Женственная, хрупкая, обаятельная и талантливая актриса Ульяновского драмтеатра им. И.А. Гочарова Дарья Долматова накануне Международного женского дня ответила на вопросы корреспондента «УС».
– Дарья, легко ли Вам быть актрисой?
– Трудности сопровождают человека в любой профессии, и актерская – не исключение. От проблем никуда не деться, а без них было бы даже неинтересно жить. Вообще, я и раньше думала на эту тему и пришла к выводу, что чувствую себя в своей профессии на месте, вполне комфортно, несмотря на тернии, через которые приходится пробираться. Лицедейство доставляет мне удовольствие!
– Когда Вы впервые почувствовали себя артисткой?
– В детском саду мы, дети, заполняли альбом про свою будущую жизнь. Не скажу, что я в то время любила стоять перед зеркалом, представлять себя ак-трисой на сцене. Этого не было, но я нарисовала себя в красивом платье, и когда меня спросили, кем же это я собралась стать, ответила: «Артисткой!».
– А потом были театральные кружки?
– Кружков почти не было, потому что только я пришла в театральную студию в Якутске, где жила тогда с семьей, как мы вскоре сменили место жительства, огда мои родители-романтики вернулись с Севера в Ульяновск, друг нашей семьи, актер Ульяновского драматического театра Геннадий Родионов стал меня с сестрой часто приглашать на спектакли. Мы, кажется, ходили тогда в театр чуть ли не каждую неделю. Спектакль «Тартюф» я посмотрела семь раз! И тогда, после наполненного впечатлениями знакомства с нашим театром, я четко поняла, что хочу стать актрисой. И вдруг узнаю, что у нас в городе есть актерское отделение, и я поступила на факультет культуры и искусства УлГУ.
– Дарья, Вас можно поздравить с экстравагантным исполнением одной из главных ролей – Дездемоны – в недавней премьере театра «Яго, или Трактат о платке». Эта современная вариация на тему шекспировского «Отелло» Каринэ Ходикян была поставлена режиссером из Армении Акопом Казанчаяном. «Переделки» классики, получившие распространение в последние годы, спорны. Как Вы к этому явлению относитесь?
– Не могу сказать, что я знакома со всеми «околопьесными» пьесами. Но то, с чем я сталкивалась, мне представляется интересным. «Ловушка для короля», которая идет на сцене нашего театра, создана по мотивам шекспировского «Гамлета». В театре Фоменко есть замечательный спектакль, рассказывающий о судьбах чеховских персонажей после того, как пьеса окончилась… И удивительно – я задавалась вопросом – почему до сих пор никто не написал пьесу о том, что могло произойти с Чацким после финала «Горе от ума» Грибоедова? Наверное, он бы эмигрировал? Все это некое авторское размышление, и оно имеет право на существование, главное, чтобы было убедительно, интересно и в рамках искусства.
– Мне понравилась Ваша роль Ольги в «Трех сестрах» по Чехову. Тронула ее самоотверженность, преданность долгу, драматизм ее женского одиночества. Как работалось над этой ролью?
– Тогда произошла моя встреча с режиссером спектакля Аркадием Фридриховичем Кацем. Это человек-легенда. Стоит только представить тех актеров, которых он держал за руку, даже просто здороваясь, и – мурашки по телу. К сожалению, таких людей становится все меньше и меньше. За этим режиссером – огромный пласт культуры. Поэтому мы все, кто был занят в постановке, были очень внимательны к тому, как Аркадий Фридрихович видит тот или иной образ, что хочет в него вложить. Когда я читала пьесу, было одно впечатление, а когда начала работать, режиссеру нужно было другое. И хотя это классическое произведение, режиссерская трактовка образов в нашем спектакле налицо. Когда мне говорят, что сестры в пьесе иные, отвечаю, что «Три сестры» были поставлены тысячи и тысячи раз, и режиссер волен по-своему трактовать образы. Наша Ольга, как Аркадий Фридрихович видел ее, жестче, решительнее, более категорична в некоторых вещах, нежели у Чехова.
