«Ты едешь и понимаешь, что всего в полутора тысячах — Северный полюс. Можно повернуть руль влево и помчаться в его направлении. Это сносит башню. Настоящий лед северного океана». Это цитата из дневника Полярной экспедиции на внедорожнике UAZ Patriot, которая проходит в эти дни. Машины движутся к самому северному порту России – поселку Тикси, затерянному на побережье Северного Ледовитого океана. Под управлением опытного путешественника и владельца «Патриота» Алексея Тулупова (Уфа) ульяновский автомобиль преодолеет более 20 тысяч километров, в том числе по бездорожью и даже льду. И уже есть рекорд – достигнута самая северная точка этого маршрута: 73,2 градуса северной широты. По информации участников экспедиции, это самая северная точка, достигнутая когда-либо легковым автомобилем.
В экспедиции участвует серийный UAZ Patriot с бензиновым двигателем с доработками под индивидуальные потребности владельца, сообщают в пресс-службе завода. Для комфортного прохождения маршрута партнер экспедиции предоставил автономный подогреватель двигателя.
Вообще же, на УАЗе Алексей совершил уже несколько экспедиций: ТрансАзиатскую экспедицию в Тибет, Гималаи, Гиндукуш и Памир; одиночное путешествие на Тянь-Шань, в Киргизию; экспедицию в Закавказье (Дагестан, Азербайджан, Армения, Грузия), экспедицию на Полярный Урал; из Москвы до Сингапура (Китай, Тибетское нагорье, Лхаса, Юго-восточная Азия и Мыс Пиай); одиночную поездку на Кольский полуостров и в Карелию; экспедицию в Западный Казахстан на плато Устюрт и Аральское море; одиночное путешествие через Алтай, Тыву, вдоль Монголии в Хакассию и до Байкала, а также многие другие.
Мы связались с Алексеем, чтобы узнать, почему же он все же выбрал для этих целей УАЗ. На наш вопросон отвечает: «Просто нравится». Кстати, данный вопрос, видимо, настолько часто задают, что Алексей этому посвятил отдельный пост на профильном сайте, где подытоживает: «Мне нравится на нем ездить, путешествовать в нем, совершенствовать его. Мне нравится совокупность его характеристик именно за эти деньги».
Впервые в истории автомобиль пересекает Якутию по зимникам и замерзшей тундре, доходит до Юрюнг-Хая и впервые, через Таймылыр, проходит с запада к одному из самых северных портов России на Тикси. Экстремально низкие температуры и безмолвная тундра – настоящее испытание как для машины, так и для людей.
Уникальность Полярной экспедиции обусловлена сложнейшим маршрутом и экстремально климатическими условиями: Уфа — Челябинск — Курган — Омск — Новосибирск — Красноярск — Братск — Усть-Кут — Мирный — Удачный — Оленек — Сыскылах — Юрюнг-Хая — Тикси — Якутск — Тында — Иркутск — Красноярск.
Чтобы понять экстремальность затеи, достаточно ознакомиться с вводными цифрами экспедиции:
«8 тысяч километров по самой большой республике Якутии, чьи размеры лишь немного уступают Западной Европе. 12 тысяч километров зимних трасс, бездорожья и льда. 2 тысячи километров за Полярным кругом. 768 часов непрерывной работы двигателя при крайне низкой температуре. Тысячи километров по рекам, что превосходят размерами Волгу. Через Полюс Холода. – 67,8 – замерзают глазные яблоки, ни одно живое существо не способно дышать…»
Алексей сообщил нам, что данный маршрут – это очередной этап зимних экспедиций. К экспедиции тщательно готовились, естественно, не только люди, но, прежде всего, автомобили: было сделано множество технических приготовлений. В путь отправились три машины со снаряжением, оборудованием, спутниковыми антеннами, обогревателями, спальником и …33-мя колесами. Все участники экспедиции собрались в Красноярске, оттуда и отправились в дорогу.
«Потом были три дня через зимник. Все было не так, как пишут знатоки в интернете и твиттере. Зимник «упал». Броды через наледи по бампера у Медвежонка. Колея в треть колеса. 33 колеса, между прочим», – сделана запись в дневнике.
21 марта автомобили, в том числе наш «Патриот», уже в Якутии. «Всем привет! Мы взяли 73 градуса Северной широты! Было много всего. Были поломки: у УАЗа развалился кронштейн ГУРа, еще на зимниках. Мы заварили его при помощи чудного чемоданчика и высверлили обломанный болт из помпы. Мы доехали до Юрюнг-Хая. Так далеко я еще никогда не забирался. Здесь кончились зимники, и начался только лед и снег. Бескрайняя тундра. Мы вышли в нее и поехали. И взяли 73 градуса. Дальше будет еще круче. Снег, морозы и метели. Лопнувшие шланги ГУРа у Патруля, рубилово в снегах, прицеп, который в итоге пришлось отцепить от машины, пропавший КАМАЗ с топливом и много всего».
