В конце 2013 года Сергей Морозов подписал Декларацию градостроительного развития Ульяновской области. Этот документ включает в себя ряд принципов, которым должны руководствоваться все участники градостроительного процесса. Документ декларирует принципы, которым Ульяновская область на сегодняшний день, мягко говоря, не соответствует, и это признается в тексте Декларации. Как нам пояснила глава областного департамента архитектуры и градостроительства Татьяна Тарасова, декларация станет своего рода руководством для органов местного самоуправления, занимающихся вопросами территориального планирования:

– Декларация градостроительного развития принята в развитие генеральных планов городов и поселений и схем территориального планирования Ульяновской области. Она включает принципы, которых мы будем придерживаться при комплексном освоении территории области, например, при проектировании новых жилых микрорайонов.

– Но как заставить застройщика следовать этим принципам? Ведь создание пешеходных зон, строительство велодорожек и т.д. предполагает дополнительные расходы для бизнеса…

– Декларация станет своего рода руководством для органов местного самоуправления при разработке генпланов и, соответственно, при выдаче разрешительной документации на строительство. Муниципалитет не разрешит начинать строительство, если проект не соответствует принципам, изложенным в декларации.

– Не станет ли эта декларация поводом для выстраивания дополнительных административных барьеров перед бизнесом?

– Нет, она поможет создать на территории области комфортную среду.

– Вы говорили, что считаете необходимым усилить роль градостроительного совета. Но ведь решения этого органа носят лишь рекомендательный характер. Планируется ли предоставить ему больше полномочий?

-Действительно, закон гласит, что градсовет это рекомендательный орган. Но усилить его мы рассчитываем за счет введения в него опытных художников, ландшафтных дизайнеров, экологов, научных работников вузов, представителей государственной и муниципальной власти.

– Тем не менее, решения градсовета зачастую игнорируются, мы прекрасно помним, как администрация Ульяновска дала добро на строительство гостиницы “Marriott”, несмотря на несогласие градсовета…

– Я думаю, что эта история стала хорошим уроком для органов местного самоуправления и застройщиков.К мнению экспертов надо прислушиваться.

 

Председатель комитета ЗСО по строительству, промышленности, транспорту и дорожному хозяйству Алсу Садретдинова также положительно оценивает роль принятой Декларации:

– Сегодня необходимо найти разумный баланс между интересами людей, застройщиков и сохранить при этом архитектурную гармонию города. Нам предстоит достаточно серьезно пересмотреть нормативно-правовую базу, чтобы снять избыточные административные барьеры для бизнеса, с одной стороны, и повысить роль жителей в градостроительной деятельности, с другой. Для решения этой задачи необходим единый подход, который отражен в Декларации градостроительного развития – это наш очередной шаг к созданию удобного, комфортного пространства для жизни человека.

 

Между тем, существующая реальность заставляет усомниться в том, что позитивные принципы, провозглашенные градостроительной декларацией, будут соблюдаться в Ульяновской области. У нас перед глазами много примеров того, как утвержденный проект застройки постепенно меняется до неузнаваемости – возьмите хоть торговый центр “Спартак”, который изначально задумывался как спорткомплекс и в проекте имел совершенно другой вид. Однако поживем – увидим. Быть может действительно настанет время, когда все вновь проектируемые микрорайоны будут оборудованы достаточным количеством парковочных мест, уютными рекреационными зонами, велодорожками и широкими тротуарами.

Пока предлагаем вам самим ознакомиться с текстом принятой Декларации градостроительного развития Ульяновской области.

Декларация градостроительного развития Ульяновской области

Современная ситуация градостроительного развития региона.

Существующие проблемы градостроительного развития области хорошо известны и не являются, исключительными по отношению к другим регионам.

Это неуправляемый  процесс урбанизации,  несоответствие методов административного регулирования градостроительными процессами возрастающей активности различных групп населения, продолжение традиций соцмодернизма в строительстве спальных многоэтажных микрорайонов на окраинах города   и многие другие.

