Автор одного из главных вопросов русского человека Николай Чернышевский (1828-1889) стал «гостем» в Историко-мемориаль-ном центре-музее И.А. Гончарова.
Выставка «Н.Г. Чернышевский и Саратов» прибыла по музейному обмену из родного города этого философа-утописта, революционера-демократа, литературного критика, публициста и писателя. Экспозиция «И.А. Гончаров и Симбирск» была представлена в музее-усадьбе Чернышевского в Саратове в прошлом году.
В Ульяновск саратовские музейщики привезли старинные фотографии и другой изобразительный материал с членами семьи Чернышевских и родственных им Пыпиных, видами Саратова. Они переносят зрителя почти на 200 лет назад.
Как выяснилось на открытии выставки, между нашими городами в XIX веке было немало общего. На снимках видно, что Саратов, как и Симбирск, был застроен такими же уютными деревянными домиками, что здесь царили те же патриархальность и тишина. А потому усадьбы отца и деда Чернышевского, где тот родился и вырос, дома, где его семья снимала квартиру, дома, где он бывал в гостях у родственников и друзей, кажутся в чем-то родными и близкими.
Наши города связывают и другие ниточки. Самый знаменитый из симбирян Владимир Ульянов-Ленин признавался, что роман Чернышевского «Что делать?» его «глубоко перепахал». Вообще, Ильич относился к этому революционеру-демократу с огромным уважением и не единожды ссылался на него в своих работах.
А вот у Ивана Гончарова, как и многих других современных ему русских писателей, роман «Что делать?» вызвал оттоожение – в отличие от молодежи, часть которой восприняла его как призыв к действию в создании общества справедливости. Гончаров критиковал своего собрата по перу за «неясность тенденций и шаткость начал», на которых Чернышевский строил свои теории – «призрачное здание какого-то нового порядка». Не принял наш писатель-земляк и литературных творческих приемов молодого автора.
У старшего брата Ивана Гончарова – Николая – личность Чернышевского вызвала интерес. В январе 1851 года они в одной карете ехали из Санкт-Петербурга. До Симбирска их попутчиком был еще один симбирянин – поэт-сатирик Дмитрий Минаев. Всю дорогу троица интеллектуалов говорила «о коммунизме, волнениях в Западной Европе, революции, религии». После короткой остановки в Симбирске Чернышевский продолжил свой путь в Саратов.
Есть другие объединяющие моменты, на которые обратила внимание научный сотрудник центра-музея И.А. Гончарова Антонина Лобкарева. Хотя роман Гончарова «Обломов» весьма не понравился Чернышевскому – в антипатии друг к другу они были взаимны,
– но, вероятно, создавая собственное произведение, невольно попал под некоторое влияние старшего коллеги. Главная героиня «Что делать?» Вера Павловна, как и Илья Ильич Обломов, живет в Петербурге на улице Гороховой. Более того, в роман Чернышевского композиционно включены «сны» Веры Павловны. Не «Сон Обломова» ли тому «виной»?
Саратовские музейщики привезли с собой интереснейший документальный фильм, рассказывающий о весьма экстравагантной для своего времени семейной жизни Николая Гавриловича с Ольгой Сократовной Васильевой. Например, готовясь к женитьбе на ней, Чернышевский решил для себя, что его супруга должна быть равной ему, а в интимных отношениях даже должна лидировать; если же жена полюбит другого, то она вольна без всяких препятствии уйти к нему… И этим принципам Чернышевский не изменил до конца жизни.
Выставка – хороший повод обратиться к недочитанному в школе роману и к личности его создателя – мечтателя, интеллектуала, идеалиста.