Мне показалось, что главной темой последнего заседания ЗСО было обсуждение и принятие закона о клятве депутата. Уж слишком пристальное внимание уделила пресса столь малозначительной, на взгляд обывателя, ритуальной особенности депутатской жизни. Впрочем, чем бы депутат ни тешился, лишь бы толк от него был. Такая фривольная мысль пришла не случайно. По своей обывательской привычке я внимательно слежу за всем, что касается денег налогоплательщика, в некоторой степени – моих тоже. И вот эта слежка дает мне основание полагать, что депутатская потеха требует некоторой корректировки в сторону реальной жизни.
Реалии наши известны: бедность, демографический крест, постоянный поиск источников пополнения региональной казны за морем в тридевятом царстве – тридевятом государстве. И как-то эти обстоятельства и планов громадье отвлекают депутатов от стремления поглядеть у себя под ногами на предмет эффективности мер по возмещению потерь уже полученных доходов.
Мне кажется, в этой мысли со мною солидарен председатель счетной палаты ульяновской области Игорь Егоров. На последнем заседании ЗСО он отчитывался перед депутатами за работу своего ведомства в 2013 году. Прозвучала цифра: за год бюджет потерял 621 миллион рублей из-за неэффективно использованных средств, нарушений законодательства о бухучете и финотчетности. За последние годы, объявленные у нас годами интенсификации, модернизации, это почти рекорд. Больше казна теряла в 2010 году – 698,2 млн., в 2012 году Счетной палатой было выявлено нарушений на общую сумму 483,4 млн. рублей, годом ранее 236,1 млн.
Вот такие клады нарывают сотрудники счетной палаты. Только при нашей системе ответственности проку от найденного не так уж и много. Вот строчки из прошлогоднего отчета Счетной палаты: «Проверкой законности и результативности использования средств областного бюджета, соблюдения установленного порядка управления и
распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности
Ульяновской области, в отношении Министерства экономики Ульяновской
области за 2011 год и за период январь-август 2012 года были установлены
нарушения на 2,0 млн. рублей… Нарушения были устранены на сумму 20,3 тыс. рублей.»
Прошу обратить внимание, о каком министерстве идет речь! И вот общий результат: по результатам проверок Счетной палаты в 2012 году возмещено средств и устранено нарушений на сумму 248,6 млн. руб. А казна, напомню, в этот год потеряла 483,4 млн. рублей.
Не буду больше утомлять вас цифрами: на сайте Счетной палаты всякий желающий может получить информацию о безвозвратных потерях бюджета по чиновничьей «милости» и за 2011 и за 2010 годы. Куда больше интересует вопрос: а где остальные деньги и почему их никто не возместил (желательно с процентами!), хотя все эти «никто» известны поименно? На этот вопрос Игорь Игоревич со свойственной ему деликатностью посетовал в докладе на несерьезность наказаний в результате проверок Счетной палаты. Дескать, «каким бы крупным не было нарушение, руководитель-штрафник отделывается, как правило, максимум выговором»
Хорошим помощником в плане возмещения убытков призвана быть служба Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, которой сегодня руководит Александр Яшин. Помнится, его предшественник любил потрясти воображение обывателя многомиллионными суммами воровских денег. Новый Уполномоченный, видимо, в Егорова – скромник. На одном из сайтов прочитал его пространное интервью, из которого понял функцию уполномоченного: «основная моя задача состоит в том, чтобы создать конкретно в нашем регионе обстановку нетерпимости к фактам коррупции. Допустим, столкнулся отдельно взятый житель с тем, что взятку у него вымогают или дорогие «подарки», а он по каким-то своим причинам не хочет идти в полицию или прокуратуру. Может, боится, стесняется или просто не знает, как и куда обращаться. Пусть звонит нам, мы всегда поможем. Как минимум, дадим совет или юридическую консультацию. Наше дело: принять информацию, разобраться с ней и поставить ее на контроль».
Игорь Игоревич, сюда за помощью не ходите. Палата справедливости тоже вряд ли осмелиться взять за грудки министра с целью вытрясания из него растраченных денег – руки у палатчиков коротки. Вот здесь и могли бы подключиться депутаты ЗСО. Почин уже сделан: депутаты Ульяновской городской думы утвердили порядок увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе в органах местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск», ульяновской городской избирательной комиссии, в связи с утратой доверия. Если этот порядок дополнить законом о материальной ответственности освобождаемых, об обязательном возмещении потерь, допущенных по их вине, тогда, может, область и без инвесторов побогаче станет.
Кто поклянется, что сделает такой закон, господа депутаты?