Министерство культуры РФ в одночасье поменяло составы экспертных советов по поддержке современного искусства. Человеку, далекому от «креативного класса», эта новость, вероятно, покажется дежурной и малозначимой. В действительности она судьбоносна. От экспертов зависит, кто и на какие проекты получит финансовую поддержку. А значит — что вы, именно вы, увидите завтра на сценах или в выставочных залах вашего города.
«Культура» поинтересовалась: какого рода искусство поддерживали упраздненные советы? Какие пьесы были написаны с одобрения этих людей, какие спектакли поставлены, художественные акции проведены?
Результаты наших изысканий шокируют. Бюджетные средства тратились на чернуху, матерщину, порнографию, на бездарное шаманство под вывеской инноваций. На все, что развращает зрителя, вгоняет его в депрессию, убивает в человеке живые чувства, создает образ России как страны унылой и бесперспективной.
Мы убеждены: несмотря на тошнотворность подобного «креатива», с ним необходимо ознакомиться. Простите за то, что вынуждены предлагать вашему вниманию произведения, вопиющие по уровню пошлости и цинизма. Чтобы избавиться от грязи, приходится сначала оценить масштабы загрязнения. Прочтите столько, сколько сможете, и сделайте выводы. В комментариях эти материалы не нуждаются — они предельно красноречивы сами по себе.
На нынешнем номере «Культуры» проставлен ценз «18+». Не допустите, чтобы полосы с соответствующим значком попались на глаза вашим детям. Но главное — удержите их от посещения подобных спектаклей и выставок.
Первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов подписал приказы о формировании новых экспертных советов. Их состав тоже не идеален, однако налицо перераспределение сил: есть надежда, что уродство, наконец, перестанут объявлять красотой, а болезнь — инновационной формой здоровья.
Логично теперь министерству сделать следующий шаг: избавиться от сотрудников, которые составляли списки предыдущих советов и курировали их работу. Вот взыскать разбазаренные государственные деньги вряд ли удастся. А жаль — стоило бы.
ПРЕДЫДУЩИЙ состав экспертного совета конкурса по поддержке современной драматургии
Волчанский А.Р. — главный редактор журнала «Современная драматургия» (председатель совета).
Балашова А.А. — консультант отдела театрального искусства департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России (ответственный секретарь).
Апфельбаум С.М. — директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России.
Белецкий Р.А. — драматург, сценарист, заведующий отделом журнала «Современная драматургия».
Вырыпаев И.А. — художественный руководитель театра «Практика».
Гремина Е.А. — драматург, руководитель проекта «Театр.doc».
Должанский Р.П. — театральный критик, заместитель художественного руководителя Государственного театра Наций.
Заславский Г.А. — театральный критик, шеф-редактор журнала «Станиславский».
Ковальская Е.Г. — театральный критик, обозреватель и редактор журнала «Афиша».
Могучий А.А. — художественный руководитель Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова.
Остропольская Л.Е. — театральный критик, заведующая литчастью Театра имени Е. Вахтангова.
Руднев П.А. — театральный критик, помощник художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова.
Победители конкурса по поддержке современной драматургии
Юрий Клавдиев. «Медленный меч»
Речь персонажей состоит из матерщины. Подробно изображается употребление наркотиков, избиение женщин, насилие и издевательство.
Цитаты:
«Девушка открывает глаза и хочет воткнуть в себя шприц, но натыкается взглядом на людей. Ее берут под руки и ставят лицом к стене. С нее снимают джинсы и трусы. Она думает, что ее будут трахать, но ей поднимают вверх заломленные за спину руки и она сгибается все ниже и ниже, пока ее голова почти не касается пола. Потом ее бьют ногой по половым органам. Потом ее заставят облизать ботинок. Потом ее заставят лечь на пол, в грязь и в кровь, и солнце заглянет в ее глаза, но они будут закрыты, и на нее в это время нассут, а потом снова заставят встать на колени. Ее ударят ботинком в лоб. Она стукнется головой об стену, и шприц выпадет у нее из руки и покатится вниз по лестнице. Кто-то наденет на свой … гандон и заставит ее сосать член. В это время она не будет думать ни о чем. Она будет просто тупо всасывать в себя обернутый латексом член, давиться и не думать… Потом член вынут у нее изо рта, ее погладят по лицу (на самом деле это об нее вытрут сперму), потом пнут. Потом она подберет шприц, выйдет из подъезда, и сядет снова в такси».
