По городу ползут слухи о нестабильной ситуации на одном из градообразующих предприятий Ульяновской области – Ульяновском автомобильном заводе. До сих пор завод то работает, то стоит. При этом итоги работы завода за 2013 год не внушают большого оптимизма. Мы выяснили, что завод собираются спасать от самого завода.

IMG_5482

Неполный труд и неполный спрос

В конце прошлого года работников УАЗа предупредили о введении на заводе режима неполного рабочего времени, который ввели спустя 2 месяца, то есть уже в этом году. Вынужденная мера была принята из-за падения объемов производства во избежание массового сокращения людей. К слову, если производственная мощность завода составляет 110 тысяч машин в год, то сейчас она упала до 55 тысяч машин в год, что на сегодняшний день соответствует реальному спросу на продукцию.

«С февраля по май, точнее по 12 мая завод переведен на режим неполного рабочего времени. Такая практика существует с июля-августа прошлого года. Мы решили, что целесообразнее неделю-две простоять, а 2-3 недели работать в полную силу, нежели вводить укороченный рабочий день или неполную рабочую неделю. За это время люди могут где-то подработать, а другие отгулять положенный отпуск. Собственно, часть людей так и сделала. Кроме того это удобно и для завода, можно заниматься какими-то инфраструктурными проектами, например. Увольнения есть, они всегда будут, а сокращений у нас не было ни одного. Модернизация идет, сейчас работаем всем заводом», – пояснил руководитель пресс-службы УАЗа Александр Лагунов.

Простой на заводе теперь случается раз в месяц, Так было в феврале и марте и, скорее всего, следующий период отдыха будет ожидать работников завода в конце апреля, если, конечно, ничего не изменится в лучшую сторону.

По словам Лагунова, завод планирует выйти на прежний график работы с июня. Может быть руководство завода надеется, что к этому времени спрос вырастет до докризисных показателей, и работа завода войдет в привычное русло?

Невеселые перспективы

Согласно последней опубликованной отчетности предприятия за 4 квартал прошлого года, капитализация завода снизилась на сумму около миллиарда рублей, а уровень продаж в разных сегментах упал на 5-15%. Согласно прогнозам агентства “Автостат”, в нынешнем году тенденция продолжится. По оценке аналитиков автомобильного рынка, продажи в сегменте недорогих внедорожников в 2014 году могут составить лишь 75% от продаж 2012 года. Помимо спада внутреннего спроса, в качестве основных рисков для УАЗа отмечаются также трудность поддержания выросшей в 2013 году экспортной программы предприятия на достигнутом уровне, а также рост цен на сырье и материалы. Согласно аналитическому отчету за 4 квартал 2013 года, бороться с этим предприятие планирует за счет заключения с поставщиками сырья и комплектующих долгосрочных контрактов в фиксированных ценах. Но пока, судя по данным аналитиков за первые два месяца нынешнего года, ситуацию со сбытом нормализовать не удается — спрос на недорогие внедорожники в начале года упал по сравнению с началом 2013 года почти на треть. Не помогло ни введение новых люксовых комплектаций, ни серьезные скидки ряда дилеров на непроданные УАЗы 2013 года выпуска.

Нам удалось связаться с одним из дилеров ульяновского автозавода в Москве. Представитель отдела продаж компании подтвердил оценки аналитиков и добавил, что сомневается в том, что спрос на продукцию завода вырастет к началу лета. «Распродать бы к этому времени то, что планировали реализовать в начале года» – отметил наш собеседник.

Кроме того, сомнения вызывают и планы по заключению долгосрочных контрактов с поставщиками комплектующих. По оценкам наших коллег из газеты «АвтоРевю» к настоящему моменту доля импортных комплектующих в производстве наиболее ликвидной модели завода — джипа Patriot – составляет более 50%. В связи с недавними событиями и ухудшением кредитных рейтингов России, надеяться на долгосрочные контракты с этими поставщиками вряд ли будет верной стратегией. Очевидно, что это отлично понимают и в руководстве завода. Следовательно, план спасения завода будет другим. Каким?

План спасения завода от завода

План спасения завода, рассчитанный на срок до 2020 года, был представлен генеральным директором «УАЗа» Вадимом Швецовым на заседании Совета по модернизации экономики Ульяновской области еще в феврале.

План прост — сократить территорию завода в шесть раз — с 313 до 50,2 Га. Остальную территорию планируется разбить на пять зон. Одну хотят отдать по строительство нового микрорайона. Вторую — под общественно- деловую застройку. При этом под бизнес-центр хотят отдать и здание заводоуправления. Как нам сообщили в министерстве экономики области, к настоящему моменту здание уже освобождается. Третью зону планируется использовать под дочерние производства, четвертую — под склады, а пятую — оставить в резерве.

Определенная логика в этом есть. Для того, чтобы понять насколько неэффективно используются площади, достаточно просто пройти по территории завода. Наверняка на глаза попадется внутризаводской транспорт с кузовами УАЗов, которые везет их из одного цеха в другой. Корпуса действительно разбросаны очень сильно, и о компактном производстве остается только мечтать.

Кроме того, УАЗ неизбежно должен будет превратиться в типичное сборочное производство. Согласно озвученным в конце прошлого года планам, устаревший Hunter планируется снять с производства уже в 2015 году, а упор делать на сборку автомобилей «партнеров». На базе автомобилей этих партнеров планируется разработать и новый Patriot. При этом, как было объявлено на заседании Совета, оптимизированное производство сможет осуществлять сборку по полному циклу до 100 тысяч автомобилей в год.

Сейчас на УАЗе работает 9288 человек. При планах производства на 2014 год в 53 тысячи автомобилей, получается, что на одного работника в год будет приходится лишь 5 с небольшим автомобилей. Цифра по мировым меркам смешная, и в случае организации на УАЗе полноценной сборки иномарок, явно неприемлемая. А это означает, что в случае реализации плана «Соллерса», сокращения на производстве неизбежны. А как же риторика о создании за счет реализации проекта нескольких тысяч новых рабочих мест? Ответ прост — эти рабочие места не будут никак связаны с производством автомобилей. Скорее речь идет о строителях, работниках складов, ОООшек в бизнес-центрах и т.д. Но удастся ли реализовать грандиозный план?

Деньги

Объем инвестиций в грандиозный проект переустройства УАЗа оценивается в 24 млрд. рублей. Деньги планировалось изыскивать из разных источников. Часть средств должен был предоставить «Соллерс», часть инвестировать некие «российские бизнесы, японцы и корейцы», а налаживание транспортной инфраструктуры на освобожденных заводом площадках должен был взять на себя город. Но, судя по всему, все эти планы пока откладываются. Как сообщил нам на условиях анонимности один из руководителей подразделения завода, «все масштабные планы пока останутся лишь на бумаге». В этом году дело ограничится сдачей лишних площадей в аренду, а, по словам нашего собеседника, «до дела если дойдет, то только года через два».

Косвенно это подтверждается и тем, что грандиозные планы перекройки площадей завода не нашли своего отражения в проекте изменений в городские правила землепользования и застройки, а также в городских целевых программах по дорожному строительству и благоустройству.