Казалось бы, какая связь между любимым народным праздником и куклами? Ответ на этот вопрос нам помогла найти Людмила Колпакова – создатель и бессменный руководитель единственного в Ульяновске музея народной куклы, расположенного в стенах школы №65. Наш корреспондент посетил упомянутое учебное заведение в самом начале масленичной недели.
Луковки, стригушки и маковки
– Все началось 10 лет назад, – рассказывает Людмила Сергеевна. – В 2004 году вместе с детьми я была на юге России в лагере «Орленок» и увидела выставку Ирины Агаевой, научного сотрудника Тульского краеведческого музея. Она специально ездила по различным регионам и собирала сведения о традиционных куклах. Мы настолько загорелись этой идеей, что решили и у себя создать нечто подобное.
По ее словам, музей народной куклы в 65-й школе начинался всего с пяти кукол. Их сделали воспитанницы Колпаковой в рамках своих творческих проектов по технологии. Следующим этапом стали уже исследовательские проекты, победившие в престижных местных и столичных конкурсах.
– Сейчас в нашем музее – более трехсот кукол, созданных руками детей и подаренных мастерами-кукольниками из разных городов. Мы проводим экскурсии и мастер-классы по изготовлению самых различных кукол – обереговых, обрядовых, игровых и сувенирных. Каждая из них – «наособицу», имеет свое лицо, функцию и название – луковки, стригушки, маковки и так далее, – говорит наша собеседница.
Дети, посещающие кружок, который создан на базе музея, учатся не только самостоятельно изготавливать куклы, но и приобщаются к миру традиционной культуры.
– Правда, это не всегда понимают взрослые. К примеру, не так давно ко мне на занятия ходил очень способный мальчишка, но мама ему запретила это делать: «Ты что – девчонка, чтобы в куклы играть?». Я пыталась объяснить, что здесь не просто игра, но бесполезно… – вздыхает Людмила Сергеевна.
Как теща зятя на блины зазывала
Действительно, дети в музее Людмилы Колпаковой не просто играют – через простые фигурки, сделанные из тряпочек и соломы, они узнают, как раньше справляли свадьбы, защищались от нечистой силы и отмечали календарные праздники.
– В центральной части России на Масленицу делали приблизительно такие антропоморфные чучела, – наша собеседница держит небольшую безликую фигурку, одетую в красный балахон, расширяющийся книзу.
– Конечно, размером чучело было побольше
– в человеческий рост: кукла была толстая, дородная, «масленая». Ведь на Масленицу нужно есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, а танцевать до упаду!
Далее руководитель музея берет в руки другую куклу, сделанную из мочала.
– Это так называемая «домашняя масленица»: мы вместе с детьми к празднику делаем таких куколок великое множество. А затем наши «коробейники» в школьном дворе, когда мы провожаем Масленицу, продают их по небольшой цене – расходятся на ура! – улыбается Людмила Сергеевна.
По ее сведениям, раньше в некоторых регионах в среду на масленичной неделе теща для своего молодого зятя делала такую небольшую куколку и выставляла ее в окно, выходящее на дорогу. Для молодого человека это служило знаком, что теща приглашает его на блины.
В музее и на дворе
– Мы справляем Масленицу у себя в музее и на школьном дворе, – продолжает рассказывать Колпакова. – На праздник к школе приходят и родители, и дети, и просто горожане, живущие рядом. У нас т_ут и музыка, и песни, и игры. Мальчишки изображают «тройку лошадей»: катают тех, кто помладше. Девчонки поют частушки, делают выставку-продажу наших масленичных кукол. А в музее мы уже устраиваем чаепитие, играем в более тихие игры, поем народные песни.
Особенностью предмасленичной «подготовки» является следующая общешкольная традиция. Накануне последних дней праздничной недели в фойе школы выставляется большое чучело Масленицы, на котором висит мешок. В него дети кладут записки с различными пожеланиями.
– О самом содержании этих записок обычно никому не сообщается, но я знаю, что ученики просят и о хороших отметках, и о здоровье, и даже о том, чтобы «папа бросил пить». Затем этот мешок сжигается вместе с соломенным чучелом: считается, что тогда все желания сбудутся, а неприятности уйдут!
Кукольная свадьба
В музее Колпаковой через куклы представлены и другие традиционные календарные праздники и обычаи. Здесь есть и святочные, и троицкие куколки. Есть даже испеченные из теста жаворонки, с которыми дети обычно бегали по улице с такой припевкой-кричалкой: «Жаворонки прилетите, красну весну принесите! Нам зима-то надоела, весь хлебушек поела!».
Особая гордость музея – проект «Кукольная свадьба». Более 10 тряпичных фигурок изображают различных свадебных персонажей – сватов, дружку, родителей жениха и невесты, подружек и друзей. Одеты куколки по всем традиционным правилам и обычаям – неслучайно одна из воспитанниц Людмилы Сергеевны успешно защитила свой исследовательский проект на тему «Девичий костюм Симбирской губернии». Нередко участники музейного кружка разыгрывают для себя и благодарных зрителей целую кукольную свадьбу – по специальному сценарию, созданному на основе фольклорных записей, которые опубликованы в различных источниках.
Есть в коллекции музея и другие куклы, связанные со свадебной тематикой. Так, наша собеседница показала нам «неразлучников» – кукол с одной «рукой», сделанных из одной тряпичной полоски. Эти фигурки символизируют неразрывность брачных уз. Таких «неразлучников» обычно вешали на дугу свадебного поезда во время венчания.
Похороны мух
Мы назвали далеко не всех «персонажей» школьного музея: куклы-«пеленашки», сделанные из полена; куклы-«кукушки», которых хоронили девушки; памятные куклы и многие другие. Впрочем, любопытство вызывают не только действия и представления, касающиеся кукол. Очень интересны и некоторые игровые обряды, которые реконструируются Колпаковой вместе с детьми.
Мы опишем в завершение лишь один из них. Так, поздней осенью Людмила Сергеевна с воспитанниками проводит обряд «похорон мух и тараканов», зафиксированный во многих регионах России.
– Все это, конечно, происходит в форме забавной игры. Мы делаем небольшой «гробик» из огурца или картофеля, помещаем туда муху. И с шуточными причитаниями (дети, понятно, смеются при этом) идем хоронить все это на школьной клумбе. Затем у нас проходят «поминки» – чаепитие. Этот обряд раньше был направлен на изгнание из дома тараканов или мух, – поясняет руководитель музея.
Евгений Нувитов