21 апреля в Малом зале Законодательного Собрания состоялось совещание комитета по социальной политике с участием Председателя областного парламента Анатолия Бакаева, на котором были рассмотрены вопросы реорганизации сети образовательных организаций в 2014 году. Провел совещание председатель комитета, заместитель Председателя Законодательного Собрания Игорь Тихонов.

В обсуждении также приняли участие заместитель Председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по бюджету и экономической политике Алсу Балакишиева, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества Василий Гвоздев, председатель комитета по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Виктор Антипов, депутаты Галина Федорова, Лидия Жуковская-Латышева, Ростислав Эдварс, Алексей Куринный, Дмитрий Грачев, Айрат Гибатдинов, Андрей Шадышков, Николай Ваганов и Вадим Мартынов, уполномоченная по правам ребенка Людмила Хижняк, а также представители педагогических коллективов и родители.

Министерство образования и науки региона представляла заместитель министра Наталья Семенова. Она пояснила, что план по реорганизации школ составлен с учетом предложений глав администраций районов и направлен, в первую очередь, на повышение доступности качественного образования. Это требование выходит на первый план в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты. Кроме того, изменения в подведомственной сети связаны с меняющейся демографической ситуацией и снижением числа учеников в отдельных школах. Так, в 2013 году из-за отсутствия детей были закрыты школы в трех муниципальных образованиях.

Однако не всегда планы исполнительных органов власти находят понимание у жителей. Родители и педагоги направляют на имя депутатов Законодательного Собрания обращения, в которых просят защитить их интересы.

Так, жители в селах Новый Белый Яр, Старый Белый Яр и Суходол Чердаклинского района возражают против слияния школ в их населенных пунктах в одно образовательное учреждение. Депутат от округа Николай Ваганов пояснил, что все школы примерно равны и по составу учащихся, и по качеству образования, и по материально-техническому оснащению, поэтому ни одно учреждение не готово стать филиалом, и обстановка накаляется с каждым днем.

Не удовлетворены решением о реорганизации в селах Зеленец и Большая Борла Тереньгульского района, селах Барышская Слобода Сурского района и Чирикеево Майнского района. Под вопросом – судьба Барановской школы-интерната в Николаевском районе.

– Ситуация действительно сложная, но работа, которую мы сегодня начинаем, для нас не нова. В большинстве районов области аналогичный путь пройден несколько лет назад. Как показала практика, при принятии таких решений очень важно все правильно просчитать и обсудить с населением и педагогическими коллективами, чтобы не было недопонимания ситуации, – открыл дискуссию Игорь Тихонов.

Сейчас в каждом муниципальном образовании созданы комиссии по оценке последствий реорганизаций школ, свои рекомендации к местным органам исполнительной власти готовит Министерство образования и науки Ульяновской области. Однако, по словам Натальи Семеновой, в муниципалитетах не всегда к ним прислушиваются. Такая несогласованность действий часто ведет к негативной реакции.

Впрочем, у депутатов областного парламента также возникли вопросы и к составу комиссий, и к их работе по информированию населения.

– Часто слышу от своих избирателей, что школу закрывают, чтобы сэкономить деньги. Мы сегодня не о деньгах должны говорить, потому что никогда ребенок не должен оцениваться в рублях, а о том, чтобы полученное образование дало возможность школьникам продолжить свое обучение в вузах. Вопросы реорганизации должны прорабатываться как минимум год, чтобы дать возможность ученикам принять решение, где они хотят учиться дальше, а родителям – оценить свои ресурсы. Принимать такие решения в разгар учебного года нельзя, – отметила Алсу Балакишиева.

Недоумение депутатов также вызвали планы по реорганизации национальных школ, поскольку ранее была достигнута принципиальная договоренность о сохранении их автономности.

Особняком стоят вопросы реорганизации Барановской школы-интерната в Николаевском районе и школы-интерната № 18 (восьмого вида) в Ульяновске. По мнению Василия Гвоздева, из-за особенностей учеников этих школ смена стен, изменение транспортных маршрутов могут привести к тому, что дети в принципе перестанут посещать учебные заведения, поэтому подходить к решению этих вопросов надо «в ручном режиме». Председатель родительского комитета школы-интерната № 18 (восьмого вида) Анастасия Анашкина попросила сохранить интернат, который предоставляет особые условия для обучения уже 50 лет и зарекомендовал себя как одно из лучших коррекционных учебных заведений.

Как бы то ни было, реорганизация школ имеет под собой веские основания. С переходом на подушевое финансирование невозможно обеспечить достойную заработную плату учителям в школе с 5-7 учениками, а, следовательно, и хорошее качество образования. Высвободившиеся ресурсы могли бы быть потрачены на приобретение учебников, оборудования и обучающих программ для «сильных» школ.

– Мы прекрасно понимаем, что реструктуризация необходима, но давайте не будем спешить и еще раз посчитаем все плюсы и минусы. Школа – это единственный центр духовной культуры в селе, вокруг которого вращается жизнь молодежи. Во главу угла мы обязаны ставить интересы детей, – отметил Председатель Законодательного Собрания Анатолий Бакаев.

Выслушав позиции всех заинтересованных сторон, депутаты предложили приостановить принятые на уровне муниципалитетов решения до того момента, пока по каждой школе не будет выработано единое, устраивающее всех решение.

Комплексным анализом ситуации с непосредственным выездом на места займутся рабочие группы, в состав которых войдут депутаты Законодательного Собрания от округа, представители профильного комитета и министерства образования и науки, уполномоченный по правам ребенка, депутаты Совета депутатов муниципального образования, родители и педагоги.

– В каждом случае ситуация уникальна и требует тщательного изучения социально-экономического и демографического положения села, анализа перспектив методического развития, качественного состава педагогов их уровня нагрузки и подготовки. Нельзя забывать и о состоянии дорог, ситуации с общественным и специальным транспортом. Только взвесив все «за» и «против» можно делать выводы о целесообразности реструктуризации в каждом конкретном случае, – подытожил Игорь Тихонов.