< ...>
ТАКСИСТ—1. Ох…ительный пример — бабу мертвую возит по городу, на …
ТАКСИСТ—2. Это пример того, что ты какой-то извращенец, по-моему…
< ...>
ВЛАД (работает на компьютере). Так… так… это — на … это на … ты — сюда иди… так… на … это куда? Так… какого … ? Ты откуда? Давай, сука, давай… Мочи их, киска, мочи!.. давай, б…… о, ништяк!.. так… на … в … Опа… оба, оба, блин, ты че, завис, что ли? Ну, ты пидарас, б…. Ну, … с тобой… Так… так… Это чего? Грузись, сука! … твою мать…
< ...>
Парень сидит на ступеньках, девушка — на полу. Спиной к окну. У нее задрана штанина, ноги исколоты, у нее дрожат губы, в руке шприц, струйка крови течет по ноге.
ДЕВУШКА (трет ногу, втыкает шприц. Некоторое время ковыряется в ноге.) П…ц.
ДЕВУШКА. Б…! Б…! Б…!
Парень, выдавив в себя шприц, блаженно вытягивается.
ПАРЕНЬ. Пососи у меня … ?
ДЕВУШКА. Зачем?
Они медленно залезают друг другу под джинсы, склоняют головы на плечо друг другу. Они отключаются.
< ...>
В это время девушка входит в туалет кулинарии. Женщина с сумкой присела на унитазе. Девушка подходит к ней. Вынимает из сумочки шприц.
ДЕВУШКА. Я тебя сейчас поцарапаю вот этим — и тебе п… У меня СПИД. Если ты заорешь, меня посадят, но мне по … Сумку — давай.
Максим Курочкин. «Травоядные»
Пьеса написана матом. Логика в поступках и высказываниях персонажей не прослеживается. Главная тема диалогов — половые органы, гомосексуализм.
Цитаты:
ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ. Ладно. Пойду. Отрежу себе …
НОВЫЙ ПЕРСОНАЖ. Не надо.
ХАМ НЯМ НЯМ. Не надо, не поможет. Мне не помогло.
ЧЕЛОВЕК В МАСКЕ. Тогда набухаюсь. Угостите сигареткой.
< ...>
ХОМ ВИ ЗДЕ. Как вы относитесь к тому типу фелляции, который практикует героиня фильма «Глубокая глотка»? < ...> Я могу уточнить. Вы не считаете, что установленные фильмом стандарты орального секса базируются на вредном сценарном допущении, что клитор героини Линды Лавлейс находится у нее глубоко в горле?
< ...>
ПЕРСОНАЖ Я. Пидор?
НОВЫЙ ПЕРСОНАЖ. Все не так однозначно. Лоуренс не пидор, его просто гомосексуально ожесточили в турецкой контрразведке.
ПЕРСОНАЖ Я. Стоп. Гомосекам слова не давали.
Дмитрий Богославский. «Любовь людей»
Фабула: героиня убивает мужа, разрубает на куски и скармливает свиньям, затем ее саму забивают до смерти.
Цитаты:
ЛЮСЬКА. Это я его убила, Сережа… В общем, как дело было… ага. Села я и решила его убить. Я всю ночь перед ним просидела… Ночью он орать стал, чтобы я ему воды принесла… Я подушкой ему голову накрыла и легла… сверху. Потом в сарай оттащила… Порубила его. И свиньям кинула. Неделю почти не кормила. В фильме увидела. Потом сумку его взяла, пошла в Речной и недалеко от Речного в лесу выбросила. И жить начала.
< ...>
ЛЮСЬКА. Тварь… тварь… Пусти, Коля. Пусти!
