27 марта в Ульяновске прошло выездное заседание «круглого стола», организованного Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию совместно с Законодательным Собранием Ульяновской области. Мероприятие открылось пленарным заседанием, в работе которого приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, представитель Губернатора Ульяновской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Геннадий Савинов, представители федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти 30 субъектов Российской Федерации, депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области.
Темой для обсуждения стало правовое регулирование взаимодействия муниципальной системы образования с организациями культуры, спорта, здравоохранения, опеки и попечительства по вопросам образования и социализации детей.
Открыл заседание Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Он рассказал об опыте Ульяновской области в реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и мерах, направленных на внедрение новых форм обучения. В частности, было отмечено, что более 100 школ Ульяновской области оснащены комплектами оборудования для дистанционного образования, в регионе создан крупнейший библиотечный центр электронного образовательного контента. В сфере дополнительного образования область делает ставку на сеть академий, которые позволяют школьникам не только развивать творческий потенциал, но и получать первые профессиональные навыки. В Ульяновске уже действуют правовая, медицинская, ядерная, авиационная академии, которые стали примером эффективного частно-государственного партнерства, в реализации этих проектов участвуют 70 предприятий. На базе образовательных учреждений созданы 48 социокультурных центров – по пути создания МФЦ пошли многие передовые школы. Сергей Морозов также выступил с предложением использовать муниципальные и государственные объекты спорта для уроков физкультуры на безвозмездной основе.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Ирина Мануйлова отметила, что Ульяновская область была выбрана площадкой для обсуждения не случайно. Наработанный регионом опыт достоин быть представленным на всероссийском уровне.
– Вопросы развития и социализации ребенка не могут быть отданы на откуп только системе образования. Здравоохранение, культура, спорт также должны участвовать в комплексном процессе воспитания. Нам необходимо оценить наиболее распространенные, привычные практики взаимодействия и посмотреть, что нужно доработать в связи с принятием нового федерального закона об образовании. Этот закон вводит понятие сетевого взаимодействия, однако практики еще недостаточно, поэтому очень важно изучить положительные примеры и варианты, которые уже опробованы и принесли определенный результат, – считает Ирина Мануйлова
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Павел Сергоманов пояснил, что сетевое взаимодействие подразумевает возможность освоения учащимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, чтобы предоставить молодым людям возможность реализовать свои индивидуальные потребности.
Павел Сергоманов также информировал участников заседания о том, что на федеральном уровне разработана комплексная программа совершенствования кадров, которая включает в себя профессиональные стандарты, модернизацию педагогического образования, новую систему оплаты труда на основании эффективных контрактов, а также мероприятия по повышению престижа педагогических профессий.
Заместитель Председателя Законодательного Собрания Ульяновской области, председатель комитета по социальной политике Игорь Тихонов в своем выступлении отметил, что законодательные органы власти как на федеральном, так и на региональном уровне могут стать объединяющим началом и одновременно регулировщиком интересов отраслевых ведомств. В качестве положительного примера он назвал недавнее переформатирование организации летней оздоровительной кампании для детей, когда необходимо было одновременно учесть возможности и системы образования, и здравоохранения.
– Стратегическая задача, которую мы сегодня ставим перед собой – это привлечение кадров во все сферы социальной жизни, в первую очередь, в педагогику и здравоохранение. В Ульяновской области сформирован пакет мер по привлечению кадров и созданию для них оптимальных условий. В то же время мы видим, что одних организационных мер для решения данной проблемы категорически недостаточно. Нам необходима правовая, нормативная поддержка, и я очень рад, что первыми об этом заговорили представители системы образования, поскольку именно она является ядром социальной сферы, формирует главные стратегические задачи развития всех остальных отраслей. Цели, которые перед нами стоят, требуют усиления межведомственной координации. Надеюсь, что результатом нашей совместной работы будет выработка общих подходов и представлений о том, как эту систему взаимодействия выстроить, – резюмировал Игорь Тихонов.
В целом все выступающие сошлись во мнении, что сложившаяся практика решения межведомственных вопросов обязательно должна быть подкреплена нормативно-правовой базой. Из-за недостаточного законодательного обеспечения нередко возникают сложности. К примеру, не определены источники финансирования внеурочной деятельности и дополнительного образования с привлечением сторонних организаций и исполнителей. В случае межотраслевого взаимодействия не урегулирован вопрос об интерпретации и ответственности за результаты. Отсутствует и механизм финансового взаимозачета между учреждениями, реализующими один проект. Также перед учреждениями образования стоят вопросы о необходимости гибкой адаптации в связи с изменениями в демографии, выравнивания качества образования и развития инфраструктуры с учетом его транспортной доступности в сельских населенных пунктах.
По окончании пленарного заседания обсуждение поднятых вопросов продолжилось в рамках трех секций: «Организация межведомственного взаимодействия органов образования, здравоохранения и спорта»; «Взаимодействие органов образования и опеки и попечительства»; «Взаимодействие органов образования с организациями культуры».