Недавно в здании областного Правительства состоялось расширенное заседание коллегии регионального Департамента госимущества и земельных отношений.
В этой встрече участвовали в основном специалисты – в частности, руководители районных комитетов по управлению муниципальным имуществом. Однако ряд обсуждавшихся вопросов носил более широкий характер и был любопытен не только для экспертов. О них – о проблемах, затрагивающих интересы многих ульяновцев, и пойдет речь ниже.

Сколько стоит все?
По словам директора упомянутого Департамента Сергея Мишина, балансовая стоимость всего движимого и недвижимого имущества, находящегося в областной собственности, – 135 миллиардов рублей. Имеется в виду то имущество, которое включено в реестр госсобственности нашего региона.
– Составление данного реестра очень значимо для нас, поскольку без него невозможно эффективное управление имуществом.
Приведу такой пример: только за 2013 год в реестр было добавлено более 550 объектов. Это связано с мероприятиями по разграничению собственности земельных участков, а также с включением в реестр ранее не учтенных и поступивших в областную собственность объектов недвижимого имущества. Одна только актуализация кадастровой стоимости земельных участков (то есть приведение этой стоимости в соответствие с современными условиями) позволила увеличить ежегодные поступления средств в региональный бюджет на 2,5 млн. рублей, – сообщил Мишин.
Составление указанного реестра, а также полную инвентаризацию недвижимого имущества, относящегося к областной собственности, руководитель Департамента пообещал осуществить уже в 2015 году.
– К примеру, уточнение сведений о 600 тысячах земельных участков позволило выявить, что информация о 40 тысячах участков недостоверна. Исправление этих данных должно привлечь в муниципальные бюджеты нашего региона дополнительно около 20 миллионов рублей (благодаря налогу на землю), – пояснил выступающий.

Не верь глазам своим
Потрясающие примеры того, насколько важна работа по уточ-нению сведении и инвентаризации облимущества, привел уже другой участник встречи – председатель региональной Счетной палаты Игорь Егоров.
– Когда наши контролеры выезжают непосредственно на место, нередко мы сталкиваемся с тем, что сведения о конкретном объекте, мягко говоря, не соответствуют реальному положению дел. Приведу несколько примеров: вот как в настоящий момент выглядит «склад ядохимикатов» в поселке Вешкайма на улице Лесхозной, – Егоров демонстрирует на слайде фотографию остова некоего здания.
– А вот это – «цех по переработке дерева» в поселке Шарлово того же Вешкаймского района, – на снимке заросли кустов и остатки бывшей постройки. – Вот еще – «магазин» в Мелекесском районе и «автозаправка» в поселке Тереньга, – на фото – снова заросли и развалины.
– В подобном состоянии находится значительное количество объектов недвижимости, закрепленных на праве хозяйственного ведения за ОГУП «Имущество». Как говорят сотрудники данного учреждения, реальная оценка состояния этих объектов производится лишь при наличии потенциальных покупателей, -уверяет председатель Счетной палаты.

Далеко от совершенства
Вообще, по словам Сергея Мишина, только за прошлый год доходы от управления муниципальным имуществом составили 1,3 млрд. рублей. Всего же «по линии ведомства» в региональный бюджет в 2013 году поступило 2,4 млрд. рублей, а в местные бюджеты – 2,3 млрд. рублей.
Тем не менее управление облимуществом в настоящее время еще далеко от совершенства. Игорь Егоров и здесь привел несколько впечатляющих образчиков.
– С неэффективным использованием имущества мы встречаемся сплошь и рядом. Так, в настоящий момент происходит проверка ульяновского центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства. К этой организации относится 9 гаражей, при этом в одном из них контролеры обнаружили склад, в двух – личные автомобили сотрудников (без документов на право аренды), еще в одном – служебную машину, а остальные пять – просто пустуют. Обратите внимание, что эти гаражи, находящиеся в облсобственности, располагаются в центре Ульяновска. Неужели им бы не нашлось более достойного применения? – разводит руками докладчик.
По информации Сергея Мишина, в достаточно серьезной перестройке нуждается и деятельность областных предприятий, а также акционерных обществ, держателями акций которых является область.
– Совокупная выручка акционерных обществ за 9 месяцев 2013 года составила более 2 млрд. рублей, выручка областных предприятий – 224 млн. рублей. При этом действующими на настоящий момент являются 16 предприятий и 31 ОАО, остальные находятся в стадии банкротства либо уже не функционируют. Сейчас принято решение о ликвидации 11 областных предприятий и о реорганизации двух предприятии в общества с ограниченной ответственностью. Нужно подчеркнуть, что до сих пор отсутствуют стратегические решения в отношении всех предприятий об их дальнейшем развитии, – заявил Мишин.
Один из шагов повышения эффективности управления – внедрение в органы управления и контроля госкомпаний профессиональных директоров и независимых экспертов.
– Уже до 15 апреля этого года планируется разработать новый порядок работы представителей интересов госсовета директоров акционерных обществ. Он предусматривает механизмы повышения личной ответственности членов совета директоров акционерных обществ за принимаемые решения. Надеемся, что такое нововведение изменит привычную ситуацию, когда некая директива выписывается Департаментом госимущества, и все члены советов директоров единогласно голосуют за нее, не думая и не понимая, зачем они вообще это делают, – считает Мишин.

Не сеешь, не пашешь? Верни землю!
Руководитель Департамента рассказал еще об одном любопытном новшестве в управлении имуществом, правда, речь в данном случае идет уже не об областной собственности, а о таком стратегическом для всего региона ресурсе, как сельхозземли.
– В соответствии с законом об обороте земель сельхозназначения, Департаментом госимущества у собственников по решению суда уже изъято 4 земельных участка общей площадью 68 гектаров – в связи с их ненадлежащим использованием, – проинформировал Мишин.
Иными словами, если ваша земля, годная для посевных работ, не используется для указанных целей, а то и вовсе заросла бурьяном, есть все шансы, что она от вас просто «уплывет».
– В феврале 2014 года мы одни из первых в Приволжском федеральном округе провели публичные торги по продаже двух изъятых земельных участков. По результатам данных торгов определился победитель, который и приобрел участки. В итоге бывший собственник получит сумму, которая была выручена при продаже, – естественно, за вычетом тех денег, которые мы потратили на оценку и проведение торгов, – сказал выступающий.
Поднятую тему снова заострил председатель Счетной палаты.
– Всем понятно, что вовлечение в оборот сельхозземель, которые в настоящий момент используются не по назначению, – это дополнительные сотни тысяч рублей в бюджет. Однако сейчас ситуация такова: мы проверяем район за районом – и ни в одном из них не принята соответствующая муниципальная программа. Мало того – муниципальные чиновники глубоко уверены, что такая работа бесполезна и трудоемка. Убедить в обратном мы их так и не смогли. А ведь во многих других регионах России аналогичные программы эффективно работают, – посетовал Егоров.

Некому управлять
Кстати, в связи с темой «бесхозных» сельхозземель была затронута и еще одна серьезная проблема.
По мнению Сергей Мишина, одна из причин сложившейся непростои ситуации заключается в том, что нередко «на местах» просто некому эффективно управлять имуществом.
– В муниципальных районных комитетах по имуществу в настоящее время нередко работают один-два человека, которые объективно не могут справиться со всем объемом работы. На мой взгляд, единственный возможный выход здесь – разработка соответствующих муниципальных программ и активное использование судебного опыта нашего Департамента – в частности, по решению вопроса, связанного с изъятием сельхозземель, – заключил выступающий.
Евгений Нувитов