– Аркадий Кац – один из Ваших учителей в профессии. Но, наверное, путь на сцену открыл Юрий Копылов?
– Конечно! Я к Юрию Семеновичу отношусь с огромным уважением. Он дал дорогу не только мне, а целой плеяде молодых артистов. Я сейчас смотрю на ребят, которые пришли в театр после ухода из жизни Копылова, и мне жалко, что в их актерской судьбе его не было. Копылов сделал всем нам своеобразную прививку культуры и дисциплины. И, конечно же, не могу не назвать художественного руководителя моего курса – Михаила ВартановичаСкандарова. Он задал вектор актерского развития. А потом возник еще и Борис Владимирович Александров – как педагог, учитель и друг. Все эти люди меня сформировали, без них актрисы Дарьи Долматовой не было бы.
– У Вас сложилась артистическая семья с Алексеем Храбсковым. Как познакомились?
– Мы учились на одном курсе, долго смотрели друг на друга и только на третьем курсе возникли отношения. Я люблю своего мужа и не устаю ему об этом говорить. Дорожу этим человеком и счастлива, что встретила его на жизненном пути. Алексей тоже один из моих учителей.
– После театра дома игра продолжается? Или там все по-серьезному?
– Дело в том, что я и в театре стараюсь не играть. Просто у меня существует некая потребность периодически выходить на сцену и разговаривать не своими словами, думать чужими мысля-ми. Мне нужно выйти и, так сказать, «полицедействовать». Если это получается и находит отклик у зрителей – прекрасно, и это радость актерской профессии.
– Видела Вас с Алексеем в камерном музейном спектакле, где вы вместе играли семейную пару – просветителя чувашского народа Ивана Яковлева и его супругу. У зрителей было невероятное впечатление подлинности происходящего. А как Вам игралось?
– Прошлый год был для меня сложным. Но самое прекрасное, что случилось в нем, – музейный проект «Из Симбирска с любовью». Четыре небольших пьесы из жизни известных и неизвестных земляков были разыграны среди подлинных интерьеров и предметов. Я была в восторге от того, что нам выпало счастье играть величайших подвижников, педагога Яковлева и его жену. Когда мы стали репетировать в музее, то поразились, с какой любовью воссоздана обстановка дома, где они жили и учили детей. Мы почитали литературу о Яковлевых – о них, их деятельности фильм надо снимать! И когда ты воплощаешь человека, который ходил по этому дому, по его половицам, и портрет которого смотрит на тебя со стены, то возникает, с одной стороны, ответственность за твою работу, а с другой – ощущение, что он, этот человек, тебе помогает. Особое чувство появляется и от того, что зрители находятся от тебя на расстоянии вытянутой руки. Их не обманешь. Вопрос об имитации чувств не стоит. Все должно быть очень естественно. С другой стороны, на такой маленькой площадке работать проще, потому что не нужно напрягаться, чтобы тебя было хорошо видно и слышно партнеру. Я смотрю на Алексея и вижу малейшие изменения в его эмоциональном строе. Все происходит здесь и сейчас, и в этом есть своя прелесть.
– В жизни используете свои актерские способности?
– Случается. Например, – если вижу, что мой сын в плохом настроении и нужно «вынуть» его из этого состояния.
– О чем мечтаете, о каких ролях?
– Знаете, я почему-то не мечтаю о конкретных ролях. Но есть множество женских характеров, которые мне интересены. Меня привлекают судьбы. Обожаю мемуарную литературу, там можно узнать о таких перипетиях судьбы! Если бы мне, к примеру, предложили сыграть Айседору нкан или поэтессу Серебряного века… Чтобы и любовь была, и переживания, и исторические события… Впрочем, когда-то хотелось сыграть Анну Каренину, но пока отложила это «на полочку».
– Накануне 8 Марта что бы Вы пожелали женщинам нашего города?
– Я желаю каждой женщине найти себя в жизни, наполнить свою жизнь и жизнь своих близких светом и любовью, пусть всегда найдется место для нежности, взаимопонимания и творчества. И пусть всем нам сопутствует Удача!
Беседовала Ирина Морозова