Виктория Чернышева
С 1 июня ульяновская авиакомпания «Волга-Днепр» переходит на трехдневный режим работы. Главная причина непопулярного решения — приличное падение объемов грузоперевозок. Этот показатель, по сравнению с прошлым годом, уменьшился наполовину.

Трехдневку предполагается ввести на срок до пяти месяцев — все будет зависеть от ситуации на рынке.

В самой авиакомпании новость о переходе в режим неполного рабочего времени не комментируют. Однако корреспонденту «РГ» удалось узнать, что на трехдневку переведут не всех сотрудников «Волга-Днепра». Коллектив авиакомпании насчитывает около 1400 человек; в это числе входят и зарубежные сотрудники, которых нововведение не коснется. Офисы продаж, расположенные за пределами России, будут работать в обычном режиме. Кроме этого, ряд специалистов работает по своему графику, поэтому норма трехдневки к ним также неприменима.

Те сотрудники, которых переведут в режим неполного рабочего времени, будут работать по особому графику, чтобы простоя работы не было. Трехдневка, разумеется, отразится на их заработной плате.

Падение объемов грузоперевозок — общий тренд на рынке. «Снизился потребительский спрос, идет стагнация в отраслях, товары не покупаются, а поэтому нет смысла их возить, — сообщил «РГ» источник в авиакомпании. — Но мы по-прежнему перевозим спутники, оборудование для нефтегазовой промышленности».

«Волга-Днепр» — крупнейший в мире коммерческий эксплуатант самолетов «Руслан»: в парк авиакомпании входят десять Ан-124-100 и пять Ил-76. Ульяновцы занимаются чартерными перевозками крупногабаритных и сверхтяжелых грузов. В числе клиентов «Волга-Днепра» — государственные и коммерческие организации, работающие в нефтегазовой промышленности, энергетике, тяжелом машиностроении, автомобилестроении, авиакосмической промышленности и других отраслях. В «послужном списке» авиакомпании целый ряд уникальных перевозок, совершить которые другим авиаперевозчикам оказалось не под силу. Например, в 1996 году в Колумбии «Русланы», в рамках контракта с British Petroleum, выполнили первые в мире массовые воздушные перевозки крупногабаритных и сверхтяжелых грузов. За два месяца они сделали 53 рейса и доставили 3750 тонн нефтедобывающего оборудования. Услугами авиакомпании пользовались мировые звезды — Майкл Джексон (в рамках мирового турне в Москву доставили 310 тонн грузов для выступления на трех «Русланах»), Пол Маккартни, создатели первого эпизода «Звездных войн» и так далее.

В 2009 — 2010 году объемы грузоперевозок росли, однако с 2011 года началось их падение. По данным Росавиации, в январе «Волга-Днепр» перевез чуть более 2,7 тысячи тонн грузов, что составило 51 процент к 2013 году. Грузооборот упал почти наполовину — с чуть более 28 до почти 15 тысяч километров. Похожее падение объемов грузоперевозок произошло и у «Аэрофлота». В целом, у пяти крупнейших авиакомпаний — перевозчиков страны («ЭйрБриджКарго», «Аэрофлот — российские авиалинии», «ТРАНСАЭРО», «Волга-Днепр» и «Сибирь») грузооборот в январе составил 96,8 процента.

Данные за январь — февраль свидетельствуют, что ситуация ухудшилась: объем перевозок «Волга-Днепра», по сравнению с прошлогодними показателями, составил 44,5 процента, грузооборот — 44,6 процента. Ранее ежегодно ульяновцы перевозили более 60 тысяч тонн грузов более чем в 80 стран мира. Грузооборот составлял более 350 тысяч километров.

Справка «РГ»
Акционерное общество «Волга-Днепр» зарегистрировано в Ульяновске под №1 в августе 1990 года. Спустя год в эксплуатацию авиакомпании поступил первый самолет Ан-124 «Руслан».

В сентябре «Волга-Днепр» заработала «первый» доллар. Международным рейсом по маршруту «Ульяновск Москва Амстердам Алма-Ата» было доставлено 120 тонн груза. Рейс выполнялся по соглашению под позывным «Аэрофлота». В этом же месяце, совместно с британской авиакомпанией Heavy-Lift Cargo Airlines, было зарегистрировано совместное предприятие HeavyLift-VolgaDnepr. Компанию создали для продвижения уникальных возможностей самолета Ан-124-100 «Руслан» на международном рынке. HeavyLift-VolgaDnepr в лондонском базируется в лондонском аэропорту Стенстед.

В декабре 1991 года Волга-Днепр» была зарегистрирована в Международной организации гражданской авиации (ИКАО) с присвоением компании кода VDA.

«Волга-Днепр» стала первой российской грузовой авиакомпанией — членом Международной авиагрузовой ассоциации (TIACA). В 1993 году, по указу правительства РФ, «Волга-Днепр» стала назначенным воздушным перевозчиком между США и Россией, Китаем и Россией.

Авиакомпания семь раз становилась лауреатом национальной авиационной премии «Крылья России».