«… И мы вышли в Усть-Оленек. 100 человек, живущих на самом краю света. В Усть-Оленьке узнали, что Коля, водитель КАМАЗа с нашим топливом, был здесь ночью, и ушел в Таймалыр за запчастями. Мы стояли на краю света, на своих машинах, с остатками топлива. До Тикси было 520 километров. У меня поднялась температура. Мы решили пробиваться вперед. Аркадий с Лешкой каким то чудом нашли у местных бочку солярки, и мы, посчитав, что нам хватит, тронулись. Вышли на лед моря Лаптевых. Волшебная ночь, правда? Местами выжимали газ в пол, местами рубились через торосы. Этого не передать. Таких эмоций, наверное, больше нигде не будет».
Море Лаптевых
«Ты едешь и понимаешь, что всего в полутора тысячах — Северный полюс. Можно повернуть руль влево и помчаться в его направлении. Это сносит башню. Это было круто! Настоящий лед северного океана. Только для нас. И даже погода подарила нам сказочный день».
«Сейчас мы где-то между Усть-Оленьком и Тикси. Где-то впереди ничуть не легче. Но мы горим желанием дойти. Да и назад уже некуда. И не на что, топливо у всех на исходе. Но всяко, будет классно. З.Ы. Машина ведет себя хорошо. Кроме холостых, которые все также плавают и иногда она глохнет. Кроме лопнувшего кронштейна ГУРа пока все ок».
«Я стоял здесь. Вряд ли это можно будет забыть. Холодный лед, уходящий вдаль. Это далось нам тяжело. Почти сутки мы просидели на охотничьей базе в ожидании КАМАЗа с топливом. А он не приехал. Пришло лишь известие, что КАМАЗ сломался. И с известием — бочка бензина. А дальше была трудная ночь. Лешкин Патруль залили какой-то черной вонючей солярой, из стоящего здесь уже год мертвого КАМАЗа. Я разлил все по канистрам и бакам, и мы тронулись».
Северное сияние
Сейчас участники экспедиции находятся во второй по величине в мире речной дельте -дельте реки Лена, примерно в 165 километрах одного из самых северных портов России-Тикси.
Лена
«Прошли сегодня от вчерашней ночевки около 70 км по морю Лаптевых до самого устья Лены. Сначала был глубокий и мягкий снег: было довольно сложно идти, и несколько раз даже подтягивались лебедками… Когда же вошли в дельту Лены-здесь весь снег выдуло до абсолютно чистейшего и прозрачного льда: очень красиво..! Видно насквозь на всю толщину ледяного покрова, а она здесь, по замерам полярников, из Усть-Оленька составляет 1,8 метра! Так что ехать можно хоть на паровозе. Самое интересное, что ни колеса, ни ботинки на этом чистейшем зеркальном льду абсолютно не скользят! А вот если есть хотя бы немного снежной крошки-подошвы и наши, и автомобильные сразу превращаются в коньки.
“Патриот” и Море Лаптевых
Как только вошли в устье реки – сразу включили повышенные передачи. Если погода не подкачает, а русло останется свободным от снежных наносов, теоретически, мы сможем прибыть завтра в Тикси. Топлива за сегодняшний день потратили не много-режим был относительно экономный. Теперь до Тикси топлива нам гарантированно хватит.
Полярная станция “Остров Самойловский”
А сейчас мы встаем на ночевку. Над нами чистое небо, очень звездные ночи и уже зажглась Венера. Здесь начинаются белые ночи с нереально красивыми закатами с бордовыми отблесками на полгоризонта! Солнце село час назад, а можно книгу на улице без фонарика читать. Сейчас -21. Второй день подряд наблюдаем фантастические и красивые полярные сияния.
Кстати говоря, до Северного полюса от нашей отметки 73,2 градуса нам примерно 1,5 тыс км, а до Якутска-все 2,5! То есть Северный полюс к нам гораааздо ближе».
Интересно
В 2012 году в степях Казахстана УАЗ “Патриот” Алексея Тулупова, идейного вдохновителя экспедиции на автомобилях в Среднюю Азию, вынуждена была вернуться домой: УАЗ полностью сгорел. Видео горящего автомобиля облетело весь Интернет. УАЗ после этого инцидента помог с эвакуацией сгоревшего авто на завод для проведения экспертизы, а также предоставил путешественнику новый автомобиль.
Юлия Узрютова. Использованы материалы и фото Алексея Тулупова, Аркадия Колодкина, фото Андрея Феткулина, Романа Княжевича. За экспедицией можно следить здесь www.facebook.com/Yakutia