2 апреля на ульяновском авиастроительном заводе прошло расширенное заседание Временной комиссии СФ по мониторингу участия России в ВТО и Таможенном союзе.

В заседании приняли участие представители федеральных органов власти, руководители субъектов РФ, главы предприятий.

В рамках выступления Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов проинформировал участников о региональной политике поддержки авиастроения. Он подчеркнул, что регион готовился к работе в условиях ВТО задолго до получения Россией членства во всемирной торговой организации. Как отмечают эксперты, область выстроила одну из лучших в стране систем привлечения инвестиций. Также создана удовлетворяющая всем мировым требованиям инфраструктура развития – особая экономическая и региональные промышленные зоны, индустриальные парки, наноцентр, кластеры, технопарки, принято передовое инвестиционное законодательство.

Спикеры в ходе заседания комиссии подтвердили, что в регионе действуют меры господдержки, которые не противоречат нормам ВТО, такие как льгота по налогу на имущество для предприятий, производящих воздушные суда. Высвобождающиеся средства направляются на софинансирование программы технического перевооружения производства и реализацию жилищной программы.

По словам Губернатора, это позволило начать осуществление крупного проекта комплексной застройки микрорайона «Запад-2» с общим объёмом инвестиций более 20 млрд рублей, в том числе за счёт налоговой льготы – 56,5 млн рублей. В 2014 году в рамках проекта планируется возвести 11 многоквартирных домов. Это позволит обеспечить жильём более 430 авиастроителей.

Кроме того, с конца 2012 года в регионе действуют законы, предоставляющие налоговые льготы организациям, реализующим услуги по передаче авиационной техники по договорам финансовой аренды. Эти нормативные акты устанавливают нулевые ставки по налогам на имущество и транспортному налогу, а по налогу на прибыль – 15,5%.

Участники заседания высоко оценили проводимую в регионе работу.

«Ульяновск претендует на звание авиационной столицы России, у него есть очень веские основания для этого. То, что мы увидели на предприятии и услышали от экспертов, заставляет нас верить, что это действительно так. Общее мнение участников заседания сегодня, что у России есть все основания вернуть позиции великой авиационной державы, и в Ульяновске очень многое делается для этого. В этом случае регион – пример того, как региональную экономику можно адаптировать к условиям ВТО», – заявил заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ, Председатель Временной комиссии СФ Ильяс Умаханов.

Губернатор Сергей Морозов озвучил препятствия, которые не позволяют в полной мере развивать авиационную промышленность. «Ключевой проблемой для отечественного авиастроения после вступления страны в ВТО является, с одной стороны, низкая конкурентоспособность российских машин в соотношении цена-качество, а с другой – прямой запрет государственных субсидий на производство и закупку воздушных судов. И это действительно так. Но без масштабных бюджетных вливаний отрасль на крыло не поднять. Поэтому одна из важнейших мер господдержки – формирование консолидированного государственного заказа на период до 2020 года на самолеты отечественного производства», – заявил глава региона.

В качестве инструмента поддержки гражданской авиационной продукции Сергей Морозов назвал развитие особых экономических зон. Также он предложил более активно использовать накопленный мировой опыт применения целого ряда косвенных мер господдержки, не подпадающих под прямой запрет ВТО. В их числе – доступ к дешевым кредитам, который имеют иностранные конкуренты.

Говоря о кадровой проблеме в отечественной авиации, Сергей Морозов сделал акцент на необходимости поддержки российских пилотов и инженерно-технического персонала.

«Считаю, что усилия властей и регионального, и федерального уровней должны быть направлены на государственное субсидирование подготовки специалистов для отрасли, на поддержку учебных заведений, на формирование устойчивых связей между ними и производством. В этом плане Ульяновская область уже имеет большой положительный опыт», – заключил глава региона.

По итогам заседания Временной Комиссии подготовлены рекомендации Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, Министерству промышленности и торговли РФ, Министерству образования и науки РФ, Министерству экономического развития РФ, Евразийской экономической комиссии, исполнительным органам государственной власти субъектов РФ в части перспектив развития авиационной промышленности.

ПРЕСС-СЛУЖБА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА