«Ульяновск имеет перспективы занять лидирующее положение в сфере креативной экономики». По крайней мере, так считают эксперты Британского совета, составившие для Ульяновска «Манифест творческого города» совместно в рамках Третьего Международного культурного форума (проходил в сентябре 2013 года). Как нам рассказал руководитель фонда «Ульяновск – культурная столица» Павел Андреев, британские эксперты оценили возможности Ульяновска и разработали рекомендации для нашего региона о том, какие действия нужно совершить, чтобы Ульяновская область стала российской лабораторией творческих индустрий. Предлагаем нашим читателям прочитать манифест из восьми приоритетных действий для Ульяновска вместе с нами.

dsc-0081_1

Для начала отметим, что в состав делегации британских экспертов вошли директор агентства Creative Consultancy ведущий аналитик, стратег и обозреватель в областях креативной экономики, культурной политики и инноваций Том Флеминг, опытный бизнес консультант, профессиональный тренер, инструктор, координатор и менеджер Линн О’Нил, директор и основатель инновационной консалтинговой группы Inside Track Нил Петерсон и продюсер-фрилансер Джиллиан Иссон.

Эксперты посещали наши образовательные учреждения, музеи, ремесленную палату. В ходе семинара эксперты вместе с участниками одного из профильных семинаров разработали для Ульяновска конкретные рекомендации «Творческий манифест», касающийся развития проекта регионального кластера творческих индустрий.

«В настоящее время практически во всех крупных мировых городах растет движение за развитие творческих индустрий. Это делается для того, чтобы создавались новые рабочие места, которые имели бы высокую ценность для тех людей, претендующих на них. И поэтому мы бы хотели выработать для Ульяновска четкую стратегию развития», – приводили в фонде «Ульяновск – культурная столица» слова Тома Флеминга.

В течение этого года планируется дописать стратегию Ульяновской области в сфере творческих индустрий, сообщил нам Павел Андревв. По его словам, предложения британских экспертов будут учитываться, а один из экспертов войдет в рабочую группу. Кстати, «срез» по Ульяновской области уже делался британскими экспертами и местным сообществом. Полученную информацию в течение года планируют объединить и обсудить.

МАНИФЕСТ ТВОРЧЕСКОГО ГОРОДА: УЛЬЯНОВСК

CIMG1289Во введении говорится о том, что кроме самого манифеста, разработана учебная программа в Великобритании. В рамках программы руководители администрации Ульяновска посетили Лондон, Ливерпуль и Глазго, чтобы изучить британский подход к развитию креативной экономики. При содействии экспертов креативного консалтингового агентства Тома Флеминга были проведены встречи и обсуждения с участием представителей университетов, фондов поддержки искусства и культуры, инициативами, связанными с созданием кластеров и рабочих пространств, ведущими культурными организациями и городскими активистами.

Предложенная в манифесте программа действий направлена на то, чтобы в будущем креативные индустрии смогли играть ведущую роль в экономическом развитии региона путем создания рабочих мест, привлечении талантов, участии в создании добавочной стоимости в других секторах экономики. Он призывает коллег со всего региона совместно строить творческое будущее этого богатого и самобытного края. Манифест предполагает конкретные шаги для того, чтобы Ульяновск действительно стал культурной столицей.

 

Для начала эксперты описали текущее положение дел.

 

Благодаря удобному географическому положению на Волге, богатым традициям и историческому наследию, а также культурному, творческому и образовательному потенциалу, Ульяновск имеет все перспективы занять лидирующее положение в сфере креативной экономики. Многого уже удалось достигнуть. Программа «культурная столица» значительно мобилизовала ресурсы, а также вселила уверенность в возможностях города. Среди последних культурных достижений Ульяновска можно назвать творческий инкубатор «Квартал», модернизацию музеев, а также развитие связей между представителями творческого бизнеса.