Последствия всех этих процессов очевидны: качество городской среды деградирует, город не удобен для жизни  большинства категорий жителей, не привлекателен эстетически, отчужден в своем развитии от креативных горожан.

Рецепты повышения конкурентоспособности городов в борьбе за привлечение человеческого капитала вырабатываются в мире в течение длительного времени. Некоторым идеям уже больше 50-ти лет, и они прошли проверку временем, некоторые появляются буквально на наших глазах и приковывают всеобщее внимание профессионалов, многие стали классикой урбанизма. Люди,  которые разрабатывали и продвигали эти идеи – политики, общественные деятели, публицисты, профессиональные градостроители, архитекторы, ученые. Многие из них посвятили этому всю свою жизнь, далеко не ко всем признание пришло сразу, потребовались десятилетия, чтобы идеи стали массовым движением и обыденной практикой. Эти люди из разных стран и разных континентов. Есть среди них и представители России, которые особенно активны в последние годы.

Декларация является, по сути, кратким перечнем наиболее актуальных градостроительных идей, обращенным  ко всем участникам градостроительной деятельности на территории Ульяновской области и инструментом сравнения векторов мирового и регионального развития.

Направления городской градостроительной политики

  1. 1.    Изменение приоритетов в городе

 

Приоритеты:

– пешеходы

– велосипедисты

– общественный транспорт

– движущиеся автомобили

– стоящие автомобили

Признание приоритета пешехода (а это и пожилые люди и мамы с колясками, дети и маломобильные группы населения) – вопрос политический, он означает, что для города важен каждый человек, а не только тот, у кого есть личный автомобиль.

Приоритет пешехода означает особую организацию городской среды с широкими тротуарами. Тротуар, родственник парка, создает среду, в которой людям хочется бывать на улице. Тротуары – наиболее важный элемент инфраструктуры города и самый важный элемент транспортной системы.

Приоритеты в установленном порядке во многом выворачивают наизнанку существующую практику градостроительного проектирования, заставляя взглянуть на обыденные вещи по-новому.

 

  1. 2.    Принципы нового урбанизма и экоустойчивости

 

– 5-ти минутная пешеходная доступность до объектов обслуживания

– создание частой сетки улиц без тупиков (через 70-80 метров) с иерархией: узкие улицы, бульвары, аллеи.  Высокое качество пешеходной сети и общественных пространств.

– разнообразная типология жилых домов

– создание рабочих мест непроизводственной сферы в жилой среде вдоль транспортных коридоров

– соединение природных и уличных систем

– развитие зеленого транспорта: электротранспорта, велосипедов

– более высокая плотность при пониженной этажности 6-8 этажей

 

  1. 3.    Концепция «Творческого города»

 

Вовлечение населения в процессы выработки и принятия  решений по обустройству города является неотъемлемой составляющей современного урбанизма.  Специальные технологии, институты развития города, общественные движения помогают горожанам конструктивно взаимодействовать с городскими властями.

 

Некоторые из них:

– институты развития городской среды (Бюро городских проектов, Институт города), локальной экономики и местных сообществ на основе принципа бережного выращивания инициатив снизу.

 

– тактический урбанизм – международное движение по переосмыслению и перепланированию городской среды,  продвигающее идеи  локальных, краткосрочных действий по улучшению и изменению районов и городов.

 

– городские интервенции (партизанинг).  Начиная с легализации самодельных пешеходных переходов и партизанских веломаршрутов, заканчивая финансированием инициатив по борьбе с ямами на дороге, — города могут не только поддерживать проекты, изначально инициированные гражданами, но запускать на их основе собственные пилотные и тестовые программы.

 

– краудсорсинг (Краудсорсинг – это мобилизация ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения проблемы нехватки средств для реализации городских проектов),

 

– прямое участие общественности в формировании облика общественных мест, когда процесс направляется людьми, а не дизайном (выявление и ликвидация в выбранном месте болевых точек, резкое уменьшение запутанности, сокращение расходов и т.д.)

