Ульяновское здравоохранение находится в фазе завершения реструктуризации. И завершит её новый министр здравоохранения и социального развития Ульяновской области Павел Дегтярь, ранее возглавлявший Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. По мнению министра, курс, взятый прежним руководством ведомства, верный, и за последние годы он привёл к впечатляющим результатам, поэтому менять его не имеет смысла.

Мы побеседовали с Павлом Дегтярём о насущных вопросах ульяновского здравоохранения и выяснили, какие пути решения для старых проблем видит новый министр.

– Павел Сергеевич, недавно вы официально заняли должность министра здравоохранения и социального развития. Куда будет двигаться ульяновское здравоохранение под вашим руководством? Каковы основные векторы развития?

– Революция в здравоохранении невозможна и не нужна, она ни к чему хорошему не приводит. Вектор останется тот же, он будет ориентирован на достижение задач, сформулированных в майском указе президента в части демографии и стремление к стабилизации демографической ситуации в регионе.

Основная задача здравоохранения сегодня – не сломать то, что есть. Система здравоохранения области функционирует довольно не плохо. Нужно обеспечить такой подход, чтобы пациент чётко понимал, куда он должен обратиться, а врач чётко понимал, куда он должен отправить пациента.

– Можете ли вы назвать сильные стороны и, наоборот, больные места ульяновского здравоохранения?

– Ни для кого не секрет, что проблемы с материально-технической базой остаются. Отремонтировать по модернизации удалось не всё, не всё оборудование удалось поменять.

Сохраняется и кадровая проблема, но у меня есть понимание, как её решать. Нужно взаимодействовать со всеми вузами страны, с традиционными партнёрами, а также повышать зарплаты.

У ульяновского здравоохранения есть большое преимущество – первый этап информатизации ушёл далеко вперёд от других регионов Поволжья. Наша задача – отладить механизмы направления потоков пациентов, чтобы пациент не ходил и искал, как получить консультацию, и не ограничивать этот записью через сайт «Доктор73». Наша задача – максимально снизить очереди.

– Недавно вы упоминали, что собираетесь восстанавливать отношения с астраханским медвузом. Получилось осуществить задуманное?

– Вчера был в Астрахани, встречался со студентами. Мы заключили соглашение с Астраханской медицинской академией, по которому в течение 5 лет мы гарантировано будем осуществлять совместную подготовку кадров для ульяновского здравоохранения по целевому набору. Далее это соглашение будет продлеваться ежегодно. Уже в этом году вуз готов предоставить 10 мест для студентов лечебного дела и 10 мест для студентов-педиатров из Ульяновска.

Астраханский вуз много десятков лет поставлял квалифицированные кадры ульяновскому здравоохранению. Сегодня, к сожалению, я не встретил там ни одного ульяновского студента. Значит, связь была утеряна, и мы её восстановим.

– Как продвигается реструктуризация системы лечебных учреждений?

– Реорганизация не может состояться в один день. Все коллективы должны быть предупреждены, все финансовые документы должны быть готовы. Этот процесс находится на завершающем этапе, к концу апреля все мероприятия по реорганизации будут завершены. Мы получим ряд новых объединённых лечебных учреждений. Процесс непростой, но, учитывая опыт регионов, которые уже реализовали подобный проект, например, Самары и Нижнего Новгорода, мы видим, что эффект от этого есть.

– Помнится, зимой были проблемы с городской детской поликлиникой №2, персонал и общественный совет которой выступал против реорганизации. Как дела обстоят сейчас?

– Была проведена разъяснительная работа, все получили ответы. В любом случае, ухудшения качества медицинской помощи в этом лечебном учреждении мы не допустим.

– Во многих регионах этот процесс уже прошёл. Это обязательная ступень, или одна из возможных ветвей развития здравоохранения?

– На данном этапе ситуация, которую мы имеем, на мой взгляд, нуждается в преобразовании. Хорошо, когда каждое учреждение является отдельным юридическим лицом, но в этом случае встаёт вопрос эффективности менеджмента, качества управления. И в итоге мы видим лечебные учреждения, находящиеся в одинаковых условиях, но по-разному расходующие средства, оказывающие медицинские услуги разного качества.

– Насколько успешно функционируют пищеблоки в ЛПУ, переведённых на аутсорсинг? Станет ли аутсорсинг всеобъемлющим?

– Любая неспецифичная для лечебного учреждения функция должна выходить из его состава. Врач должны лечить, управленцы должны организовывать лечебный процесс. Когда главврач принимает функции завхоза, это не совсем правильно.

Если бизнес готов оказывать услугу качественно, за те же средства, которые предусмотрены ОМС, то почему нет?