КОЛЯ. Лежать. Лежать, я сказал.
ЛЮСЬКА. Нет, нет. Пусти.
КОЛЯ. Лежать, б… Не дергаться! Ты меня сейчас любить будешь.
Николай Коляда. «Большая советская энциклопедия»
Пьеса представляет собой пронизанную ненормативной лексикой и циничными шутками перебранку трех персонажей на тему того, что нужно уезжать из России навсегда. Попутно персонажи ссорятся из-за права распоряжаться квартирой, оставшейся после умершей одинокой бабушки.
Цитаты:
ВИКА. Тема, б…?! е…ный твой стос, Тема?! Я устала, б…, от нищеты!
ВЕРА. На себя посмотри, фуфло накрашенное. Иди давай отсюдова.
АРТЕМ. Вэри сорри. Я не помешаю вашей милой беседе, если схожу в тубзик? То есть, в туалет? На минетку? А? Оля-ля! Шутка юмора! Ну, ладно. «Я смотрю в унитаз хохоча! У меня голубая моча!»
ВИКА. Уезжаю. За границу. Все, хватит тут, надоело! Нашла агентство. Две тысячи баксов просят. Нет, не проституткой, не думай. Это такой клуб, где девушки танцуют. А я умею. И хочу. Вон отсюда.
< ...>
ВИКА. Иди с этой кочерыгой вон отдыхай, она тебе девственность подарит. А мне дарить тебе нечего уже. Нужен ты мне, как зайцу триппер.
< ...>
АРТЕМ (ходит по комнате, пинает книги). Чего ты мне дашь? Давалово. Вот ведь сучка какая. Сука, сука, сука! Ты похотливка! Вам все плодиться надо, уродки! Как вы достали, бабы, войско дырявое! А под буквою звезда, там проходят поезда, если поезд не прошел, машинист с ума сошел. Ему дали пирожок — он уселся на горшок. Ему дали еще раз — он пустил вонючий газ… Ну не смотри так. Не съешь. Я с головы костлив, с задницы говнив. Русские дебилы, никакой духовности.
Виктор Шендерович. «Бляха-муха»
Грант выделен на постановку в Пермском крае, однако в интернете имеется видеозапись постановки этой же пьесы в январе 2012 года в одном из театров Одессы. Согласно условиям предоставления грантов, пьеса-номинант не должна была ставиться ранее.
Сюжет: власти города Родичева пытаются победить в конкурсе за право называться «Родиной Бляхи-мухи».
Цитаты:
ЛЯДИЧЕВ (в телефонную трубку). Десять страниц давай чтобы было, как у людей — ну, там, цели и задачи, хера в ступе, патриотическое воспитание, все как положено.
ЛЯДИЧЕВ. Х-ха! Сиди ровно. Мы выиграли тендер среди городов, претендующих на звание города — родины Бляхи-мухи!
СУШКО. Ты, Лев Петрович, практически прилюдно трахнул финалистку районного конкурса красоты. По-человечески я тебя понимаю, но зачем при маме-то?
ЛЯДИЧЕВ. Это катаклизм какой-то, а не женщина. Торнадо, б… Извини.
Ольга Погодина. «Сердце Нижинского. Хроники катастрофы»
Под видом пьесы представлен документ в формате бессвязных «дневниковых» записей без начала и конца (отсутствуют персонажи, реплики, ремарки) объемом в три машинописные страницы. Таким образом, стоимость одной страницы этого текста для государственного бюджета составляет более 100 тысяч рублей.