 

– поп-ап кафе и магазины – торговые пространства-выставки с краткосрочным периодом работы.  Пространства галерей, театров, уличных террас, пляжей, плавучих паромов   используются в качестве точек для продаж. О расположении магазинов можно  узнать, получив специальный буклет с адресом, или случайно увидев плакат рядом с музеем искусств, или арт-кафе.  «Всплывающие магазины» оказываются успешными – недорогой и популярный вариант для новых брендов и молодых дизайнеров,

 

  1. 4.    Безопасность городской среды – градостроительные решения

 

Базовым принципом создания безопасной городской среды является наличие условий осуществления «социального контроля» – возможность увидеть, услышать, лично вмешаться в происходящие события. Существует персональный и публичный социальный контроль. Если контроль осуществляется постоянно определенной группой людей (например, жильцы дома постоянно наблюдают за территорией перед окнами), то на территории устанавливается «постоянный персональный контроль». Если психологическая безопасность обеспечивается постоянным присутствием людей – «публикой», то это «постоянный публичный контроль». Задача проектировщика градостроительными и объемно-планировочными решениями обеспечить максимально длительный контроль над территорией.

Для примера можно привести следующие факты.

Повышение этажности жилых домов до 13-30 этажей значительно увеличивает количество преступлений в лифтовых холлах и лестничных клетках, так как в зданиях повышенной этажности контроль  над этими пространствами значительно ослаблен.

На оживленной улице исторического центра города с плотной застройкой безопаснее, чем на территории микрорайона.

 

  1. 5.                  Принципы формирования общественных пространств

 

Общественные пространства необходимы горожанам для коммуникации, для ощущения общности, для снятия социальной напряженности, как лучшее лекарство от ксенофобии и социальной сегрегации. Качество города – это качество его общественных пространств. Разнообразие содержания общественного пространства, человеческий масштаб и необходимые детали, делающие пространство интересным, – лучший стимул для зарождения и развития малого бизнеса, а значит создания еще большего разнообразия. Если людям комфортно в этом пространстве, они постараются в нем задержаться.

 

Восстановление классических пространств – улица, площадь, сквер, двор.

 

– Улица – пространственное воплощение линейного движения человека. Это основное общественное пространство города. Геометрические параметры улицы серьезно влияют на качество ее содержимого. Улица отличается от дороги ощущением двух ее границ в виде фасадов зданий по ее сторонам и возможностью легко перейти с одной стороны на другую. По мере утверждения автомобиля в городе, повышенная скорость восприятия пространства внесла качественные изменения в городскую среду. Архитектура утратила мелкие детали, так необходимые человеку для восприятия на скорости пешехода. Необходимо восстановить  улицу как  пространство для пешехода. Человеку должно быть здесь интересно, комфортно и безопасно.

 

– Внедрение научных методов оценки качества городской среды: проведение рейтингов по специальным методикам, интернет-проекты для проведения маркетинговых исследований и др.

 

– Критерии качества улицы:

Улица должна быть удобна и безопасна для всех категорий пешеходов.

Пешеходы должны иметь возможность свободно и безопасно прогуливаться.

Безопасность достигается наличием «наблюдателей» – жителей смотрящих в окна и гуляющих по улице.

Улица должна защищать от неблагоприятных погодных условий.

Для экономии времени пешеходов улица должна быть узкой и не иметь лишних препятствий.

На улицах должны быть оборудованы места для отдыха стоя и сидя.

Необходимо избегать для скамеек непонятных форм и холодных материалов.

Перед местом отдыха должен открываться хороший вид или происходить события, чтобы скамейка пользовалась популярностью.

Пространство для отдыха должно быть защищено от шума.

Пространство для прогулок должно быть привлекательным для пешеходов.

Пространство должно быть сомасштабным человеку.

Общественные зоны должны освещаться солнцем в холодное время и затеняться в жаркое.

 

  1. 6.                  Разделение частных  и общественных пространств – градостроительные решения.

