Виктория Чернышева
Ульяновский юрист Константин Толкачев потребовал отменить постановление регионального правительства, которое утвердило программу капитального ремонта многоквартирных домов с 2014 по 2044 годы. Документ, определивший главные “правила игры” для собственников жилья – минимальный размер ежемесячного обязательного взноса за капремонт, а также очередность его выполнения, по мнению истца, попросту “сырой”, имеющий массу недочетов и неточностей. А потому в существующем ныне виде программа, по мнению Толкачева, нарушает его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и другими нормативными актами.

Неточности и неопределенности
Напомним, программы капремонта регионы РФ должны были разработать в соответствии с федеральным законом, включившим в Жилищный кодекс новые положения. Суть изменений проста: в платежках собственников жилья появляется новая строка. Минимальный размер платы за капремонт для Ульяновской области на 2014 год (он устанавливается федеральным стандартом) – 5 рублей 20 копеек за квадратный метр. Меньше собирать нельзя; больше, по решению жильцов, можно. Деньги предполагается копить двумя путями: на счету специально созданного регионального оператора (в этом случае работы будут проводиться “вскладчину”: если срок подошел, а сумма на счету дома недостаточная для проведения ремонта, используются средства, собранные жителями других домов). Либо собственники собирают средства самостоятельно, на своем счету в любом банке, но тогда им придется полностью набрать необходимую сумму.

– В региональной программе есть масса неточностей. Например, в областном законе приводится норма, что программа капремонта принимается на 30 лет. А в постановлении правительства, которое я обжалую, указывается 31 год. Если посмотреть адресный перечень, то капремонт моего дома, например, значится в двух периодах: 2027 – 2029 и 2039 – 2041 годы. В законе есть требование, что регпрограмма должна содержать конкретный год. А тут – только плановый период, – поясняет свою позицию юрист.

Масса вопросов у Толкачева возникла и к списку домов, которые должны стать “пионерами” программы – их планируется отремонтировать первыми.

– Ключевым фактором включения в программу является, в том числе, количество лет эксплуатации конкретных домов. Адресный перечень должен формироваться на основании их электронных паспортов. Но сейчас же в перечень включены дома, которым 40 лет, 36, 124 года, 20 лет. В нарушение всех норм, указано, что в первую очередь ремонтируются дома, жители которых приняли решение еще до принятия регпрограммы собирать взносы на капремонт. Это никак не соотносится с Жилищным кодексом! Более того, статья 168 ЖК говорит, что в первоочередном порядке капремонт должны провести в многоквартирных домах, где требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, при условии, что он не был сделан. По решению судов, администрация города должна провести такие работы за счет бюджета почти на миллиард рублей! Но в программе это никаким образом не отражено, – говорит истец.

Еще одна претензия Толкачева – то, что региональное правительство не представило и не обосновало наличие электронного паспорта дома, правильности его заполнения, правовой роли этого документа, а также до настоящего времени не разработало либо не представило акты, на основании которых устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов.

Руководитель Фонда содействия реформированию ЖКК и энергоэффективности Ульяновской области Сергей Гигирев не согласен с тем, что постановление правительства нужно отменить.

– То, что программа требует периодического уточнения, допускается законом. Мы предполагаем, что 2014 год будет переходным периодом, а потому в перечень и попали только те дома, в которых уже на момент подготовки сформирован фонд капремонта. С 2015 же года в следующее трехлетие мы пойдем по классической схеме, – объясняет Гигирев. – Каждый человек имеет право на защиту своих интересов в суде. Но я предпочитаю, чтобы критика была конструктивной, нужно искать пути решения, реализации законов с наименьшими социальными потерями.

Передвинули на 10 лет

Между тем, принятым вариантом программы недоволен не только Константин Толкачев. Ульяновский Центр по защите прав потребителей собрал 2000 подписей против поспешного принятия региональной программы капремонта в Ульяновской области и за необходимость пересмотра норм Жилищного кодекса. Обращение направлено в администрацию президента РФ, ОНФ, губернатору и заксобрание региона. По мнению руководителя Центра Дениса Литвинова, сбор денежных средств может быть сопряжен с риском мошенничества, некомпетентности, ошибки. Но даже если будет все честно и прозрачно, никто не может остановить падение рубля: его курс сегодня нестабилен, а потому существует риск невыполнения задуманного. Если, положим, в 2015 году запланировано отремонтировать, 100 домов, а по факту, из-за инфляции, будет отремонтировано домов 50, нарушения плана будут расти в геометрической прогрессии.

– За последние два года 20 домов выиграли суды по капремонту – все они значатся в программе не раньше 2025 года. Более того, перечень работ, которые планируется провести в этих домах, в два раза меньше, чем тот, что озвучен в решениях судов. То есть, мало того, что сроки отодвинули на 10 и более лет – еще и урезали сам объем капремонта, – говорит Литвинов. – Есть и такие факты: в доме, где расположен наш Центр, в три раза завышена площадь крыши, и в несколько раз – площадь фасада. Подрядчику придется ремонтировать не 300 квадратных метров, а 100. А разница в сумме, с большой долей вероятности, кому-то упадет в карман.

Константин Толкачев и вовсе считает, что программа капремонта похожа на “огромную пирамиду”.

– Но она была бы хоть чуть-чуть стабильна, если бы было предусмотрено бюджетное софинансирование. Но, к сожалению, оно идет как возможность, но не как обязанность. В областном законе указано, что в программе должна содержаться ссылка, как каждый конкретный дом будет софинансироваться, но в адресном перечне этого нет. На мой взгляд, можно было бы указать не конкретные суммы, а хотя бы размер процентного соотношения. Жители собрали такую-то сумму, а правительство софинансирует хотя бы уровень инфляции, – уточняет юрист.

Сергей Гигирев подтверждает, что если в 2014 году софинансирование программы из бюджета еще предусмотрено, то “в 2015 году будет очень мало, а далее – неизвестно. Все зависит от бюджетной обеспеченности”.

О необходимости обязательного софинансирования капремонта в своем блоге заявил депутат заксобрания Ульяновской области Геннадий Антонцев: “Законодательством предусмотрена лишь возможность финансовой поддержки капремонта “за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета”. Многие регионы и муниципалитеты не в состоянии оказывать финансовую поддержку по причине дефицита казны. При этом большинство граждан не верят в то, что их дома дождутся капремонта, что накопленных денег хватит, их не съест инфляция или их не разворуют. На мой взгляд, государство должно взять на себя обязанность софинансирования капремонта, для чего нужно изменить законодательство. Это необходимо как экономически (собственники самостоятельно не вытянут капремонт), так и с точки зрения справедливости. Такая мера повысит доверие людей как к государству, так и к приближающемуся капремонту”.

Иск, поданный Константином Толкачевым, первый в России. По его словам, этот прецедент очень важен: время доработать программу, пусть и посредством судебных разбирательств, пока еще есть.