Быть хорошим потребителем – настоящее искусство. Эту известную истину в очередной раз подтвердили специалисты городской общественной организации по защите прав потребителей «Успех», которые на прошлой неделе подвели итоги своей двухлетней деятельности.
Результаты в цифрах
– Только в 2013 году к нам поступило 275 заявлений от ульяновцев, чьи права были нарушены. Мы подали 80 заявлений в суд, из них 70 – выиграли. В результате в пользу потребителей было взыскано более 2 млн. рублей, – рассказывает председатель «Успеха» Дмитрий Щеглов.
В основном правозащитникам пришлось защищать права ульяновцев в сфере ЖКХ (здесь было взыскано в пользу потребителей более 1 млн. 600 тысяч рублей), страхового возмещения при ДТП (почти 500 тысяч рублей), а также по некачественным товарам, работам и услугам (около 500 тысяч рублей).
– Совсем недавно наша организация вступила в Союз потребителей России. Благодаря этому стало возможно выносить проблемы ульяновских потребителей на федеральный уровень и, конечно, принимать участие в различных проектах и грантах, – поясняет Щеглов.
Следует отметить, что юридические услуги населению общественники оказывают бесплатно. Однако понятно, что совершенно без оплаты юристы работать не могут. В основном правозащитники существовали за счет так называемых «представительских расходов» и определенного процента со штрафов, которые взыскивались с ответчиков. Сейчас ситуация в корне изменилась.
Непростые времена
– В настоящее время судебная практика в Ульяновской области (как и в других городах России) сложилась таким образом, что суды перестали взыскивать упомянутые расходы за представительство. Кроме того, суды стали существенно уменьшать проценты со штрафов, в результате чего мы просто лишаемся последних возможностей качественно защищать потребителя в суде, – отмечает председатель «Успеха».
Поскольку у общественников нет ресурсов, чтобы оплачивать работу юристов, для потребителей в ближайшее время могут начаться не самые лучшие времена.
– Прежде всего, это касается продовольственных и бытовых товаров стоимостью до 10 тысяч рублей, то есть наиболее ходовых. Рынок может наводнить некачественная продукция, так как продавцы поймут, что большинство граждан будут лишены возможности подать на них в суд. У самих потребителей просто не хватит знаний или денег, чтобы грамотно составить иск в суд либо нанять юриста. А у общественников, оказывающих подобные услуги бесплатно, не будет ресурсов для ведения таких дел, – заключает юрист «Успеха» Оксана Харькова.
Под угрозу ставится и возможность подавать иски от неопределенного круга лиц – то, чем раньше общественники достаточно эффективно занимались.
Еще одна существенная проблема – лавинообразно накапливающиеся исполнительские листы, которые никто не собирается исполнять.
– Раньше говорили: «Закон суров, но это закон». Теперь этот афоризм звучит несколько иначе: «Законы суровы, но в России они не обязательны к исполнению». Это подрывает доверие потребителей к самой судебной системе, – считает другой юрист упомянутой общественной организации Андрей Антаев.
В частности, он привел такой относительно свежий пример: никто из 200 человек, пострадавших из-за некачественной воды в Инзе, не обратился в суды Ульяновской области по защите своих нарушенных прав.
– Даже если дело выиграно, это вовсе не означает, что решение суда будет исполнено. В данном отношении особенно тревожит качество работы судебных приставов: нередко от них приходят просто отписки. Понятно, что судебные приставы буквально завалены работой, тем не менее граждане должны знать о том обстоятельстве, что грамотно составленная жалоба в адрес руководителя судебных приставов на действия его подчиненных (а затем и выход в суд в связи с этим) автоматически лишает конкретного пристава годовой премии, наверное, это неплохая мотивация для улучшения их работы, – говорит Антаев.
Проблемы в Ульяновске
С какими же вопросами обращаются ульяновцы к правозащитникам? В первую очередь это, конечно, сфера ЖКХ (об этом подробнее читайте в ближайшем выпуске нашего социального приложения «Управдом73».
– Ред.). Далее по популярности следуют некачественные товары и услуги.
– В последнее время обострились конфликтные ситуации, связанные с так называемыми «прямыми продажами». Имеется в виду такая реализация товаров, которая происходит не за прилавком, а в любом месте, удобном для продавца и покупателя. Поскольку продажи осуществляются тет-а-тет, на потребителя нередко оказывается существенное психологическое давление, – рассказывает Оксана Харькова.
Особенно активизировались обращения, касающиеся продаж косметических товаров, пылесосов, различных медицинских приборов, БАДов и т.п.
– Так, к нам приходят женщины, подписавшие договоры в кредит на покупку косметики на «космические» суммы – 100-150 тысяч рублей. Самое удивительное, что между тем моментом, когда потребитель впервые услышал об этих косметических средствах (их средняя стоимость в обычных магазинах равна 3-5 тысяч рублей), и временем под-писания кабального договора порой проходит всего 3-4 часа. Исправить что-либо в подобной ситуации чрезвычайно сложно: ведь договор подписан, и условия этого договора вполне ясны, – говорит юрист.
Как говорят сами жертвы таких продаж, их действия во время общения с «прямыми» продавцами не всегда полностью адекватны и сознательны. Понимание совершенного часто происходит слишком поздно.
Шаги по исправлению ситуации
По словам правозащитников, все названные выше проблемы вполне решаемы.
– 9 декабря 2013 года состоялся общероссийский потребительский юридический форум, в котором наши юристы внесли ряд предложений, – отмечает Харькова. – В частности, в отношении «прямых продаж» было предложено на законодательном уровне вменить в обязанность продавцу иметь при себе документ, удостоверяющий личность. При заключении договора должны быть указаны полное наименование организации, цена товара, который реализуется, четкие условия соглашения сторон и другие характеристики. Иначе говоря, необходимо на законодательном уровне закрепить требование, что при прямых продажах продавец должен предоставлять покупателю всю ту информацию, которая присутствует в стационарных местах торговли. А при отсутствии подобной информации потребитель имел бы право в течение 30 дней отказаться от такого товара без указания причин, по которым он это делает.
Кроме того, по итогам упомянутого форума в Госдуму Рф было внесено предложение запретить прямые продажи ряда товаров – парфюмерию, БАДы, оружие, лекарства, патроны к оружию, то есть те, которые так или иначе относятся к категории опасных.
Что касается судебной практики, которая негативно сказывается на работе общественных организаций, то руководитель «Успеха» видит выход в объединении усилий общественников, ратующих за права потребителей.
– Хорошие примеры этого уже существуют – к примеру, в Белгороде. Их единая сеть общественных организаций получает специальные дотации из местного бюджета, что позволяет на качественно ином уровне защищать права потребителей, – уверяет Дмитрий Щеглов.
Правда, пока ульяновские общественные центры не слишком идут на контакт друг с другом, боясь конкуренции.
«Черная книга»
В завершение беседы представители городской общественной организации рассказали еще об одном достаточно эффективном средстве борьбы за права потребителей. Они составили перечень недобросовестных организаций и предпринимателей, которые регулярно нарушают права горожан («черная книга» доступна по адресу: http://vk.com/topic-52120426_2931б298). Правозащитники считают, что к систематическому пополнению этого списка должны присоединиться все заинтересованные горожане. Тогда «черная книга» сможет превратиться в грозное оружие в борьбе за права потребителей Ульяновска: опасение попасть в этот список сможет простимулировать любого продавца и оператора услуг на более качественную работу.
Евгений Нувитов