9 апреля в Заксобрании состоялся круглый стол, на котором аграрии, представители законодательной и исполнительной власти обсудили готовящиеся Госдумой изменения в Земельный кодекс. Изменения подразумевают проведение территориального зонирования земель и определения чётких границ. Оказалось, что проведение зонирования может оказаться дорогим для регионального бюджета, а сами изменения могут навредить продовольственной безопасности России.
«Никакая страна мира не испытывает такой потребности в учёте земли, как Россия. К сожалению, серьёзного её учёта до сих пор нет. Не всегда определены границы, где, например, земли лесного фонда, где сельхоз назначения и так далее. В этом году впервые заложены деньги, чтобы провести межевание областных и районных земель. В Европе это давным-давно сделано, там каждый квадратный метр земли на жёстком учёте, и цена эта соизмерима с ценой квадратного метра жилплощади», – сказал председатель комитета ЗСО по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Виктор Антипов.
Судя по состоявшемуся обсуждению, изменения в Земельный кодекс несут положительные и отрицательные моменты. С одной стороны они упрощают жизнь предпринимателям, с другой – могут лишить Россию части сельскохозяйственной земли.
«Закон направлен на упрощение режима управления землёй, на упрощение жизни предпринимательскому сообществу. Сейчас изменить категорию земли – очень долгий процесс. Если земли сельхоз назначения изменить на земли промышленности, то это хоть и относительно не долгий процесс, но требует множества документов. Если те же земли сельхоз назначения изменять на земли населённых пунктов, то это может затянуться на год и больше. Сейчас 99 процентов схем территориального планирования сделано, 96 процентов генеральных планов населённых пунктов сделано, но когда делали схемы территориального планирования, границы на кадастровый учёт не ставились», – говорит директор департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Сергей Мишин.
Он также обрисовал возможные отрицательные последствия: «Не подлежат зонированию только высокопродуктивные земли. У нас в области их около 30 процентов. Многие законы направлены на помощь предпринимателям, на снятие административных барьеров. Но, например, когда снимаем контроль качества продуктов питания, мы видим, что ответственности бизнеса нет. Если на участке несколько разрешённых видов использования, собственник может легко сменить этот вид. Так, на землях сельхоз назначения может появиться промышленное производство или что-либо ещё».
Таким образом, считает Мишин, возможна потеря земель сельскохозяйственного назначения, что может отрицательно сказаться на продовольственной безопасности.
«Законом предполагается усилить защиту от застройки земель сельскохозяйственного назначения как важного стратегического ресурса. Не понятно только каким образом. В соответствии с законом регионы смогут утверждать границы особо ценных земель, но защиты её нет», – считает директор НИИ сельского хозяйства Александр Захаров.
В то же время в ходе совещания отмечалось, что изменения можно дополнить, указав, что можно строить на сельскохозяйственных землях, а что – нет, таким образом, защитив их.
Кроме того, проведение зонирования потребует денег. Предполагается, что их будут искать сами регионы и муниципальные образования. Федеральный центр на это денег выделять пока не собирается. В Ульяновской области на зонирование потребуется около одного миллиарда рублей, а таких денег в области нет. Поэтому собравшиеся решили направить предложение рассмотреть возможность выделения федеральных денег.
Окончательно все предложения от Ульяновской области будут готовы до 15 апреля. После этого их направят в Госдуму.
Виктор Мартынов