Цитата:
«Нижинский умер в Лондоне в 1950 году. Три года спустя Серж Лифарь перевез останки в Париж, чтобы похоронить на кладбище Sacre Coeur. Втайне при совершении необходимого обряда он вынул сердце Нижинского. Ровно в полночь в подвале Собора безвестный польский монах приготовил из сердца сыворотку. Поступая в кровь, эта сыворотка навечно наделяет человека огромной мистической властью над душами. Лифарь побоялся ввести себе сыворотку. Но это сделал монах. В 1978 году он стал римским папой… Все остальные, кто использовал волшебные ампулы, теряли рассудок и погибали в расцвете лет. Но на краткий срок они становились кумирами миллионов. Воздух, который они выдыхали, приносил состояния. Че Гевара, Элвис Пресли, Мэрилин Монро, Курт Кобейн, Майкл Джексон…»
Константин Стешик. «Время быть пеплом»
Сюжет: девушка идет «на ту сторону», чтобы рассеять над морем пепел дедушки, согласно завещанию последнего. По дороге встречает охотника на вампира, который, на самом деле, пошел с ней «только для того, чтобы трахнуть». Затем встречает вампира. В итоге пепел развеян.
Цитаты:
ОХОТНИК. Перепихнемся разочек и дальше пойдем.
КАТЯ. Ох…, что ли? Б…, эта штука увеличивается. Она сюда летит.
< ...>
ВАМПИР. Со мной. А чем я этого дрочера хуже? Приставать к тебе не буду, мои гениталии все равно к твоим не подходят.
КАТЯ. Даже так?
ВАМПИР. Ага.
КАТЯ. Покажешь?
ВАМПИР. Гениталии?
КАТЯ. Да.
ВАМПИР. Ладно.
КАТЯ. Ого. Ничего себе. Похоже на какое-то хищное растение.
Максим Берштейн. «Хижина неандертальца»
Памфлет на политическую тему. Через город Табурецк, населенный табуретами и табуретками, движется по этапу невинно осужденный олигарх Говорковский. Россию может спасти только «Солнце» — Европа; веками Россия держится только на иностранцах.
Цитаты:
ЛЕНА. Знаете что? Вы мне просто отвратительны. Человек неизвестно за что сидит в тюрьме, а вы еще собираетесь на этом подзаработать!
ЗАВЬЯЛОВ (жестко). Это тебе он заключенный. Власти он — инакомыслящий. Народу — безвинно осужденный. А городу — инвестор.
< ...>
ЛЕНА. Так, первая полоса. «Жители Табурецка встретились с православным святым». Это как?
ДЕНИС. Дальше читай. В наш храм привезли мощи святого.
ЛЕНА. То есть святой не приехал?
ДЕНИС. Приехал… Частично.
< ...>
ЗАВЬЯЛОВ. Я им говорю: Россию со времен Петра Первого иностранцы поднимают. А мне в ответ — непатриотично рассуждаешь. Профессионализм нынче не в чести, только лояльность. Путают люди патриотизм с верноподданностью. Есть, Ленка, такая высокооплачиваемая профессия — Родину любить.
Михаил Угаров. «Маскарад. Маскарад»
Автор отчасти использует сюжетный ход «Маскарада» Лермонтова (браслет, убийство), полностью изменив тематику, проблематику и образную структуру лермонтовской пьесы. Обсценная лексика, девиантное поведение персонажей.
Цитаты:
Дмитрий кладет Лидии руки на плечи, а потом его ладони спускаются на ее грудь… Дмитрий поднимает край ее юбки и залезает туда рукой… Рука Дмитрия под юбкой действует решительно.
ДМИТРИЙ. Что ты чувствуешь? Желание? Жар? Да ты просто вся горишь!
ЛИДИЯ (спокойным и ровным голосом). Я чувствую палец во мне.
< ...>
ДМИТРИЙ. А то будто я живу в давние времена, и я наполеоновский солдат, умираю на обочине Смоленской дороги, и вижу не травинку в поле, а небо. И в нем высоко-высоко летит такая х…ня с рокотом и ревом, а следом тянется белая лента…
< ...>
ДМИТРИЙ. Б..! Я просто сказал: е…-колотить. Я не могу перевести эти слова. Никто не может.
