На Улпрессе появилась статья Бориса Егорова про закон о социальном питании. На самом деле, тема интересная. Мы ее тоже освещали в предыдущих публикациях с разных точек зрения. С учетом того, что над законом еще продолжают работать, понятно, что домыслов и предположений вокруг этой темы на сегодняшний день много, многие из которых слабо соотносятся с действительностью.
Как я понимаю, Егоров анализировал текст закона в его первоначальном виде. С тех пор уже прошло не одно совещание и в Правительстве, и в Законодательном Собрании и текст закона постепенно претерпевает изменения. На некоторых их них присутствовал лично. Также вносятся и изменения в ряд федеральных законов, которые могут изменить правила игры на рынке социального питания. Хотелось бы высказать свое мнение по основным посылам автора.
Пункт 1. «Министерство сельского хозяйства региона получает просто мегаполномочия по определению стандарта стоимости социального питания, и других характеристик (утверждение примерного меню, требований к качеству продукции и т.п.)».
Задача Министерства в рамках принятого стандарта (который, как я понимаю, будет приниматься постановлением Правительства Ульяновской области) определить стоимость продуктового набора, чтобы не было историй с явными завышениями стоимости закупаемых продуктов, о чем писала и улпресса, и мы. Что, несомненно, является плюсом.
Также Егоров задается вопросом «А что на федеральном уровне всякие Роспотребнадзоры, Институты питания при РАН и прочие органы до сих пор не утверждали неких стандартов (рекомендаций) к меню школьного питания и прочим параметрам?». Рекомендаций на федеральном уровне просто тьма, все они изложены в разных документах, а поэтому, в принципе, никем не соблюдаются. Поэтому задача регионального стандарта – свести все требования в единый список, что позволит требовать соблюдения каждым учреждением, и не писать меню, исходя из экономической ситуации. Поэтому вполне в полномочиях Минсельхоза рекомендовать цены, исходя из анализа ситуации на рынке. Рекомендовать именно заказчику, что часто сейчас уже делается при составлении конкурсных документаций. На совещаниях от Минсельхоза неоднократно звучал, как пример, что если заказчик рассчитывает на конкурс сливочное масло по 100 руб/кг, то изначально понятно, что ничего, кроме пальмового жира в нем не будет. И рекомендации Минсельхоза будут звучать именно в этом ключе, а дальше поставщики продукции будут предлагать свою цену.
По второму пункту. Социальное питание – это не только школы, но и детские сады, и больницы. Родители в садах и в школах платят за продукты питания самостоятельно. Задача образовательной организации, согласно федеральному закону, из этих продуктов приготовить еду и довести до воспитанников. Поэтому образовательные учреждения, да и медицинские тоже, должны нести затраты на содержание помещений (коммуналка и т.д.) и оплачивать работу поваров. Работу поваров они могут передать на аутсорсинг, как это и происходит в случаях с муниципальными или частными комбинатами питания. Для того, чтобы соблюсти интересы родителей, и те в свою очередь находились в позиции заказчика, которые требуют с тех, кто осуществляет питание, качества, операторы обязаны заключить с ними договор. При этом как раз и будут соблюдаться интересы законных представителей обучающихся. А в учреждениях здравоохранения пока такой механизм невозможен, потому что деньги на питание приходят в общих затратах из фонда ОМС. Но и там стандарт, на мой взгляд, весьма пригодится, чтобы меню под каждую диету не составлялось главврачом исходя из того, сколько у него есть денег, а соответствовало всем федеральным нормам. Поэтому, как мне кажется, основная противодействующая сторона для этого закона, это лобби поставщиков, которым выгоднее «впарить» продукты подороже, а там – приготовят из них качественный обед, или они сгниют на складах, никого не волнует.