9 апреля в Законодательном Собрании состоялся «круглый стол» на тему «О проекте федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию».

В мероприятии приняли участие председатель комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Виктор Антипов, депутаты регионального парламента, заместитель министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александр Братяков, директор департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Сергей Мишин, ректор УГСХА Александр Дозоров, директор «НИИ сельского хозяйства» Александр Захаров, представители экспертного сообщества.

4 марта правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона, определяющего переход на новый порядок использования земель в соответствии с территориальным зонированием. Это потребует отмены и пересмотра большинства статей действующего Земельного кодекса РФ, закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и других законодательных актов, являющихся сегодня основой для развития сельского хозяйства. Согласно новому законопроекту, основные работы по определению границ земельных участков, в том числе особо ценных земель сельхозназначения, формированию различных зон в соответствии с видами разрешенного использования земель, разработка сельскохозяйственных регламентов возлагается на региональные и местные органы власти.

По словам Виктора Антипова, федеральный законопроект коснется вопроса особой важности – земельного. Никакая другая страна в мире не испытывает такой потребности в учете земли, как Россия, ведь доскональный учет земель у нас так и не был проведен (в отличие от Европы). В настоящее время земли в Российской Федерации классифицируются по категориям – лесной фонд, земли сельхозназначения и т.д., при этом между землями различных категорий не всегда есть четкие границы.

По мнению представителей Ульяновской государственной сельхозакадемии, зонирование территорий вторично по отношению к подразделению земель на категории, и является дополнительным способом регулирования использования земель внутри каждой категории. Посредством зонирования производятся операции с землей, детализируются правила использования и охраны земель, регулируется порядок хозяйственной деятельности на землях конкретной категории. В случае если деление земель на категории будет отменено, муниципалитеты станут делить свои территории на зоны, устанавливая для каждой перечень разрешенных видов использования (их может быть несколько). В связи с этим участники «круглого стола» выразили озабоченность: обеспечит ли, к примеру, предполагаемая система сохранность лесов и ценных сельхозугодий? Вызывает опасение и тот факт, что пока не предусматривается выделение средств из федерального бюджета на проведение зонирования территорий. Кроме того, по мнению экспертов, прежде чем проводить зонирование, необходимо составить прогноз развития конкретных территорий. Также было отмечено, что в законопроекте не определен порядок перевода земель из одной зоны в другую, нет механизмов, обеспечивающих эффективное использование и сохранность земель сельхозназначения.

Сергей Мишин назвал законопроект нужным и перспективным. На его взгляд, в конечном итоге закон наведет порядок в сфере учета земель и способах их использования. Именно зонирование, считает Сергей Мишин, позволит использовать земли строго по назначению. Дальнейшее во многом будет зависеть от региональных и муниципальных властей.

По итогам «круглого стола» было принято решение поддержать проект федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» c учетом высказанных замечаний рекомендовать Государственной Думе РФ принять его в первом чтении и направить данное решение «круглого стола» заместителю председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам Надежде Школкиной.

По мнению участников «круглого стола», законопроект нуждается в дополнительном всестороннем общественном и экспертном обсуждении.