< ...>
ДОУ. Русский язык — ужасный! Если постоянно говорить и думать на нем, то неминуемо сойдешь с ума. Русские сумасшедшие дома полны сумасшедшими, и в этом виноват русский язык… В минуту сомнения этот язык заведет тебя в три сосны и бросит. В тяжелых раздумьях о судьбах родины он не помощник, не поддержка и не опора. Только и будешь думать — стеклянный, оловянный, деревянный — с двумя эн… И почему тогда пьяный с одним эн? Первыми сходят с ума учителя русского языка, а мы все идем вслед за ними…
В раздражении сердца покажется, что это дрянной язык, — злой, уж точно. А подумав год-другой… Или десяток-другой… Поймешь, что этот язык слишком силен и безжалостен для этого народа. Он нам не по плечу…
Светлана Баженова. «По-другому»
Юноша вопреки запретам матери дружит с соседкой-старухой. Его мать спивается, живет с алкоголиком. Юношу забирают в армию. По возвращении он первым делом идет к старухе, но в ее квартире поселились другие жильцы. Юноша знакомится с их дочерью Оленькой. Тема: жизнь люмпенизированных, опустившихся русских людей в провинции.
Цитаты:
САША. Пашка, привет! Есть пожрать?
БАБА ПАША. Ать! Мать-перемать! От Сашка! От сукин сын! Просралась! Все ты под руку со жратвой своей! Сначала придется теперь миссию проходить…
< ...>
БАБА ПАША. А че по ней скучать? Проб…! Предательница! Падла! Силы нет про нее говорить. Нашел, что спросить.
< ...>
МАША. А тебе-то какая разница? Под забор! Под забор подыхать пойду. Я так больше не могу. Как неприкаянная всю жизнь болтаюсь. С м… этим связалась! Он меня пользовал, как хотел. Потом — на улицу вышвырнул.
Николай Рудковский. «Великое переселение уродов»
Бессвязный поток матерщины, угроз причинения телесных повреждений (как правило, половых органов), упоминания об онанизме и похабные шутки, зачастую с гомосексуальным подтекстом. Развитие действия построено на желании одного из героев справить естественную надобность — этой теме посвящены целые диалоги и даже «молитвы» героя:
Голос ЯЦЕКА. Господи. Я снова хочу писать. Снова. Я не могу терпеть, Господи. Не могу… Как хорошо стало. Так легко. Душа, точно, находится в мочевом пузыре. И тепло так стало в ноги. Так приятно. Спасибо, Господи. Я знаю, ты со мной. Ты здесь. Ты рядом. Ты видишь меня. Думаешь обо мне…
Существенное место занимают ссоры героев, содержащие недвусмысленные намеки на их гомосексуальность:
НИЛ. Я тебе лучше в задницу ночью засуну.
ПЭТ. Засунь, засунь. Чтобы мои глисты где не надо по ночам не гуляли. Пусть дома сидят.
< ...>
МУРАТ. Я люблю Путина! Люблю Путина! Люблю Путина! Боже, что я говорю? Это же пропаганда гомосексуализма! Я не люблю Путина! Не люблю!
< ...>
ПЭТ. Чего ты так часто бегаешь? Ты что там онанируешь, извращенец, урод, педик? Точно! Его зацементированный поляк возбуждает!
НИЛ. Это тебя он возбуждает! Как ты ему бутылку в рот засовывал? Глубоко, глубоко! Хотел его, да? Извращенец! А у меня почки! Почки хорошо работают! Ой, мои почки! (Убегает.)
Олжас Жанайдаров. «Душа подушки»
Пьеса для детей, пропагандирующая однополую любовь. Герои (мальчик Костя и подушки, которые живут в детском саду) озабочены тем, чтобы разбиться по парам. Однако подушку-мальчика по имени Гречик никто не принимает, потому что у него внутри гречка. К счастью, находится мальчик Костя, который тоже «не такой, как все», потому что у него аллергия на обычные подушки с пухом и перьями (их играют актеры-женщины). Костя отказывается от подушек с женскими именами и начинает спать с Гречиком.
В финале пьесы складываются две однополые пары: мальчик Костя и Гречик, крыса Чача и подушка Эмма.
Цитаты:
РОЗА. Гречик, не говори чушь. Лучше дождись свою нормальную пару.
ГРЕЧИК. Мне хорошо с Костей.
