Ульяновский областной суд вынес решение об отмене приказов министерства экономики региона об установлении нормативов на услуги ОДН, из чего заинтересованные структуры из числа управленцев ЖКХ и аффилированные с ними СМИ поспешили сделать вывод, что «теперь плата за ОДН может вырасти в разы». Но все это не совсем так, а, возможно, и совсем не так. Во всяком случае суд отменил приказы не потому, что нормативы были якобы занижены.
С иском в Областной суд обратились коммунальщики – одна из городских саморегулируемых организаций. В своем заявлении она указала, что Минэкономики определило нормативы так называемым расчетным методом (по формулам), тогда как была возможность установить их методом аналогов, использовав показания приборов учета, установленных в квартирах и в домах. Разница же между показаниями общедомовых приборов и суммой показаний квартирных + объемов по нормативам, где приборов учета нет, получается больше, чем установленные ОДН-нормативы, из-за чего управляющие компании несут убытки.
Не обратив почему-то внимания на совершенно неправовую трактовку истцом понятия ОДН, которое есть не разница показаний тех-то и тех-то счетчиков, а расход ресурса на обслуживание общедомового имущества, суд рассмотрел дело по существу и пришел к выводу, что приказы противоречат федеральному законодательству и должны быть отменены. Во-первых, потому, что Минэкономики даже не пыталось рассчитать нормативы методом аналогов и не пояснило суду причину предпочтения расчетного метода. Во-вторых, в материалах дела имеются расхождения между размером площадей общедомового имущества в домах по версии Минэкономики и по версии управляющих компаний, которые предоставили эти данные по запросу суда (есть, впрочем, подозрение, что данные от УК завышены, поскольку они тут – явно заинтересованная сторона). В-третьих, расхождения имеются и в количестве проживающих, указанном в приложениях к приказам. То есть причиной отмены нормативов стала, скорее уж, безалаберность их разработчиков, чем ущерб, который они кому-то то ли нанесли, то ли не нанесли.
В статьях управленцы домами приводят примеры «несправедливости нормативов». Глава одного из ТОК сообщает, что в его доме за месяц вылито на 200 кубов горячей воды больше, чем подтвержденный документально расход жильцов. Пошли по квартирам проверять, оказалось, что чуть ли не в половине счетчики намагничены. И как, дескать, с этим соотносятся действующие нормативы? Но, уважаемые, вы обвиняете жильцов в воровстве воды, а это совсем из другой оперы, чем нормативы. Федеральное правительство установило их не из расчета, сколько могут украсть, а из расчета, сколько воды теоретически уходит на мытье полов в подъездах. То же правительство дало вам полномочия по борьбе с воровством. Вы вправе выявлять лишних (непрописанных) жильцов. Вправе проверять счетчики и в случае махинаций с ними начислять плату по нормативу.
Этим и следует заниматься, вы же, перевернув предмет с ног на голову, пытаетесь через суд вынудить власть узаконить воровство (если, конечно, оно вообще есть), включив пропадающие без вести объемы той же воды в норматив на ОДН. У меня лично масштабы воровства, которые называют управляющие компании, вызывают очень сильное сомнение, и разница между показаниями общедомовых счетчиков и объемами ресурса, потребляемого жильцами, тут не аргумент. Дело, возможно, вовсе не 8 заниженных показаниях квартирных приборов учета, а в завышенных показаниях общедомовых счетчиков. В ситуации с отоплением в декабре, и особенно в феврале, город увидел, как это делается – показания счетчиков можно, как выяснилось, смастерить любые – на сколько хватит аппетита и наглости. Общедомовые приборы учета воды не контролируются жильцами так же, как не контролируются ими и приборы учета тепла. Самоустранились от этого, вероятно, и УК, хотя контроль за показаниями общедомовых счетчиков – их прямая обязанность, поскольку по договорам управления они действуют от имени и в интересах жильцов.
И я подозреваю, что вся эта истерия с намагниченностью разжигается вовсе не в целях борьбы за достоверные показания квартирных счетчиков, а в целях борьбы с самими этими счетчиками, чья массовая установка сильно ударила по карманам ресурсоснабжающих организаций. И выбрана такая тактика: даже если вы не намагничиваете свои счетчики (где бы, интересно, взять столько магнитов, даже если бы все умели это делать?), но к вам придут, замерят и обнаружат, что ваши приборы намагничены, и выставят вам счет на несколько сот тысяч рублей. И суд вам их присудит -ничего не докажете. Цель, в общем, запугать. И какой вывод напрашивается? Правильно, счетчик демонтировать, платить по нормативу, больше, зато спокойней. Шантаж, словом.
Решение Облсуда Минэкономики намеревалось оспорить в Верховном суде РФ, и, пока не пройдет это обжалование, действующие нормативы остаются в силе. Если же суды обяжут-таки министерство принять новые нормативы, на это потребуется время. Некоторые хотели бы, чтобы плата за ОДН в этот межеумочный период начислялась жильцам в полном объеме, что, по-моему, совершенно некорректно. Нормативы на ОДН в качестве лекарства от беспредела введены Москвой – Постановлением правительства №344 от 16.04.2013 года, и никто не вправе выбивать ульяновцев из этого федерального правового поля. А вообще речь должна вестись не об отмене тех или иных нормативов на ОДН, а об отмене платы за ОДН в принципе. Постановление правительства №354 от 6.05.2011 года устанавливает, что услуга на ОДН может оказываться только в тех случаях, когда в местах общего пользования есть необходимая для ее оказания инженерная инфраструктура. Для воды это трубы и краны.
Сергей ПОЛЕНОВ