На днях я с удивлением узнал о грядущей отмене пригородных поездов “Ульяновск-Глотовка” и “Глотовка-Ульяновск”. Будучи студентом, я очень часто ими пользовался, чтобы на выходных навестить родителей, а заодно пополнить скромный студенческий рацион домашними припасами, поэтому о востребованности данного маршрута могу судить не понаслышке. Он был популярен не только у студентов, но и у дачников, а также тех, кто ездил в Ульяновск из области на работу, лечение, навещал родственников, да и просто по делам. С отменой поезда тысячи людей столкнутся с серьезными проблемами.
Каждую пятницу и субботу вечерний поезд из Ульяновска был буквально забит пассажирами. Сидячих мест на всех не хватало, поэтому люди стояли в проходах, а в плацкартных вагонах забирались на верхние полки. Особенно тесно было весной и осенью, когда помимо студентов и работающих в Ульяновске из города на свои участки устремлялись еще и дачники. Этот поезд хотят отменить в связи с нерентабельностью маршрута.
объявл
Жители нескольких крупных поселков (Охотничья, Выры, Майна, Чуфарово, Вешкайма, Шарлово, Глотовка…) остаются без привычного средства передвижения: из города на поезде они смогут уехать только рано утром, а обратно в город только днем (поезд Глотовка-Ульяновск, который шел по маршруту рано утром тоже отменят). Это неудобно по целому ряду причин. Возьмем, к примеру, мой родной поселок Глотовка. У его жителей остается два варианта попасть в Ульяновск. Первый вариант – утренним автобусом, который приходит в город около 10 утра. В больницу, по делам, на работу или учебу – в любом случае это слишком поздно. Поезд приходит в город около 7 утра и это намного удобнее. Второй вариант – поезд «Инза-Ульяновск», который прибывает в областной центр около 5 вечера – ни туда, ни сюда. Из Ульяновска домой глотовцы смогут уехать либо на утреннем поезде (уходит из города в 7.30), либо в 15 часов на автобусе. Проблема усугубляется еще и тем, что проезд на автобусе стоит дороже и на нем, вдобавок, не действуют студенческие льготы (на пригородных поездах студенты путешествуют за полцены). Словом, то, что отмена поездов добавит жителям станционных поселков проблем – очевидно.
Впрочем, Ульяновская область – не единственная столкнулась с этой проблемой. Отмена пригородных поездов – общероссийский тренд. ОАО «РЖД» через свой сайт объяснило, с чем это связано.
«17 марта 2014 года состоялось рабочее совещание о долгосрочной модели организации пригородного сообщения у председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева, где была рассмотрена и одобрена концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и план по ее реализации.
Концепция, разработанная Министерством экономического развития РФ, определяет принципы организации, регулирования и финансирования отрасли, модель владения и управления активами пригородного пассажирского комплекса, основные направления совершенствования нормативной и методологической базы.
Одним из ключевых пунктов, согласно принятой концепции, является решение закрепить за субъектами Федерации обязанность по организации пригородного сообщения на территории региона посредством размещения государственного заказа на осуществление пригородных пассажирских перевозок, формируемого с учетом положений региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения.
Концепция также закрепляет за субъектом Федерации обязанность осуществления государственного ценового регулирования пригородных пассажирских перевозок с условием обеспечения за счет средств регионального бюджета финансирования деятельности пригородных пассажирских компаний.
По российскому законодательству, формирование маршрутной сети в регионе и транспортного заказа на нее и ранее являлось обязанностью региональных властей. Органы власти субъектов РФ по своему усмотрению и по своему видению создают сконфигурированную сеть на рынке транспортных услуг населению и определяют, где и какой вид транспорта должен осуществлять перевозки, а также выбирают перевозчика.
С целью обеспечить транспортную доступность в своем субъекте и социальную мобильность власти регионов, испытывающих сложности с оплатой выпадающих доходов ППК, из года в год делают транспортный заказ на осуществление железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении. Не секрет, что пригородное железнодорожное сообщение во всем мире решает задачи стимулирования мобильности граждан, а значит, и экономического роста, социальной политики, сохранения окружающей среды. В ряде регионов альтернативных железнодорожному сообщений просто не существует.
В целях создания условий для эффективной реализации субъектами РФ функции заказчика услуг и предсказуемости взаимоотношений заказчика и перевозчика предполагается наделение Минтранса России полномочиями по согласованию региональных стратегий (планов) транспортного обслуживания населения и объемов заказываемой субъектами Федерации транспортной работы в пригородном железнодорожном сообщении. К сфере ответственности федерального центра концепция относит долгосрочное (до 15 лет) стабильное субсидирование содержания федеральной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для целей организации пригородного пассажирского сообщения в размере 24,4 млрд рублей.
Данное решение является стратегическим для дальнейшего сохранения и развития пригородного сообщения в большинстве субъектов Российской Федерации.»

Выходит, федеральная власть решила, как и требует законодательство, возложить бремя содержания пригородных маршрутов на регионы и вполне возможно, что в скором будущем отмененные маршруты будут восстановлены волей губернатора или регионального минтранса. Но в этом случае содержание пригородного поезда потребует субсидий из регионального бюджета. Найдутся ли на это деньги в условиях кризиса – большой вопрос. А мне вспоминается авиарейс из Ульяновска в Германию, который областной бюджет субсидировал в прошлом году. Им пользовалось несколько десятков человек с не самым низким достатком, а затраты бюджета были более чем значительные. В случае с поездами речь идет о тысячах людей, большинство из которых представляют социально незащищенные слои населения: студенты и пенсионеры. Думаю, властям стоит задуматься об этом.
Виталий Ахмеров