Если сотрудничество между культурными организациями и институтами будет развиваться дальше, творческая сфера сможет внести существенный вклад в экономическое развитие Ульяновска в течение следующих 50 лет.

Уже сегодня Ульяновск известен своим амбициозным культурным форумом, основная цель которого – привлечь внимание к творчеству как к инструменту развития. Однако на данный момент Ульяновск не ассоциируется с городом, который эффективно воплощает идеи в жизнь, работает над реализацией собственного творческого потенциала, ищет инновационные пути для роста и диверсификации экономики, стремится к улучшению качества жизни и подает в этом пример менее крупным городам. Тем не менее. творческие усилия и грамотное использование ресурсов способны превратить Ульяновск в лабораторию российской креативной экономики. Это предполагает, в первую очередь, создание условий для развития творческой среды, развитие культурных практик в российских городах. Следующий 2014 год, объявленный российским годом культуры, должен стать толчком к действиям.

Итак, манифест устанавливает 8 приоритетных действий для Ульяновска.

1. Реформировать университеты, чтобы создать благоприятную среду для развития творческих талантов.

Продуманное сочетание курсов, создание инкубаторов, налаживание всесторонних связей в университетской среде – все это будет способствовать росту и развитию креативной экономики. Необходимо провести серьезное межведомственное исследование и разработать проект развития. Установление межотраслевых партнерств необходимо для укрепления креативных индустрий, распространения присущих им подходов в других сферах экономики, а также создания сложных проектов, например

кластеров на базе старых заводских зданий.

Результат: поколение молодых людей, сочетающих дух предпринимательства с превосходными техническими навыками, а также знаниями в области менеджмента и финансов. Гибкий и коммерчески направленный университетский сектор, способствующий созданию креативного сообщества в Ульяновске. Благодаря созданным условиям, молодые люди будут стремиться остаться в своем городе и основывать собственное дело.

2. Создать специализированные ресурсы для творческих предпринимателей.

Необходимо разработать программу мероприятий, способствующих обмену знаниями и идеями. Создать региональный онлайн справочник, позволяющий представителям креативного бизнеса узнавать друг о друге, сотрудничать и развивать новые проекты и услуги. Работа над этими проектами – задача креативного сектора. Молодые предприниматели могут заняться их разработкой и продвижением. Импульс, набранный с помощью данных мероприятий, создаст основу для создания сообщества креативного бизнеса.

Результат: сильные творческие индустрии, вносящие ключевой вклад в экономическое и социальное развитие региона.

3. Провести картирование творческих индустрий и оценку эффективности.

Необходимо всесторонне исследовать творческие индустрии: условия, в которых существует Творческий Бизнес, территорию, нужды и перспективы бизнеса, а также создать методологию для оценки социальных, культурных и экономических изменений в

долгосрочной перспективе. Полученные ‚ценные должны быть применены в ходе других вспомогательных мероприятий и выступать примером качественного сбора информации. Разработанная методология призвана продемонстрировать, насколько культура и творчество меняют благосостояние городов. К примеру, можно оценить влияние программы «Культурная столица» на улучшение качества жизни и благосостояние, динамику внутренних инвестиций, удержание и привлечение (либо

повторное привлечение) талантов.

Результат: критерии для оценки прогресса креативных индустрий. Точное понимание ключевых секторов, полный цикл производства и сбыта, понимание того, какие аспекты творческих и культурных индустрий нуждаются в развитии. Набор критериев для измерения результатов. Ключевая роль Ульяновска при оценке результатов в других городах.

4. Организовать творческую некоммерческую организацию/агентство

В ее зону ответственности будет входить поддержка бизнеса, привлечение инвестиций, функции посредника и развитие рынка креативных индустрий. Примером такой организации может выступать Шотландское агентство творческих предприятий. Также необходимо уделить внимание развитию рынка творческих индустрий в Ульяновске, в частности, через поддержку местных предприятий с целью улучшения качества продукции или услуг. Также необходимо поощрять развитие системы местных закупок среди творческих предприятий. Выступать за продвижение подхода «разработано и сделано в Ульяновске», чтобы регион стал известен высоким качеством и значительным творческим вкладом в развитие экономики.

