С 11 по 13 марта в Москве проходил первый Молодёжный форум «Молодёжь России», участниками которого стали представители региональных органов власти, молодёжных организаций, всероссийских организаций, депутаты Государственной Думы РФ, члены Правительства страны. Организатором и непосредственным участником форума выступило Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь).
Работа форума состояла из двух больших блоков: организация выставка и круглые столы. На выставке были представлены некоторые регионы, в том числе Ульяновская область, университеты, федеральные молодёжные проекты и молодёжные организации.
Все участники выставки представляли себя с лучшей стороны и подготовили много раздаточного материала (привёз целую сумку). Очень интересен опыт реализации молодёжной политики в Тюменской и Архангельской областях. А вот Тула всех угощала пряниками и чаем. Атмосфера была приятная. Полезная площадка для знакомств и обмена контактами. Из всего увиденного вывод простой: где вкладывают деньги в молодёжную политику, там она и развита очень хорошо. Но если выставка радовала, то работа круглых столов вызвала спорные чувства.

Первый день был посвящен инвестициям в молодёжь, где основными направлениями обозначили молодёжное предпринимательство и волонтёрство.
Развивать молодёжное предпринимательство предложили через крупные корпорации (например, ГК РОЭЛ), производственные и сервисные франшизы, вузовские и региональные центры развития молодёжного предпринимательства, поддержку сообщества молодых предпринимателей, реализацию программы «Ты – предприниматель» и взаимодействие с Российским центром содействия молодёжному предпринимательству. Необходимые переговоры мы в Москве провели, так что надеемся наладить плодотворное сотрудничество.

Многократно отмечалось, что поддержка волонтёрства – это способ инвестирования в будущее. Особая роль волонтёрства в том, что оно возмещает дефицит социального капитала (доверия). В регионах и вузах необходимо создавать волонтёрские (ресурсные) центры, которые помогут молодёжи приобретать новые компетенции (инициативность, коммуникабельность, стрессоустойчивость и другие), а портфолио (личная книжка волонтёра) должна приниматься работодателем как преимущество при трудоустройстве.

Особое внимание было обращено на компетенции и ценности у молодёжи. Если Болонский процесс (высшая школа) в России был встречен неоднозначно и вызывал много критики, то Копенгагенский процесс (профессиональное образование) – это, что сейчас крайне необходимо, особенно в части развития отраслевых компетенций и квалификаций, систем профессиональной ориентации и консультирования, а также признания неформального обучения. Наличие компетенций – это залог успешности и меньших проблем при смене работы и в других жизненных ситуациях. Социальная ответственность, креативность, предприимчивость (готовность открыть своё дело), патриотизм – это ценности и компетенции, которые уже закладываются на уровне профессионального образования в некоторых европейских странах. В России их интеграция в обучение может иметь ещё больший эффект. Причём не только в формальное (официальное), но и неформальное образование. Стоит отметить, что неформальное образование должно включать тренинги только с проверенной результативностью.

Очень ярко выступил Сергей Гиль, который напомнил про цель молодёжной политики.
Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года).
Для самореализации необходимо 4 условия:
1. Знание о мире
2. Знание о себе и своих способностях
3. Практика использования этих знаний
4. Рефлексия (рефлексивная политика)

Выполняются ли они сейчас?
Кстати, Сергей Сергеевич Гиль раскрыл секрет многолетнего успеха телешоу Дом-2. Оказывается, что это одна из немногих программ, если не единственная, где происходит рефлексия. Участники шоу собираются вечером и всё разбирают по полкам друг с другом. Почти это же, что делают вечерами на детских и молодёжных сменах в лагерях отдыха, то, что так необходимо после сложного дня и получения новой информации. Именно поэтому детские и молодёжные смены так запоминаются участникам. Там выполняются все 4 условия.

Второй день был отдан для обсуждения финансовых инструментов для молодёжи и профориентации молодёжи.
Вновь зашёл разговор о личных компетенциях, которые требуются в 70% вакансий. Наиболее востребованные в мегаполисах: дружелюбие, стессоустойчивость, чистота русского языка и др.
Профориентационные намерения молодёжи практически не изменились за 10 лет.
Есть много интернет-ресурсов по вопросам профессионального самоопределения молодежи: мой-ориентир.рф, profedu.ru, proftime.edu.ru, psykonvoy.ru, profvibor.ru, ucheba.ru, proekt-pro.ru, myprof.ru, viro-profportal.edu.ru, art-lichnost.ru
Лучший способ узнать о профессии – это пообщаться с теми, кто уже работает. Благодаря сайту rabochee-mesto.com можно узнать о профессии от практиков.
Интересный атлас новых профессий подготовило Агентство стратегических инициатив (можно скачать на сайте asi.ru).

На третий день мы говорили уже о гражданско-патриотической работе.
Председатель Комитета по делам молодёжи и взаимодействию с общественными организациями администрации Санкт-Петербурга Александр Николаевич Пархоменко поделился тем, что каждое молодёжное мероприятие начинает с Гимна Российской Федерации. И это очень хорошая идея…
Гражданско-патриотическое воспитание – это тема большая. Например, в Санкт-Петербурге готовится программа гражданско-патриотического воспитания, которая предусматривает работу уже с детского сада, потому как ценности закладываются в раннем возрасте.
Советник Президента РФ Сергей Глазьев верно отметил, что необходима единая система координат в этой работе, а главная идея в том, что человек (гражданин) – это хозяин своей страны.

Много интересных мыслей, но не от всех. Увы, некоторые участники форума вообще не понимали как работать с молодёжью и что говорить, даже на вопросы не отвечали. Но это лишь небольшая часть. В основном собрались люди заинтересованные и желающие узнать больше для эффективной работы с молодёжью в регионах и в стране в целом.

Сейчас будем изучать эффективные практики в сфере работы с молодежью и внедрять их в деятельность Департамента молодёжной политики Министерства образования и науки Ульяновской области.

А вот и небольшой фотоотчёт:

фотография 1

фотография 2

фотография 3

фотография 4

фотография