 

Естественная маркировка границ между частным и общественным. Территория становится пространством тогда, когда на ней появляются физические границы, а не нарисованные на плане. Пространство считывается человеком подсознательно и идентифицирует территорию на интуитивном уровне. Характер пространства отражает характер его хозяина и напрямую влияет на поведение находящегося в нем человека. Несовпадение физических границ пространства с юридическими,  или их полное отсутствие вводит наблюдателя в заблуждение, и затрудняет ему определение подходящей модели поведения. Если границы земли, которые де-юре находятся в зоне вашей ответственности, не очевидны, вы не будете воспринимать эту территорию как свою, соответственно не будете включать ее в зону своего комфорта. Когда хозяин не очевиден – пространство становится маргинальным.

 

–  Любое жизненное пространство в городе не может быть безразмерным. Границы должны ощущаться человеком в диапазоне работы его органов чувств. Границей необязательно должна быть застройка, это может быть линейный парк, бульвар, ограда, перепады рельефа, границы сред и даже малые архитектурные формы. У пространства должен быть понятный хозяин. Но даже ощущение наличия хозяина территории помогает человеку определить адекватную модель поведения. Частные и муниципальные владения должны иметь осязаемые границы, тогда ответственность за территорию будет очевидна.

 

  1. 7.                  Ландшафтные принципы формирования городской среды

 

– Ландшафтный урбанизм является новым подходом в проектировании и

планировании открытых пространств, где ландшафт структурирует среду по таким

критериям как иерархия, выявления основного ядра, границы. Ландшафтный урбанизм может предложить стратегический подход к формированию городской среды через преобразование процессов, связанных с ландшафтом.

 

– Привычное понимание ландшафта изменяется: строительство зданий теперь трактуется как один из разделов ландшафтного благоустройства (производство домашних, офисных или промышленных ландшафтов)

 

– Проект как результат градостроительного проектирования не считается более окончательным и завершенным решением. В условиях неконтролируемого процесса все подавляющей урбанизации  практика работы ландшафтного архитектора с развивающими структурами и «способность рассмотреть и понять сложность природной организации» является более востребованной для организации городской среды, чем практика традиционного градостроительства

 

– В связи с процессом неконтролируемой урбанизации и образованием все более крупной агломерации центральным вопросом градостроительства становится развитие и трансформация периферии, наиболее удаленных районов города.  Само пространство периферии характеризуется наличием преимущественно неорганизованных открытых городских пространств, что является предметом работы ландшафтных архитекторов

 

– Результатом  мощного процесса урбанизации является и другая тенденция – «взаимопроникновение города и природы».  Результат этого взаимопроникновения – включение в границы агломерации крупных фрагментов естественного ландшафта, сельскохозяйственных угодий – то, что не характерно  для компактного города.  Интеграция природы в городскую среду становится необходимой для наилучшей интеграции городов в окружающую их природную среду.

 

– Приоритет ландшафтного подхода в  «структурирующей роли» открытых пространств.  Из-за высокой плотности структура городов определяется незастроенными территориями и характером открытых пространств. Эти пространства стали играть роль организующих пустот, определяющих форму и положение застроенных пространств и транспортной инфраструктуры. В организации этих «пустот» основное значение имеет ландшафтная архитектура.

 

– Ландшафтный подход на уровне градостроительной структуры позволяет добиться необходимой географической связанности территории. При этом создается взаимосвязанная структура открытых городских пространств с четкой организацией, способная облегчить процесс восприятия городского пейзажа. Эта структура, как правило, выходит за границы проекта, ищет продолжения и еще большей географической и пространственной связи с прилегающими территориями. Работа за границами проектирования, как правило, также характеризует ландшафтный подход, результатом которого является «открытая система, готовая к росту»

 

  1. 8.                  Транспорт

 

Доступность владения и пользования автомобилем — важнейшее преимущество и важнейший элемент наших жизненных стандартов. В то же время  город, «посаженный на иглу тотальной автомобильной зависимости», становится нефункциональным, неэффективным и категорически неудобным для жизни.

 

Дилемма, которая стоит перед агломерациями, выбирающими  свою транспортную политику: на одном краю спектра возможных решений лежит сдерживание использования автомобилей в ограниченном пространстве городов, на другом – стимулирование  максимального использования автомобилей и полное подчинение городов  автомобильному трафику. Однако рациональным решением является только сбалансированное городское развитие,  предполагающее наличие интегрированной  мульти модальной транспортной системы. Транспорт  должен быть составляющей города, физически и функционально интегрированной с услугами и другими видами деятельности.