Результат: креативное агентство, способствующее реализации творческого потенциала города и региона в целом, главный представитель сектора, его лицо.

5. Провести ряд мероприятий, способствующих сплочению представителей творческих индустрий.

Установление связей с другими ключевыми сферами (культурный туризм, розничная торговля, космическая индустрия) с целью поднять общий уровень инноваций в экономике. К ключевым направлениям креативной экономики в данном случае относятся

дизайн, цифровые технологии, консультативные услуги художников и архитекторов в различных областях деятельности. Для укрепления связей между различными секторами экономики требуется целевое финансирование. Его эффективность можно оценить в терминах влияния творчества на экономику в целом.

Результат: более сплоченная творческая экономика, развитие в сфере дизайна и инноваций, повышение привлекательности и узнаваемости таких ключевых секторов как туризм, космическая индустрия, промышленность.

6. Создать преемственность между культурным наследием и современной творческой деятельностью.

Это может быть сделано путем восстановления старых помещений, улучшения публичных пространств (включая набережную), реформирования музеев и галерей. Ресурсы музеев и театров можно использовать для создания современных культурных центров. Для создания прибыльного культурного сектора необходима поддержка предпринимателей, инвестиции со стороны частных и государственных партнеров. Предложенный проект музея СССР мог бы использовать современные подходы к интерпретации и представлению объектов культурного наследия (к примеру, через использование цифровых технологий в области архитектуры, дизайна, моды и музыки). Необходимо приложить усилия по внедрению новейших практик в традиционные культурные сферы. Необходимо опираться на круг заинтересованных лиц, в первую очередь, на молодых людей, которые составят новое поколение лидеров в сфере культуры. Необходимо позиционировать библиотеки, музеи, а также другие культурные учреждения в качестве пространств для творческого обмена, инноваций и экспериментов (можно опробовать такие форматы, как выездные фестивали-ярмарки, пятничные вечера, фестиваль «Белые ночи»).

Результат: более предприимчивый, открытый и готовый к взаимодействию сектор культурного наследия, который привлекает к работе творческие таланты, чтобы оживить и заново интерпретировать культурное наследие. Это позволит повысить популярность культурного наследия и позиционировать культурный сектор в более широком понимании как основную движущую силу инновационной экономики.

7. Развивать традицию фестивалей, создание программы «фестиваля фестивалей».

Ульяновск, позиционирующий себя в качестве культурной палицы, имеет богатые традиции в проведении фестивалей и культурных мероприятий. Тем не менее, сектор все еще сегментирован, и культурным институтам часто не хватает ресурсов, чтобы выйти за пределы региона и стать узнаваемым брендом. Индустрии фестивалей нужна лучшая координация уже имеющихся фестивалей, налаживание международных связей и выстраивание маркетинговых стратегий для продвижения мероприятий (при сотрудничестве с местным бизнесом). Необходимо предпринять ряд мер для оживления сектора, связанного с организацией и проведением фестивалей, мобилизовать ресурсы. К примеру, можно создать интернет-портал фестивалей с календарем событий в регионе, в стране, а также по всему миру. Также необходимо проводить тренинги для специалистов с тем, чтобы подготовить новое поколение фестивальных менеджеров. Сфера креативной экономики должна налаживать сотрудничество с туристическим сектором через проведение совместных проектов, особенно летом.

Результат: инновационная, жизнеспособная программа культурных мероприятий, а также такие комплексные проекты, как фестиваль фестивалей, которые с каждым годом будут становиться все более масштабными. Это поможет позиционировать Ульяновск в качестве ведущего фестивального города России, успешно сочетающего традиции и современные культурные практики.

8. Продолжить выстраивать международные связи и провозгласить Ульяновск Российской креативной лабораторией, известной своими творческими экспериментами.

