Сам он с Урала, но в Ульяновск, где живет уже больше 30 лет, приехал транзитом через… Киев. Теперь многие знают его как детского тренера по футболу. Но его настоящая спортивная любовь – хоккей с шайбой. Владимир КАРАГАЕВ в день своего 65-летия вспоминает, как играл против Харламова, Мальцева, Третьяка и других легенд отечественного хоккея.
– В свердловском городке Серов, откуда я родом, хоккей с шайбой – не вид спорта, а религия, – говорит юбиляр. – Занимался я с детства, в 16 лет попал в команду мастеров «Металлург». Мы тогда играли во второй лиге союзного чемпионата. Никогда не забуду, как в 1966-м наш город принимал переходный турнир за право играть в классе «А» второй лиги. И как наша команда выиграла те соревнования.
– Говорят, и «Легенда №17» тогда на площадку выходил….
– Не в финальном турнире. С чебаркульской «Звездой» мы по ходу регулярного чемпионата встречались. Это было как раз то время, когда Валеру Харламова и Сашу Гусева великий Тарасов в ссылку сослал. Эта парочка, по сути, и делала результат. Гусев всегда играл с поднятой головой. Харламов же постоянно искал свободную зону. И как только ворвется в нее, следует молниеносный пас. Если Харламов получает шайбу, считай, дело сделано. Играть против него было невозможно! Кроме «Легенды № 17» за «Звезду» тогда играл старший брат Сергея Макарова Николай и нынешний тренер омского «Авангарда» Валерий Белоусов.
– С кем из легендарных еще довелось встречаться на площадке?
– С Александром Мальцевым. Это как раз на финальном турнире команд класса «Б» второй лиги 1965 года. Если мне не изменяет память, то этот легендарный нападающий советского хоккея выступал за команду из Кирово-Чепецка «Олимпию». Он тогда еще молодым был. Но уже в то время его очень высоко ценили. Запомнилось, как ветераны его команды оберегали от соперников. Не дай бог против него силовой прием применить! Тут же в ответ можно было получить сдачу. Да такую, что мало не покажется!
– Но ведь второй лигой союзного чемпионата вы не ограничились?!
– Да, пару лет выступал в Высшей лиге союзного чемпионата за свердловский «Автомобилист». Незабываемые были годы! Против ЦСКА играл, против «Динамо», «Крылышек»… Кстати, Харламов к тому времени настоящей звездой стал. Выступал в тройке вместе с Михайловым и Петровым! ЦСКА приезжал к нам самым боевым составом с Третьяком в воротах! Подробности тех встреч уже стерлись в памяти. Осталось только то, как трудно было играть против сборников. Выходили на площадку без робости, но на очки не претендовали вообще. Большой удачей считалось, если за матч пару шайб забьем при шести-семи пропущенных.
– А еще это было время первой суперсерии сборной СССР против канадцев…
– Да, но для меня 1972 год стал роковым. В декабре, когда в чемпионате был перерыв на турнир «Известий», команды типа нашего «Автомобилиста» проводили товарищеские встречи. Нам выпало играть со «Слованом» из Братиславы. И вот первый матч в Свердловске. Чешский хоккеист летит на меня с силовым приемом. Мне бы шлагбаум из клюшки поставить! Но я подумал, что так могу сопернику травму нанести. Вот и убрал клюшку, а он мне в руку въехал – боль адская! Продолжить игру я, конечно, не смог. И в Братиславу на ответный матч не полетел. Врачи сначала про вывих говорили, а я две недели из-за боли спать не мог. Только потом после очередного рентгена определили перелом. Да такой сложный, что лечиться пришлось больше полугода. Кости срослись, но вот работать, как прежде, рука уже не могла… Так и завершилась моя карьера.
– Неужели никогда больше клюшку не довелось в руки брать?
– Почему же. В начале 80-х играл за заводскую команду в Киеве, когда работал на местном авиазаводе плавильщиком.
– А когда ж вы эту профессию освоили?
– Это еще в Серове было. Ведь все мы, хоккеисты, были устроены на заводе. Кстати, зарабатывали тогда приличные деньги. Моим родителям за моей зарплатой было не угнаться. Но, кроме того, я в техникуме учился. Вот тогда и выучился на литейщика. Когда в 1972-м случилась злополучная травма, я и пошел работать по профессии.
– Вы в Ульяновске с начала 80-х. Не пытались здесь мальчишек хоккеем с шайбой заразить?
– Было желание раньше. До конца 80-х в Заволжье даже секцию вел среди пацанов. Но не приживется в Ульяновске хоккей с шайбой. По крайней мере, на моем веку. Слишком большие корни здесь пустил хоккей с мячом. Поймите, хоккей с шайбой – очень дорогой вид спорта. Амуниция, инвентарь больших денег стоят. Хоккей с мячом в этом плане более доступен.
– По вашей подтянутой фигуре и не скажешь, что уже 65 стукнуло. В Ночную хоккейную лигу, что набирает популярность, не пытались пойти?
– Звал меня туда мой давнишний друг Саша Кулаев. Мы, кстати, с ним в конце 80-х шайбовую секцию на одном из школьных стадионов вели. Но я ему теперь отказом ответил. Играть на хорошем уровне, наверное, уже не смогу. А стоять на площадке и занимать чье-то место – не в моих правилах.
– На пенсию не собираетесь?
– А я уже на пенсии. Но продолжаю работать детским футбольным тренером на стадионе «Старт». Правда, в следующем году планирую завершить свою тренерскую карьеру. Вот выпущу мальчишек 98-го рода рождения – и на заслуженный отдых. Буду внучке Стефании больше внимания уделять. Ей сейчас уже десять лет.
– Когда последний раз на коньки вставали?
– А вот зимой и вставал. Как раз со Стефанией на каток и ходили.