 

Сегодня становится очевидным, что политика приспособления городов к автомобилям не является эффективным средством от заторов.

Транспортные планировщики из многих стран пришли к единодушному признанию того факта, что города с автомобильным доминированием не могут быть удобными для жизни.

 

Решения, сдерживающие использование автомобилей:

– расширение сети пешеходных улиц

– развитие общественного транспорта, разрешение провоза велосипедов в общественном транспорте

– постепенное сокращение парковочных мест

– повышение стоимости паркинга

– развитие вело инфраструктуры

–  введение жестко регулируемого парковочного режима, в первую очередь на улицах, где припаркованные автомобили снижают их пропускную способность

–  введение парковочных тарифов с прогрессивной почасовой ставкой, направленных на значительное увеличение платы за долгосрочную стоянку. Данная мера избавляет город от необходимости активного сооружения многоэтажных паркингов, особенно в городском центре;

– введение норм, обязывающих каждого автовладельца обзавестись узаконенным парковочным лотом по месту жительства

– введение на улицах в жилой застройке ограничений по скорости движения и сквозному проезду

– преобразование в пешеходные зоны улиц со значительным пешеходным движением и хроническими заторами

– предоставление преимуществ в движении вагонам общественного транспорта (в частности, трамваям и троллейбусам), в том числе: обособление путевых конструкций, выделение обособленных полос, предоставление приоритетной зеленой фазы на пересечениях в одном уровне

– повышение уровня комфорта вокзалов и аэропортов, необходимо организовать пространство вокруг транспортных  узлов с хорошей базовой навигацией, с хорошим общепитом и магазинами, чтобы пересадка с одного вида транспорта на другой была легкой и приятной

– сужение  широких  проспектов (особенно в Новом городе), необходимо отдать часть полос общественному транспорту, велосипедистам, расширить тротуары для пешеходов. Отказаться от практики заполнения машинами  всего пространства без остатка, повысить, таким образом, качество жизни.

– возвращение площадей прохожим, необходимо сократить количество автомобилей в городе и тогда площади станут частью обычной городской жизни – помогут поменяться отношению жителей  друг к другу и к окружающей среде.

– подземные переходы должны стать наземными, лестницы – это препятствие, особенно зимой, контакт с городом в подземном переходе резко ограничивается глухими стенами, подземное пространство неуютное, создает неприятные отталкивающие ощущения. Улицы при этом пустеют, становятся безлюдными, скучными.

– набережные должны стать доступными для пешеходов

– цивилизовать автобусы, троллейбусы, трамваи. Необходимо выделить полосы для общественного транспорта, увеличит частоту движения, сделать остановки удобными для пассажиров, развить сеть скоростных трамваев.

– улучшить навигацию, сделать понятные указатели, в том числе на иностранных языках

– увеличение частоты движения общественного транспорта за счет внедрения сетевой схемы движения с пересадочными пунктами в ключевых узлах сети

– пропускная способность дорожной сети должна определять плотность застройки. При недостаточной пропускной способности вводится  принцип выделения квот на строительство парковочных мест в общественных зданиях,  особенно в центральных районах городов. Эта мера стимулирует горожан пользоваться общественным транспортом.

 

Развитие интегрированной мульти модальной транспортной сети:

– четкое разграничение  магистралей (дорог для машин) и городских дорог. Магистрали обособлены от городской среды эстакадами, многоуровневыми развязками, заглублениями, отсутствием светофоров и наземных пешеходных переходов. Городские улицы узкие, со светофорами, с наземными пешеходными переходами, с продольными автомобильными парковками, с коммерческой недвижимостью на первых этажах

– значительное увеличение плотности дорожной сети в новых районах с квартальной застройкой

– необходимость баланса и координации землепользования, застройки и развития транспортной инфраструктуры

– отказ от повторения известных ошибочных транспортных  решений, совершенных в мировой практике за последние 50-80 лет, например, сооружение в центре города многоэтажных паркингов, рассчитанных на тысячи автомобилей, или снятие трамвайных линий.