ВАЛИК. Потому что Гречик нужен Косте, а Костя нужен Гречику.
ГРЕЧИК. Я не хочу менять себя. И мне не нужно менять себя.
РОЗА. Значит, он — твоя пара?
ГРЕЧИК. Да, он.
Министерство культуры Российской Федерации
Приказ № 604 от 04 апреля 2014 г. Москва
О внесении изменений в состав экспертного совета конкурса по поддержке современной драматургии, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.10.2013 № 1601
В связи с необходимостью уточнения состава экспертного совета конкурса по поддержке современной драматургии приказываю:
1. Внести изменения в состав экспертного совета конкурса по поддержке современной драматургии, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.10.2013 № 1601,изложив его в новой редакции, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра культуры Российской Федерации Е.Б. Миловзорову.
Врио министра В.В. Аристархов
НОВЫЙ состав экспертного совета конкурса по поддержке современной драматургии
Варламов А.Н. — писатель, критик, член Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству (председатель экспертного совета) (по согласованию).
Апфельбаум С.М. — директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России.
Адабашьян А.А. — драматург, режиссер, актер (по согласованию).
Володарская Ф.А. — редактор (по согласованию).
Вяземский Ю.П. — заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета мировой журналистики Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (по согласованию).
Заславский Г.А. — театральный критик, шеф-редактор журнала «Станиславский» (по согласованию).
Кублановский Ю.М. — поэт, критик, искусствовед (по согласованию).
Лунгин П.С. — кинорежиссер, сценарист (по согласованию).
Могучий А.А. — художественный руководитель Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова (по согласованию).
Ореханова Г.А. — руководитель литературно-драматической части Московского Художественного академического театра имени М. Горького (по согласованию).
Поляков Ю.М. — писатель, драматург, главный редактор «Литературной газеты» (по согласованию).
Прилепин Е.Н. — писатель, драматург, критик (по согласованию)
Шаргунов С.А. — писатель, критик (по согласованию)
Щепенко М.Г. — художественный руководитель Московского театра русской драмы под руководством Михаила Щепенко, режиссер, драматург, актер (по согласованию)
Ямпольская Е.А. — главный редактор газеты «Культура», журналист, писатель, театральный критик (по согласованию)
Балашова А.А. — консультант отдела театрального искусства департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России (ответственный секретарь).
ПРЕДЫДУЩИЙ состав экспертного совета конкурса по поддержке молодой режиссуры
Золотовицкий И.Я. — ректор Школы-студии МХАТ (института) имени В.И. Немировича-Данченко (председатель совета).
Женовач С.В. — заведующий кафедрой режиссуры РАТИ (ГИТИС), руководитель Студии театрального искусства (заместитель председателя совета).
Балашова А.А. — консультант отдела театрального искусства департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России (ответственный секретарь).
Андрейкина М.С. — директор Московского драматического театра имени К.С. Станиславского.
Апфельбаум С.М. — директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России.
Бархатов В.А. — художественный руководитель оперной труппы Михайловского театра.
Лоевский О.С. — заместитель директора по творческим вопросам Екатеринбургского театра юного зрителя.
Любимов Б.Н. — директор Высшего театрального училища (института) имени М.С. Щепкина.
Газета «КУЛЬТУРА» 10.04.2014
из Перми
Николай Алексеевич, доброго вам здоровья!
От процитированных кусков я просто в шоке! Это же навоз! Нет, я не прав, навоз выполняет благое дело – удобряет почву народную. А это – общественный туалет либеральной демократии, куда сброшена вся дрянь и мразь! Это разложение, безвозвратная утрата поколений… Дай-то Бог, чтоб хоть что-то изменилось. Да это неизбежно изменится, потому что как на песце дом не устоит, так на гнили культура.
С почтением Богомолов.
Суряк
Смысл помещать здесь тексты скотоподобных?Хотя именно они вырвали почву из под ног, у очень значительной части населения.Те кто здесь читает и пишет-знают и так об этом не понаслышке.Если только ещё раз напомнить о том, какая сила наведёт бесовское наступление на народ?