Ульяновск может стать лидером в креативной сфере, приглашая проводить общероссийские мероприятия в сфере креативной экономики, выстраивая партнерства в области обмена знаниями, применяя такие современные подходы, как развитие

творческих кластеров и развитие программ творческого обучения. Все указанные мероприятия должны сопровождаться серьезными исследованиями, а также оценкой эффективности, позволяющей удостовериться в том, что проекты создают новое знание на пользу города и региона. Необходимо предпринять меры для выстраивания партнерства в рамках сети креативной экономики Европейского Союза. Также Ульяновску необходимо выстраивать связи с малыми городами и организовывать ежегодный симпозиум с их участием. Креативное агентство Тома Флеминга и Британский Совет готовы оказать содействие в подготовке рекомендаций для малых городов России.

Результат: Ульяновск признан ведущим творческим городом. Городом, который приветствует сотрудничество и новые идеи.

CIMG2136

Что можно делать уже сейчас?

А: Организовать рабочую группу, чтобы определиться с действиями на ближайшую перспективу, а также выработать стратегию на будущее и расставить приоритеты. Данный Манифест должен быть переработан в более детальный план действий для региона (что должно включать участие российских и международных экспертов в дальнейшей работе). Группа должна включать молодых творческих предпринимателей, представителей образовательной сферы, культурных менеджеров, организаторов программы «Культурная столица», а также представителей местной власти.

В: Обмен контактами между представителями творческого сектора, начало работы над базой данных, а также справочника деятелей культуры и креативных предприятий Ульяновска. Данные действия станут первым шагом к созданию всеохватывающего

справочника контактов творческого сектора, а также платформы для развития. Также необходимо внедрять современные инструменты для коммуникации, которые помогут лучше информировать аудиторию о творческих амбициях города и региона.

С: Начать работу над созданием креативного инновационного фонда. Необходимо провести ряд мероприятий, знакомящих аудиторию с творческими планами и стратегиями города. Необходимо донести до широкой аудитории важность культуры как источника жизненной энергии, а также привлечь внимание к сектору как инструменту экономического и социального развития. Все это должно быть в первую очередь нацелено на небольшие культурные организации и творческие бизнесы, а также проводиться на любых мероприятиях, объединяющих традиционные организации культуры и творческий бизнес, студентов творческих специальностей и специалистов, работающих с передовыми технологиями.

D: Начать работу над мастер-планом по развитию креативной экономики для региона. Мастер-план должен включать разделы, посвященные оценке эффективности тех или иных мероприятий, связанных с созданием кластеров, описывать роль креативных

индустрий в создании выгоды для традиционных индустрий, а также в конкретных городах (например, в Димитровграде). Ульяновску необходимо позиционировать себя в качестве ведущего креативного города России с населением до миллиона человек. Мастер-план также должен включать экспертные и технические рекомендации зарубежных специалистов.

Как сообщили в фонде, уже достигнута договоренность о создании совместной рабочей группы по реализации положений данного манифеста с участием ведущего эксперта в сфере креативных индустрий Тома Флеминга (Великобритания).

Кстати, Павел Андреев сообщил нам, что сеть креативных пространств в области будет развиваться. Так, уже творческого пространство «Квартал» презентовали в Димитровграде, где планируется создать подобный инкубатор. Есть идея создать такие пространства в новом городе и активных районных центрах.

Кроме того, в настоящее время активно обсуждается тема создания факультативных курсов на базе высших учебных заведений, ориентированных на обучение студентов творческих специальностей основам предпринимательской деятельности, вплоть до создания законченных бизнес-проектов. Наконец, будет разрабатываться программа мероприятий для творческих предпринимателей, способствующих обмену знаниями и идеями, а также обучению их специфике работы в сфере креативных индустрий.

Юлия Узрютова. Фото – фонд “Ульяновск – культурная столица”, Улград