 

  1. Активация проблемных районов. Периферия города – центр внимания.

 

– перепрофилирование промзон

– реконструкция спальных районов

– создание точек роста, сопоставимых с центром по ценности территории

– создание и наращивание ценности периферии, создание новых центров

– создание нового качества городской среды

– создание модели постсоветского жилья, уход от безликой стандартизации, создание соответствующей инфраструктуры и сервисов, мотивирование бизнеса создавать такое жильё.

– принцип постепенного замещения в течение длительного времени многоэтажного панельного жилья на малоэтажное высокоплотное жилье со структурой улиц соответствующей структуре  исторического центра города.

– особая роль отводится социальным антрепренерам – муниципальным депутатам по согласованию проектов благоустройства с населением

– поддержка  инициатив снизу различного типа; индивидуальных, от школьных групп родителей и др.

– государственно частное партнерство – инструмент развития старых микрорайонов

– активное применение технологий  согласования интересов различных групп населения

– развитие самоорганизующегося предпринимательского сектора, способного вдохнуть новую жизнь в городское планирование

 

  1. 10.               Принципы организации популярных детских площадок

 

– успешная детская площадка должна быть как минимум большая и разнообразная по виду игровых конструкций, полностью открытая и располагаться в тихом месте, и не принадлежать никакому конкретному двору, иметь площадь 1500-2000 кв.м.

– созданием лучших игровых площадок должны заниматься не производители типовых игровых комплексов или сотрудники коммунальных служб, а профессиональные специализированные архитектурные и дизайнерские бюро.

– придание каждой из площадок уникального облика и соответствия принципам открытости и разнообразия.

– укрупнение площадок делает их притягательным для многих: детям не интересна площадка, на которой нет других детей.

 

  1. 11.              Формирование идентичности районов. Стратегия «мягкого урбанизма»

– поиск решений, которые позволяют совершенствовать городскую среду и её восприятие, не прибегая к принципиальным и дорогостоящим трансформациям её элементов (например, новое строительство или реконструкция существующих городских объектов)

– идентификация в контексте города означает формирование привязанности человека к общественному пространству и его объектам

– создание эмоциональной привязанности: воссоздание истории места через пассивное и активное вовлечение людей

– вовлечение людей в жизнь публичного пространства через использование пустующих мест для социальной активности

– улучшение существующей инфраструктуры общественных зон: установка столов, скамеек и т.п.

– озеленение территории через соревнования между местными жителями – кто красивее украсит свой балкон, подъездной участок и т.д.

– визуальная эстетика окружающего пространства: преобразование серых красок района в более яркие, но гармоничные цвета. Например, путем озеленения балконов, через ландшафтный дизайн придомовой территории, раскрашивание фасадов жизнерадостными красками, цветное зонирование асфальта

– использование заброшенных зданий и мест

– наличие развитой дружественной коммуникационной среды с местными жителями, муниципальными чиновниками, гостями района.

 

  1. 12.               Бюджетный урбанизм

 

– проекты оживления среды неблагополучных районов,  превращение их в места приятного времяпровождения, создание комфортной безопасной среды: использование «слепых пространств»  (под развязками, пустырей, пустынных аллей, над эстакадами, под землей, везде.  Слепые зоны являются маргинальными местами, существуют вне существующих рамок, заданных обществом, несмотря на то, что они являются неотъемлемыми компонентами в общей городской матрице.

 

  1. 13.               Современные методы исследований и взаимодействия с горожанами.

 

Роль градостроителя – профессиональный буфер между инвестором, властью, местным сообществом.

Главный в городе – горожанин:

Очень важно вытащить людей из домов на улицу, чтобы они начали жить в своем городе. Поэтому планировать развития города надо не сверху, а снизу. Современный метод городского планирования предполагает работу на трех уровнях: сначала над стратегией и политикой планирования, потом – над конкретными территориями, развитие которых необходимо увязать с городской «Стратегией». Затем собираются инициативные предложения жителей и делаются попытки их реализовать. Причем, вместе с ними.

