Это уже третий роман, опубликованный писателем за последний год. Он повествует о событиях, происходивших в провинции в августе 1991 года. Под названием «Огненный Спас» был напечатан в «Лит. Ульяновске», №№ 1-2, 2010. «Город в предосеннее беспогодье – унылое зрелище. Дождь и ветер растормошили ветви деревьев, и всё, что пряталось за ними, неприятно для взгляда заголилось и обнажилось, будто кто-то вывернул город наизнанку, как одежонку нищего. И сразу стали видны все прорехи, заплаты и грязные пятна на фасадах и уличном асфальте, по которому ветер гнал обрывки бумаги, а то и целые газеты, и те, как безголовые птицы, подпрыгивали и взмахивали крылами страниц, пытаясь взлететь.
Это были вестники поразившей страну эпидемии гласности. Сотни миллионов страниц ежедневно взмывали из-под барабанов печатных машин полиграфических предприятий, и люди жадно хватали их, чтобы поскорее вымазаться во лжи новой демократической “правды”, которая торжествовала над прежним враз обессилевшим идеологическим бредом.
Странное это было время: две неправды, две лжи сцепились промеж собой в смертельной схватке, обильно лились чернила, скрипели перья журналистов и других прозревших интеллигентов, и мало кто ведал, какой крах, позор, мародёрство и надругательство над прошлым ожидают в ближайшем будущем Россию. Это был, пожалуй, единственный в истории случай, когда истомлённым жаждой гласности людям вместо живительной родниковой истины, проясняющей их действительное положение, дали в неограниченном количестве горячего спирта с перцем. И как было не пойти от этого пойла вразнос мозгам у тех, у кого они были, не говоря уже о прочих, кто, прочитав газету, спешил выдать пачкотню авторов публикаций за своё сокровенное мнение…» Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
что сделано в прозе
Непосредственно о Симбирске мной написаны четыре исторических романа, три изданы в Москве. Это романы о Хитрово, осаде Симбирска Разиным, о Пугачеве и Симбирске 1830-х гг. Но до ульяновцев они не дошли, потому что у нашего губернатора креативность направлена не на историю Отечества, а на всякие потешки.
Я язык смозолил, предлагая издать исторические романы для воспитания молодежи. Как в стенку горох. Вот на свои пенсионные и помощь честного человека издал три романа: “Бесстыжий остров” и ” Жертва сладости немецкой”, на днях получу из типографии роман об августе 1991 в Ульяновске “Счастлив посмертно”. Осталось издать два романа и рассказы.
Суряк
Время разбрасывать и время собирать камни.Судьбы, в большинстве своём как и положено в России-трагические. Узнаваемы и персонажи и район.Тем это дороже.Не так уж много в современности о нашей земле написано.Все посеянное в Росии доброе поливается не только потом ,но и кровью,чаше всего собственной. Черт с тобой… режь,так мог сказать врачу хирургу только волевой,сильный человек служащий в системе, и знающий её изнутри.Напомнило приезд в Языково Скочилова,после московско цековского лечения-прочти что тут за диагноз по латыни, попросил он языковского врача.У вас…рак ответил тот.Писатель Фёдор Абрамов в 64 года также лёг под хирургический нож ,беседовал в последний раз как оказалось с сестрой перед операцией совсем не думая о смерти.Сталин судя по публикациям совсем не доверял никаким врачам вообще.Отрывок о вдруг прозревшем районном чиновнике который в 1990 м резко сделался верующим,напомнило о современном барышском главе Кочеткове, который пару месяцев назад ездил в Калужскую область с новым барышско-инзенским епископом на хиротонию к Кириллу.Но это к слову.Роман получился неспешный, на реальном интересном местном материале,о времени, людях и событиях тех лет,схожих делами с любой тогдашней российской провинцией.Чем он и дорог, и будет ещё не раз перечитываться читателями желающими окунуться в ту, уже историческую круговерть и накала страстей того переломного для страны времени(хотя, а когда оно было не переломным?).Спасибо Николаю Алексеевичу Полотнянко за его действительно трудный,но очень яркий и реалистичный роман(писавшийся почти 20 лет)о родной земле и её людях, можно даже сказать, героях того времени.
Подмечено очень верно
Две неправды сцепились меж собой в 90-х!Очень метко и верно подмечено,сдав партбилеты, самим стать уже не гос.директорами предприятий а снова их хозяевами, как и до революции.Народу же в обоих случаях, умно передать в руки лозунги о равенстве и прочем,под соответствующим соусом не смотря на разницу происходящего в 70 лет.
Суряк
Ситуация противостояния церковь государство имеет большую историю. Наиболее трагичные страницы из них, в советское время Хорошо что сейчас это уже история.Тема уполномоченных по делам религии заинтересовала.Вышел на публикацию Ильи Косых о Ульяновских( Симбирских) архиреях 1834-1989 гг. После войны уполномоченными были до 1962 года это М.Кошман с 1962 до 1982 года С.Агафонов,с 1982 до 1989 М.Иванов.Особенно страшные цифры приводятся за 1937 года. Дело о фашистско-повстанческой,церковно- монархической организации.Были арестованы 9 высших духовных служителей включая тех что были на покое(пенсии).Было расстреляно 6 архиреев,126 священников,30 монахов,60 мирян.225 человек.В концлагеря на 10 лет отправились 23 священника,5 монахов 99 мирян на 8 лет 1 архирей,11 священников и 19 мирян.158 человек.Никто из них назад не вернулся.Итого были уничтожены 381 человек.В 1939 году священиков в области вообще не остались,не стало и епархии.Вторично она закрылась в 1959году.Интересны данные о собранных церковных ценностях из которых и 10 процентов не доходили до голодающих в двадцатых годах.Об митрополите О.Сергии который был эвакуирован из Москвы квартировал в домике где семья была столь бедна что из 5 картошек которые он покупал ежедневно одну отдавал семье. Спал на газетах, на полу.Читал Много следил за событиями служил в единственном в Ульяновске храме и сам вел её дела( епархии не было!)однако именно под его началом в Ульяновске были собранны миллионы рублей на танковую колонну из 40 танков Дмитрия Донского и Авиаэскадрилью.Для сравнения можно вспомнить как передвигался по области Клим Ворошилов проживающий в это же время в Ульяновске на улице Ленина например его поездка с инспекцией в Барыш.Поезд из из трёх вагонов с вагоном рестораном, двух платформ с легковыми машинами.Интересна история и двадцатых .Мало кто обращает внимание на фразу матушки отцу Фёдору в 12 стульях когда тот начинает стричь бороду-батюшки ты что к обновленцам подался? Одновременно в области было даже три Епархии.Патриаршая,григорианская (окончилась в 1944 году) и обновленческая.Раскольники пятидесятники и язычники это о Сурской стороне, и Промзинской автокефальной самостоятельной церкви.Была и такая!Труд занимает прочтение пару часов но очень доходчиво раскрывает историю Симбирской церкви.Спасибо за роман Николаю Алексеевичу.Мы стали лучше знать и реальнее смотреть на историю, не только взаимоотношений церковь-государство, но и на саму историю нашей области,а главное, ещё больше научились отличать добро от зла.Спасибо!