип двери, звон посуды…
Мы даже думаем о включении ароматов прошлого, но нас останавливает только то, что среди публики могут оказаться аллергики.
– Что может дать эта апелляция к чувствам, ощущениям?
– Это дает любовь к истории, к прошлому, к персоналиям. История становится частью человеческой жизни не только на уровне знания, но и проникновения в нее, приятия ее. Уже появились отзывы. Говорят, что музей городского быта стал живым, более теплым. Это именно то, к чему мы стремились. В дальнейшем будем совершенствовать программу. К концу года в других музеях появится несколько подобных экскурсий, рассчитанных на разных посетителей.
– Интересно, кто создает такие программы?
– Наши же сотрудники! Мы не заказываем проекты и концепции для того или иного музея, а все придумываем и делаем сами.
– И оказываетесь первопроходцами! Свежий пример – открытие экспозиции в музее «Симбирские типографии», посвященной букве «Ё». Думаю, что ничего подобного нет ни в одном музее России…
– Это наша родная буква. И у нас даже есть экскурсионный маршрут «Ё-моё», признанный, кстати, лучшим в Поволжье. Но это – лишь часть экспозиции, которая в целом носит название «Город букв» и посвящена истории возникновения и реформирования русского алфавита. Кстати, работая над этой экспозицией, мы столкнулись с тем, что ко всем этапам реформирования алфавита были причастны наши земляки. В маленьком пространстве удалось создать абсолютно интерактивную экспозицию, которая может работать без экскурсовода. Мама с ребенком легко здесь сориентируется, найдет много интересного и для него, и для себя. Это – помимо программ для групп. Экспозиция уже пользуется необыкновенной популярностью у населения.
– Любопытно было бы узнать, а сколько в год посетителей бывает в Музее-заповеднике? И что влияет на посещаемость?
– С прошлого года в наших музеях стало значительно многолюднее. У нас побывало более 200 тысяч человек. Радует, что это не одноразовые посещения. Мы научились «цеплять» ульяновцев. Придя в один музей и получив там информацию, человек начинает понимать, что ему нужно побывать в другом, третьем и так далее, а потом при-вести туда мужа, ребенка, брата, сестру, соседку. А бывает, что дети приводят к нам родителей. Это то, к чему мы стремимся. Работа в данном направлении связана и с созданием музейных абонементов, и с созданием «долгоиграющих» музейных программ. Взять, к примеру, наши «четверги». В этот день недели музеи не закрываются до девяти часов вечера, что создает дополнительные возможности, чтобы решить еще одну задачу: мы хотим стать для наших горожан «третьим» местом.
– Что это означает?
– У каждого из нас есть дом, есть работа и есть еще место, куда мы хотим прийти. К сожалению, сейчас чаще всего это – торговый центр. Превратить музей в место проведения досуга горожан – семейного, интеллектуального – вот к чему мы стремимся. И «четверги» – один из инструментов достижения цели. Работают две программы: летне-весенняя «Воп soir» и осенне-зимняя «Зимние квартиры». Каждый музей уже имеет свой круг постоянных посетителей, и задача наступившего года – не сдавать позиций, предлагать людям все более разнообразные и интересные мероприятия. Горожане должны знать, что по вечерам в четверг в любом из наших музеев они могут найти себе досуг по душе.
– Но ведь не только «четверги» прибавляют посетителей. В последние годы, насколько Я помню, Музей-заповедник обратил на себя внимание ульяновцев яркими проектами. Это и «Воспитай патриота», и «Из Симбирска с любовью». Последний, кстати, стал победителем престижного фонда Потанина…
– Гранты мы выигрывали не раз, чем гордимся. Но еще интереснее то, что происходит без нашего участия. В частности, популярный журнал «Лиза. Добрые советы» назвал Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» одним из десяти достопримечательных мест страны, которое непременно нужно посетить туристам. Но, возвращаясь к вопросу о новых формах работы, нужно отметить, что мы заняли свое место в виртуальном пространстве. Долгие годы мы понимали, что это важно, но, пожалуй, только прошлый год дал нам результат. Все мероприятия освещаются в социальных сетях. Сотрудники переписываются с учителями, родителями и детьми, проводят виртуальные вечеринки, викторины, акции, разыгрывают приглашения в музей, книги и так далее. И это тоже привлекает к нам новых людей и прежде всего творческую молодежь. Мы хотим показать молодым людям, что музей – современное место, где очень интересно. Кстати, на нашу весеннюю музейную акцию «Маевка» с темой «Назад в СССР» в прошлом году пришло шесть с половиной тысяч юношей и девушек. Этот проект, между прочим, тоже стал победителем – на Нижегородской туристической выставке «Открой Приволжье» в номинации «Событийный туризм».
– Кстати, о туризме. Музей-заповедник является туроператором, что нового он сможет предложить иногородним любителям истории?
– Сейчас идет работа над большим проектом «След» для школьников. Вместе со своими партнерами из Самары и Казани мы создаем «зеркальные маршруты», в которые, помимо традиционных экскурсий знакомства с городом и развлекательной
программы, будет включаться рассказ о деятельности наших известных земляков на чужбине. Соответственно, казанских и самарских школьников в Ульяновске будут знакомить с их земляками, жившими у нас. Ничего подобного нет больше нигде! Другой туристический проект будет рассчитан на индивидуального посетителя и опять же адресован чувствам. В век технологий хотим дать возможность людям ощутить роскошь подлинного переживания и показать, что прекрасное рядом. Маршруты – для влюбленных, для тех, кто потерял друга, для экстремалов и т.д.
– Музей-заповедник не первый год реставрирует дом-ателье выдающегося архитектора эпохи модерна в Симбирске Федора Ливчака. Успеете завершить эту работу к юбилею?
– Уверена, что к концу 2014 года мы откроем этот великолепный памятник – даже не российского, а мирового уровня. Я сама впервые попала в этот дом, будучи молодой девушкой, и визит решил судьбу моей научной работы – я стала заниматься творчеством Ливчака и архитектурой эпохи модерна. Сейчас в здании идет напряженная и сложная работа. Мы начали заниматься росписью плафона. Этот шедевр был закрашен, восстановить его максимально точно – задача невероятно сложная. Но нам в этом помогают сотрудники института «Спецпроектреставрация». В доме Ливчака вместе мы днюем и ночуем, и Ливчак уже нам всем снится. Работаем параллельно над экспозицией, в которой будет рассказ и о театральной жизни Симбирска. Думаю, что открытие этого дома станет самым главным событием юбилейного года.
Беседовала Ирина Морозова