 

Как создается комфортная среда:

Ежегодно проводится своеобразная  оценка качества городской жизни. Если качество жизни не улучшается, на её основе формируются обращения к политикам с предложениями по улучшению ситуации.

 

Эта оценка предполагает сбор огромного количества данных. В основном, занимаются этим студенты, которые в режиме реального времени проводят соцопросы.  Например, они могут выяснить, что горожанам нужно больше тихих, спокойных мест и пейзажных ландшафтов. Один из вариантов создать такое пространство – поставить скамейки не лицом друг к другу, а, например, в сторону реки. Тогда у каждого сидящего там человека перед глазами будет свое собственное пространство.

 

  1. 14.              Отказ от соцмодернизма в застройке

 

Современные микрорайоны – это элемент модернистского города, который создавался в прошедшем столетии, некий неудачный эксперимент длиной в целый век. Отличительная черта модернистского города  – отсутствие четкой формы общественных пространств. В исторических кварталах можно уверенно назвать каждый элемент: улица, площадь, парк, сквер. В микрорайонах же много пустого места, которое нельзя отнести ни к одной из существующих категорий.

 

Несмотря на то, что несостоятельность модернистской застройки в мире была осознана более 50-ти лет назад,  в Ульяновске сохраняется устойчивая тенденция по строительству многоэтажных домов эконом-класса максимальной допустимой высоты. Признано, что говорить о комфорте в таких жилых комплексах не приходится. С высокими 17-25-этажными домами качества среды, качества проживания добиться практически невозможно.

Международный опыт строительства кварталов показывает, что можно строить удобное малоэтажное жилье эконом – класса без потерь бизнеса, достигая плотности до 25 тыс. кв. м на гектар.

Одним из вариантов возможной квартальной застройки, удовлетворяющим всем нормативам является вариант с созданием межквартального бульвара, на который выносятся объекты общего пользования из дворов – скверы, спортплощадки. Бульваром могут пользоваться жители нескольких компактных кварталов расположенных вдоль него.

 

Помимо выигрыша в комфорте, квартальная застройка  дает еще одно важное преимущество – возможность жильцов объединяться в активное сообщество, которое не может возникнуть в перенаселенных «муравейниках». Помимо возможности для самих жителей вместе решать важные для них вопросы, касающиеся качества жизни, подобное объединение представляет ценность и для власти, и для бизнеса.

 

Для властей объединение горожан в «соседские сообщества» дает более предсказуемое поведение на выборах, а также развитое местное самоуправление, на которое можно переложить часть ответственности. Для бизнеса наличие развитого сообщества упрощает начало любого нового проекта, поскольку дает возможность спокойно договориться с жителями еще до этапа застройки

 

Проблема коммуникации с местным населением действительно остро стоит перед бизнесом. Общественные слушания в их современном формате – это прекрасная возможность для «агрессивного меньшинства» устроить скандал.

 

Формирование добрососедской среды:

 

– принципы работы с нежилыми помещениями:  запрет на виды деятельности, направленные на разрушение моральных и нравственных устоев общества, семьи и личности; сдача помещений в аренду на тендерной основе по критерию « качество предоставляемых услуг»; исследование потребностей жителей; помещения не продаются, а сдаются в аренду;  приоритет при сдаче в аренду отдается жителям; дисконтная программа для жителей.

 

– принципы формирования сообщества жителей: постоянная коммуникация с клиентом – даже после сдачи объекта в эксплуатацию. Наличие у застройщика собственной управляющей компании в доме как гаранта поддержания диалога с жителями и получения обратной связи от них. Собственные социальные проекты застройщика, направленные на вовлечение жителей и развитие сообщества. Содействие реализации творческих и бизнес проектов самих жителей на территории квартала (приоритетное право аренды нежилых помещений, организационная поддержка инициатив жителей, предоставление площадки для общения и реализации творческих замыслов).  Развитие собственных каналов коммуникаций на территории квартала.