Работая с сайтом Доктор73, мы видим, что в некоторых лечебных учреждениях достаточно печальные отзывы о работе аутсорсинговых компаний. Мы будем анализировать ситуацию, выезжать на места и принимать решение, насколько эта система целесообразна для конкретно взятого учреждения.

Кроме того, инвестор будет производить модернизацию пищеблока. Все коллективы, которые ранее работали в больнице в сфере питания, сохраняются в том же составе.

– Павел Сергеевич, за последние полгода в районах области уже дважды возникали вспышки кишечной инфекции. Это форс-мажор, или в районах кто-то не дорабатывает?

– Я не думаю, что это закономерность. Если бы это было так, и кто-то не выполнял свои функции, надзорные органы очень жёстко отреагировали бы на это. Каких-либо опасений и предпосылок, чтобы говорить о системных проблемах, у нас нет.

– По каким вопросам чаще всего обращаются на «горячую линию» ТФОМС? Когда начнёт функционировать новая «горячая линия» по здравоохранению и соцзащите? По каким вопросам ульяновцы смогут получить консультации?

– «Горячая линия» фонда обязательного медицинского страхования продолжает действовать по номеру 8-800-100-73-09. Новая «горячая линия», доступная по телефону 8-800-200-73-07 будет принимать звонки в режиме колл-центра. Ульяновцы могут обращаться по всем вопросам, связанным со здравоохранением и социальной защитой, и предполагается, что по этому телефону можно будет записаться на приём к врачу.

В ближайшее время мы также запустим такой программный продукт, который позволит нам отслеживать ситуацию по плановой госпитализации, по взаимосвязи поликлиники и стационара.

Сегодня страховая – основной защитник. Благодаря новому программному обеспечению, в ближайшие недели оперативной информацией о состоянии всех лечебных учреждений будет обладать и министерство здравоохранения, и страховые компании, и Фонд обязательного медицинского страхования.

Вопросы на «горячую линию» поступают разные: по платным услугам, по этическим вопросам, но каких-то вопиющих фактов нарушения прав пациентов имеем очень мало и достаточно жёстко по ним реагируем.

– Сколько людей уже получили полисы единого образца? Они чем-то отличаются от старых по функционалу?

– По большому счёту, это новый формат бумаги. Он упорядочивает процесс страхования. Это единый образец на территории РФ. Он даётся 1 раз и на всю жизнь, независимо от того, работает человек или нет. Но и старые полисы будут действовать на территории региона. Заменено уже более 73 процентов старых полисов – порядка 935 тысяч, динамика хорошая. К началу 2015 года этот процесс завершится.

– Павел Сергеевич, на каком этапе находится строительство федерального перинатального центра?

– На сегодняшний день произведены торги, заключается контракт на производство проектно-сметной документации. Единым исполнителем проекта в соответствии с распоряжением президента будет государственная корпорация «Ростехнологии». Мы подготовили проект соглашения, в целом идём по той дорожной карте, которая была прописана совместно с Минздавом России. Уже начались подготовительные работы по очистке участка, подготовке к выносу сетей. К маю 2016 года центр должен быть введён в эксплуатацию.

– Если я правильно понимаю, пациентками федерального перинатального центра станут в первую очередь роженицы с различными патологиями беременности…

– Действительно, пациентки будут попадать наиболее сложные. Физиологичные роды может произвести любое родильное отделение, а осложнения должны сопровождаться опытными врачами, чтобы вовремя оказать медицинскую помощь. Поэтому и было решено строить центр при областной детской клинической больнице.

– Перинатальный центр будет обслуживать только Ульяновскую область, или планируется принимать рожениц из других регионов?

– Лечебное учреждение решает задачи регионального масштаба. Мы будем рады, если к нам будут приезжать рожать из других регионов, но основная задача – это создание полностью замкнутого цикла оказания акушерско-гинекологической помощи жителям Ульяновской области.

Возглавив региональный Минздрав, Павел Дегтярь постоянно посещает лечебные учреждения области, общается с людьми, сидящими в очередях, пробует больничные каши, которые подают детям на завтрак. Пользуясь тем, что его пока ещё не все узнают в лицо, Павел Дегтярь лично осуществляет проверки, приходя в больницы, записываясь на приём под видом обычного пациента и сталкиваясь со всеми теми трудностями, с которыми сталкиваются все жители Ульяновской области. После этого довольно трудно доказать министру здравоохранения блестящую организацию лечебного процесса. Именно выбранная Павлом Дегтярём тактика «личного погружения» позволяет верить в правильность избранного вектора развития.

Алексей Хорошилов